Каждая река Семиречья знаменита по-своему, будь то Биен или Каратал – места первых земледельческих поселений... Еще сто пятьдесят лет тому назад прекрасные долины предгорий Алатау сохраняли свой первоначальный вид. О человеческом жилье напоминали купола юрт, мирные отары овец, табуны необъезженных лошадей. И всюду – необъятные просторы пастбищ. Мир человека и мир природы были едины. Люди здесь проживали издавна. И не только племена кочевые, но и древние охотники. Наскальные рисунки в долине реки Коксу рассказывают об очень древних пришельцах. Первым из европейцев их увидел П. П. Семенов-Тян-Шанский. Они ничуть не удивили его. Точно такие же изображения оленей и диких коз нашел на берегах Енисея исследователь Сибири Спасский. Еще в 1820 году он опубликовал енисейские рисунки в издаваемом им "Сибирском вестнике". Уже тогда ученые относили сибирские изображения к бронзовому веку, приписывая их племени или союзу племен под общим названием "чудь". С берегов Енисея, обогнув Алтай, проникла "чудь" к горам Тарбагатая и в Семиречье, оставляя после себя так называемые "чудские копи". И вот эдаким чудом, эхом из далекого прошлого стал колокол, найденный в феврале 1987 года в верхнем слое земли при строительстве автостанции в селе Капал и переданный в Талдыкорганский областной краеведческий музей. По данным работников музея, исследовавших этот колокол, он был отлит предположительно во второй половине XIX века в Воронежской колокололитейной мастерской. Согласно церковному преданию, колокола были введены для христианского богослужения епископом Павлианом в конце IV века. Существует легенда, что прототипом современных колоколов послужили полевые колокольчики, мело¬дичным перезвоном которых однажды заслушался Павлиан. Впервые упоминания о колоколах встречаются в исторических памятниках Запада в VII в., где говорится об устройстве колоколов при церквах Рима и Орлеана. Известно, что колокольчики, бывшие у римлян, египтян и евреев, служили для призыва домашней прислуги и рабов, подачи звуковых сигналов в общественных собраниях. Постепенно, с началом гонения на христиан, колокола утрачивают свое первоначальное значение и возвращаются одновременно с обрядом крещения. Так о чем же молчит наш колокол? По сведениям Талдыкорганского государственного архива, директор которого Рахима Хасановна Мукашева любезно предоставила материалы Талдыкорганского (Капальского) уезда, Талды-Курганский (Капальский уезд) входил в Семиреченскую область, которая находилась в составе Туркестанской республики. По состоянию на 1 октября 1921 года Капальский уезд состоял из 14 волостей. 25 апреля 1922 года Семиреченская область переименована в Джетысуйскую, а Капальский уезд 2 июня 1922 года переиме¬нован в Талды-Курганский. Село Гавриловка, преобразованное в уездный город Талды-Курган, ста¬ло центром уезда. Он находился на юго-восточ¬ных и восточных окраинах Дже-тысуйской губернии, где возвы¬шаются горные системы Тянь-Шаня и Алтая, занимая около 10% территории всей губернии. Тер¬ритория уезда характеризуется сложным рельефом. На юго-вос¬токе мощная горная система Джунгарского Алатау, которая яв¬лялась самой северной частью Тянь-Шаня. В середине XIX века по ходу наступления русских войск на юг и юго-восток в северном Приджунгарье и низовьях Сыр-Дарьи появились первые русские посе¬ления. Одним из них был Капал, основанный в 1846/47 гг. В чис¬ленном отношении городского и сельского населения была очень большая разница. В первые годы советской власти сельское насе¬ление в Талды-Курганском уезде сильно преобладало и составля¬ло свыше 91%. Почти половину населения составляли русские и украинцы. Они расселились по долинам рек. Казахи занимались кочевым ско¬товодством. Интересно отметить, что рус¬ские исследователи XIX века на¬звали этот край Семиречьем из-за семи рек, стекающих с севера Джунгарского Алатау к озеру Бал¬хаш: Лепса, Баскан, Саркан, Аксу, Биен, Каратал с притоком Коксу. Именно здесь, в Семиречье, про¬водился знаменитый айтыс Биржана и Сары, о котором затем были сложены легенды. По данным Всесоюзной де¬мографической переписи в раз¬резе аулов, волостей Талды-Кур¬ганского уезда на 1 января 1926 года число хозяйств насчитывало 33314, население - 142037 чел., из них мужчин - 77857 чел. В городе Талды-Кургане прожи¬вало 1563 чел., из них: мужчин - 7314 чел., женщин - 6249 чел. Число хозяйств - 1481. Что каса¬ется истории города Талды-Кур¬гана, то он возник вначале как село под названием Гавриловка. Расположенное на выгодном месте, в долине Каратальской, село быстро развивалось, креп¬ло экономически. Так, например, в ноябре 1913 г. Алтын-Эмельский участковый пристав доклады¬вал военному губернатору обла¬сти: "Селение Гавриловское име¬ет 586 дворов и 4600 жителей... Общественный доход от различ¬ных оброчных статей доходит до 14 тыс. рублей. Это хороший уездный город". Летом 1919 г. основные части Красной Армии в Семиречье были сосредоточены в селе Гавриловском и по линии Капал-Чимбулак- Кзыл-Агач. На Северном Семиреченском фронте, в районе ста¬ниц Абакумовской и Аксуской, день и ночь шли ожесточенные, кровопролитные бои под пред¬водительством Л. П. Емелева, ко¬торый подхватил святое знамя пролетарской революции из рук А. А. Шаврова. Части Красной Армии перешли в наступление на станицу Аксускую, чтобы выр¬ваться из белогвардейского коль¬ца. На самых опасных участках боя видели всегда бойцы своего командира - Луку Потаповича Емелева - уроженца нашей области, тесно связавшего свою жизнь с историей освобождения края. В этом бою большевик Л. П. Емелев получил смертельную рану. Но и на захваченных белогвардейцами территориях Северного Семиречья продолжалась борьба за Советскую власть. Неприступным бастионом встала на пути врага, прикрыв собой южные районы Семиречья и всю Туркестанскую республику, героическая Черкасская оборона, получившая свое название по месту расположения центра обороны - села Черкасское. Защитниками легендарной обороны явились жители двенадцати переселенческих сел, сумевших организовать вооруженную борьбу в тылу у белогвардейцев. Анализ положения Капальского уезда в экономическом отношении в области торговли и промышленности за 1921 г. показывает, что частная торговля в уезде, особенно базарная, носи¬ла спекулятивный характер, то¬варов своего производства со¬вершенно не было. На рынок поступал товар толь¬ко привозимый - мата, спички, рис, добываемый торговцами ведомыми только им способами, а главным образом, контрабандой, отчего, в зависимости от степени риска, поступающий товар доро¬жал. Из предметов, вырабатыва¬емых на местах, поступали в про¬дажу только табак, мыло, кожа и другие изделия кустарного про¬изводства. Из сельскохозяйственных продуктов на рынке продавали зерно, фрукты, сено, скот, мясо, дрова, кизяк, курай. В руках частно¬го сектора в уезде имелось око¬ло 30 простых мукомольных мельниц и маслобоек. 45 пимокатных сапожных и портняжных мастер¬ских, 30 кузниц, 25 кожевенных заводов. Государственная про¬мышленность и торговля в уезде отсутствовала, если не считать заготовительные предприятия, производящие закупки и пере¬правку шерсти и сырья из Алма-Аты. Он знает многое, этот коло¬кол, и если прислушаться к его тайнам, то можно услышать ле¬генду о славной дочери казахс¬кого народа, звезде искусства айтыса, акыне-импровизаторе Саре Тастанбеккызы. Она была великим поэтом, мужественной, несгибаемой женщиной, которая всю свою жизнь стремилась вос¬певать в своих произведениях нелегкую долю, трудную судьбу казахских женщин. Наша справка. Краткая эн¬циклопедия КазССР (т. 4, А-Ата, 1991 г.): «Сара Тастанбеккызы (1853, местечко Роща Таскемира, совхоз Капальский Капальского района) казах. поэтесса. О своей жизни рассказала в поэме «Западня». Если в стихах «Серд¬це», «Тайны сердца» воспевается любовь, то в стихах-размышлениях «Горевала», "У бессовестно¬го брата", "Уныние" изображает¬ся горькая правда жизни, ковар¬ство и несправедливость правя¬щего класса, бесправное поло¬жение женщины. Произведени¬ем, в котором проявился весь поэтический талант Сары Тастан-беккызы, является известный айтыс с Биржаном-сал Кожагуловым, где она предстает как мас¬тер поэтического слова". Сара была не просто акыном-импровизатором, самой приро¬дой наделенной даром мастера айтыса, она автор многих песен-дастанов. К примеру, народная легенда, воспевающая гору Баян журек, в ее переработке превра¬тилась в достойную восхищения и самых теплых слов поэму "Журек". Волнующе, по-женски тре¬петно Сара воспевала красоту родного края. В названной по¬эме, состоящей из тридцати семи четверостиший, особенно проникновенно преподнесена глава 'Баян кыз", несущая в себе глубокую философскую символику. "Кош бол, елим" ("Прощай, мой народ") - так называется одно 13 произведений поэтессы, не¬сущее в себе заряд высокого патриотизма, безграничной любви и преданности земле, на которой она родилась и выросла, героическому, трудолюбивому народу, вселяющему благодатный край семи рек. К великому сожалению, на сегодняшний день мы не располагаем достаточно полными сведениями о биографии, личной жизни нашей именитой землячки. Тем не менее, даже из того, что знаем, разумеем, можно констатировать, что Акын Сара росла и вбиралась мудрости как поэт, акын-импровизатор, как человек в среде, присущей всем женщи-ам-казашкам того времени, вместе с ними испытывала все нелегкие перипетии судьбы и радост¬ные моменты материнства. В этом плане особенно проникновенно, трогательно звучат ее поэтические строки о сыновьях Ермухане и Баймухане, дочерях Рухие, Жумахан и Кипие в стихотворении "Балаларым" ("Дети мои"). Горько сознавать, что при жизни поэтессы ни одно из ее многочисленных произведений не увидело света не то что в печатных строках, но и просто на бумаге в рукописных вариантах. Лишь доброй памятью благодарных потомков творчество Акын Сары в конце пятидесятых стало предметом изучения исследовалей. Хотя и здесь похвалиться, в общем-то, нечем. Кроме знаменитого айтыса поэтессы с Биржаном-сал до нас дошли лишь несколько дастанов, объединенных в единый цикл и являющихся поистине бесценными реликвиями казахской литературы. Имя Акын Сары никогда не исчезнет из памяти казахского рода. Именем славной дочери казахов названо немало населенных пунктов, улиц, школ. В честь Акын Сары - величественные памятники в ауле, где родилась поэтесса, в райцентре Жансугуров и в городе Талдыкоргане. Памятный знак установлен на месте, где в 1895 году прохо¬дил айтыс Акын Сары с Биржаном-сал в Капальском районе. В Капале открыт музей, посвя¬щенный жизни и творчеству поэтессы. Все эти меры - все¬народное признание и дань глу¬бокого уважения славной доче¬ри Жетысу. А знаменитая встреча Биржана-сал Кожагулова с Сарой назидательна потомкам. Биржан-сал, прослышав о дарова¬ниях женщины-акына, приезжа¬ет из своего аула, что в Кокшетауской области, чтобы увидеть и услышать девушку. Биржан-сал в раннем возрасте приоб¬рел широкую известность как певец, обладающий выдающи¬мися вокальными данными и ма¬стерски аккомпанирующий себе на домбре. Разъезжая по аулам, участвовал в различных народ¬ных празднествах, в айтысах, объединив талантливую моло¬дежь, создал своеобразный ко¬чующий театр. По преданию, Биржан-сал остановился у Турысбека-кажы, аул которого расположился в местечке между Капалом и Ара-саном и вызвал Сару на поэти¬ческую дуэль. Айтыс состоялся у горы Ешкиольмес. Много народу было на этом айтысе. Певцы в своих айтысах выступали против реакционных патриархально-родовых обыча¬ев, угнетения женщин и соци¬альной несправедливости. Их песнопения отличались непод¬дельным лиризмом, искренно¬стью и глубиною чувства, све¬жестью поэтической интонации. Впоследствии М. Тулебаев на¬писал оперу "Биржан и Сара" (либретто К. Д. Жумалиева), премьера которой состоялась 7 октября 1946 года в Театре опе¬ры и балета в Алма-Ате. В 1949 году были поставлены вторая и третья редакции, в 1957 году осуществлена новая постанов¬ка оперы. В основу этого произ¬ведения положено предание о песенно-поэтическом состяза¬нии - айтысе, между народным поэтом, певцом и композито¬ром Биржаном-сал Кожагуловым и талантливой поэтессой Сарой Тастанбековой. ... Сегодня у подножья горы Ешкиольмес стоит памятник Саре Тастанбековой, на кото¬ром начертаны слова "Менi де балам деп еске ал, журтым" ("Не забывай, мой народ, что я твое дитя"). Она останется в памяти благодарных потомков навсегда. Да, подлинную историю стереть из памяти народа невоз¬можно. Время это доказало. И чудится мне, что найденный в Капале колокол, если бы сумел выговорить, рассказал бы нам обо всем этом и многом другом подробно и без прикрас. Канат АУЛЬБЕКОВА |