Хочу немного поделиться своими воспоминаниями о моих сверстниках, живших в то советское время на нашей улице . В силу моей замкнутости и «мрачного» склада характера я не могла участвовать в их , казалось для меня, по своему необычной, наполненной яркими событиями по местным меркам образу жизни . Но несмотря на это, я волей – неволей сталкиваясь с ними, видела их, общалась, ведь жила на той же улице, где жили они, и училась вместе с ними в одной и той же школе! Их родители были из тех многочисленных рабочих, которые прибыли первопроходцами в Среднюю Азию осваивать Среднеазиатскую Голодную степь. Объединяясь в многочисленные дружные коллективы, они организовывали здесь крупные строительные бригады, ПМК, управления и тресты, как например, тресты «Казголстепводстрой» и «Жетысайсельстрой» и бесстрашно шли осваивать целинные и залежные земли этого края . Эти люди по - профессии экскаваторщики, бульдозеристы, трактористы, скреперисты и другие на самом юге Казахстана, в неимоверно тяжелых климатических условиях, под палящим изнуряющим, бесжалостным солнцем степи «Мырзашол», почти в абсолютном безводье строили дороги, затем прокладывали оросительные каналы и многочисленные арыки, доводя жизненно необходимую и столь желанную для степняков живительную воду даже в отдаленные отгоны казахов - скотоводов, веками кочевавших в сухой раздольной степи между редкими колодцами (қудық) с драгоценной, как сама жизнь в этих пустынных краях, колодезной водой. Постепенно первопроходцами вводились в строй вертикальные дренажи и на глазах у изумленных местных жителей, важно передвигающихся верхом на верблюдах, как на кораблях и буд-то плавно плывущих как по морю в бескрайней ковыльной степи, превратили большую часть ее в зеленый и оживленный остров - оазис, а строители, плотники, каменщики, водопроводчики, газовики и другие, стали возводить здесь новенькие жилые дома, больницы, клубы, затем и Дворцы культуры, стадионы, театры и многое другое, тем самым как бы вдохнули совсем другую, новую жизнь в веками стоящую в диком безмолвии Голодную степь . Создавая населенные пункты - целые городки, села, поселки и часто сами же, заселяя их, первоцелинники становились горожанами, колхозниками и рабочими совхозов. Искусственно орошая землю через самими же проложенные в безводной степи каналы, стали заниматься растениеводством, выращивали бахчевые, виноград, табак , также занимались садоводством, животноводством и каракулеводством. А в годы Великой Отечественной войны стали надежными поставщиками основной оборонной продукции страны - хлопка –сырца. С тех пор данная сельхозкультура , внедренная этими первоцеллиниками- первопроходцами – является основной - монокультурой района. Первоцелинники были людьми разных национальностей и народностей: немцы, греки, татары, башкиры, осетины, корейцы, евреи и др. , то есть все те , которые в годы сталинского геноцита и в годы освоения Голодной степи вместе со всеми согнанными со всех концов Советского Союза репрессированными были выселены с родныхо мест и заселились здесь, на юге страны, они то и были основной частью жителей нашего Жетысайского района (более 120 национальностей и народностей, чем район очень в то время гордился). Вот, представляете, какое было яркое смешение обычаев, нравов и языков ! А их дети! Солнечно рыжие, как многочисленные дети наших соседей Braun, Lorenz, Kutsch, Chslik или загорело-смуглые как дети Керопян, Казиевых и какие-то особенные с голубыми глазами и черными волосами - Пановых, Цундрик, Миньяшевых, Лукьяновых, Ахмадуллиных- являлись как бы символом многообразия и смешения наций и народностей. Они во множестве рождались на этой очень плодородной земле (многие семьи были многодетными) , и под ярким жарким южным солнцем как арбузы, наливаясь сладким соком, прямо на глазах вырастали в здоровых и крепких девчат и парней с обычным для юга импульсивным восточным характером и пылом и свойственными только их нации внешностью и темпераментом . А еще они воспитывались в духе «Ленин, партия , комсомол!», да плюс жили в условиях быта и культуры нашего Южного Казахстана , как говорится – Техаса... Но несмотря на это необычное разнообразие , условия быта и культуру юга, все они росли и жили , как одна семья, дружно, не разделяясь по национальным признакам и не вдаваясь в подробности, но при этом каким –то сверхестественным образом не забывая свой родной язык и соблюдая каждый свои традиции и обычаи и веря , что так должно быть и это правильно. Ведь все они были в то время просто «советскими» людьми – «советским народом». ( Некоторые из нас многих немцев тогда вообще ошибочно принимали за русских...) А когда на перепутье двух эпох пришло время какого-то повального выезда людей по национальным признакам каждого на свою Родину, постепенно друг за другом стали уезжать из родного дома и наши соседи со своими уже взрослыми детьми и родившимися тут внуками и правнуками. Это событие оставило сильное неизгладимое впечатление и растерянность у нас – остающихся, особенно у меня... Помню как тетя Наташа - белорусска по национальности, выезжая в Германию – историческую Родину своего мужа дяди Abramа Wibe, низко, до земли поклонившись, с какой-то, как мне показалось, много лет бережно хранимой и тщательно скрываемой внутренней православной одухотворенностью торжественно промолвила: «Люди добрые , прощевайте... Не поминайте нас лихом...». И только тогда мы ясно осознали , что наша тетя Наташа не немка.... А, говорившие чисто на казахском языке родители соседа Володи так и сказали: «Қазакстанга согыстан бурын келіп, қазактармен осы Мырзашол жерінде бірге турып, араласып, дос - туыс болдық, казакша да жаксы сойлеп кеттік. Осы жерде балаларымыз , немере – шоберелеріміз да туып өсті. Енді біз де, балаларымыз да туган жерді – Жетісайды, сендерді де кимай, Германияга кошейін деп турмыз... Бізді ол жакта не кутіп тур, білмейміз, бір-ақ бір қудайга сеніп , сол «историческая» Родинаға журтпен бірге кошу керек деп шештік... Кош болыныздар! Біз сендерді еш кашан умытпаймыз !»(1) В этот момент у меня невольно возникала в душе некоторая жгучая жалость к уезжающим, особенно к их детям. Ведь они и их дети тогда еще четко не осознавали, что покидают - то они родную свою землю! Землю с таким тяжелым трудом ими же освоенную и облагороженную ! Землю, где прошла их молодость, где стоит их построенный своими же руками родной дом - отчий дом для их детей и внуков! То есть они не понимали тогда, что навсегда покидали свою настоящую Родину ! А я -то уже в то время знала, что их ждет на так называемой исторической Родине... Ведь я , как никто другой, уже тогда всеми фибрами своей души постоянно чувствовала эту всепоглощающую и изнуряющую душевную «ностальгию» - эту неуемную тоску, тоску по родной земле, где прошло мое детство, тоску по воде, воздуху и природе, тоску по своим родственникам, друзьям, знакомым, тоску по всей своей Родине! И сейчас, по истечении стольких лет, я уверена, что уехавшие тогда подростки , теперь уже взрослые люди, до сих пор вспоминают свой край, свой Жетысай, помнят и , живя там, на исторической Родине до конца жизни не смогут забыть свой общий с нами дом - Қазахстан – свою настоящую Родину! 1.Мы приехали в Казахстан до войны и обустроились здесь в Мырзашоле. Живя здесь, мы подружились с казахским народом, даже можно сказать – породнились, научились их языку. Здесь наша земля, наш дом, выросли наши дети, внуки. Теперь вот уезжаем в далекую Германию. Вслед за другими, оставляя свой дом , Вас, мы просто вынуждены уехать на историческую Родину. А что там нас ждет – мы не знаем... Прощайте! Мы Вас никогда не забудем!
Источник: http://Из моей книги "Айна - зеркало моей жизни" (2009, "Өнер") |