НАШ РОДНОЙ ЧЕЛОВЕК Римма Артемьева "На нас пограничной судьбины печать...” - напишет в своем посвящении близким друзьям Льву и Сусанне Глебовым Инна Васильевна Потахина - известная казахстанская поэтесса, мэтр журналистики и удивительный человек. Теперь, год спустя после ее ухода из жизни, острее ощущая утрату, еще дороже становятся воспоминания, каждое мгновение, проведенное вместе.
Детство Леонида Мартынова прошло на Великом Сибирском железнодорожном пути. Его домом многие годы был салон-вагон отца, инженера-путейщика и гидротехника Транссиба. Маленький Леня жил словно в двух мирах: один мир – это громадные леса, дикие горы и бескрайние сибирские просторы за окном поезда, где «щетинится чертополох, пропахший паровозным дымом», а другой – небольшой, уютный, скрипучий мир вагона, мир книг и мечтаний.
МАРТЫНОВ, ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ (1905–1980), русский поэт, переводчик, мемуарист. Родился 9 (22) мая 1905 в Омске в семье инженера-строителя железной дороги, детство провел в служебном вагоне отца на Великом Сибирском пути. Учебу в Омской классической гимназии прервали революционные события. В 1920 вошел в группу омских футуристов. С 1921 публиковался в местной прессе – заметки в газете «Рабочий путь» и стихи в журнале «Искусство», позднее в журналах «Сибирские огни», «Сибирь», газете «Омский водник». Пытался поступить во ВХУТЕМАС в Москве; вернулся домой из-за житейских неурядиц (голод, болезнь); занимался самообразованием. По журналистским поручениям и по собственной охоте меняя занятия (от сельского книгоноши до участника геолого-геодезических экспедиций), много ездил по Сибири, что впоследствии нашло отражение в его книге очерков Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу, 1930.
Для всякого просвещенного человека, и не только казахстанца, славное имя Сергея Николаевича Маркова — самый надежный пароль в магические пространства страны его многожанрового творчества, слитого воедино с его же масштабными добродеяниями во благо Казахстана и России, прежде всего. Ему, уроженцу старинного посада Парфентьева, затерянного в дремучих лесах между Волгой и Белым морем в Сусанинской Костромской стороне (там Марков появился на свет божий 12 сентября 1906 года), древняя земля казахов с самых юных лет, выпавших на крутое лихолетье Великой Гражданской Смуты, стала вновь обретенной родиной. В 1920 году 14-летним круглым сиротой, потеряв отца с матерью в адском смерче этой Смуты (на руках осталось пять младших братьев и сестер), Марков поступил на работу в редакцию акмолинской газеты «Красный вестник». Журналистика закалила его честность и порядочность, вывела в крупные поэты и прозаики, сделала ученым с мировым именем.
В коридорах КазГУ во времена ректора Закарина жизнь била ключом. Были здесь свои поэты. Один из них, Аблай Абишев, во многом старался подражать кумиру тогдашней молодежи – Олжасу. Написал своих “Аргамаков”. С редкостной страстью цитировал из “Доброго времени восхода”. И вот однажды прочитал незнакомое: У поэтов высокие судьбы И, как плаха, открытые лбы. Каждый сущий поэта судит, Слава – тоже удар судьбы.
Я не могу сказать, что хорошо знал Булата Лукбанова… Этот человек был непостижим в своей исключительности, поскольку был очень талантлив, возможно, даже гениален. Я приехал в Алма-Ату в начале восьмидесятых годов, уже сложившимся человеком, семейным, издав стихи в коллективном сборнике и отдельной авторской книжке, и даже не подозревал о том, что до нашей генерации (К. Бакбергенов, Е. Сатыбалдиев, О. Жанайдаров, Б.Канапьянов, Б.Каирбеков,) существовало еще одно поколение казахских поэтов, писавших на русском языке: (А. Абишев, Р. Тажибаев, Б. Лукбанов, С. Кудерин, Н. Абилев). Казахский народ, благодарение богу, неисчерпаем на поэтические таланты, поскольку мать – Великая Степь – обширна и неисчерпаема, равна Небу – вдохновителю! И не удивительно, что какой-то малый процент казахских поэтов пишет на русском языке, языке великого А.Пушкина и Л. Толстого, поскольку русский народ был не только соседом казахам, но и вторгся после столыпинских реформ на наши территории. Степь и здесь была велика и великодушно приняла часть чужого народа, спасая его от европейских невзгод и бескормицы.