Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Яблоко.Литературные посиделки" [58]
Наше видео [7]
Поэзия [30]
Литературоведение [37]
Семиречье - моя любовь [6]
Очерк [2]
Литература России [12]
Мой Казахстан [18]
Литературные посиделки. Рабочая тетрадь. [39]
Наша гостиная [6]
Портреты наших современников [7]
Проза [15]
Дайджест прессы [78]
Самиздат [149]
Книги наших авторов [2]
Наши конкурсы [16]
"Яблоко-2016" [6]
Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 [14]
Наше творчество [1]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 308
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Литературоведение

    Трансцендентные странствия Джейн Эйр по полям любви
    Индира Зарипова. «Философия любви»
    Изд-воАкмолинского философского клуба «Мыслитель», 1996 г.

    Влада ГУК

    Странно это: взять в : руки философский труд и скоро обнаружить, что зачитался. Особенно, если философия для вас, как, скажем, для меня, - что-то вроде необитаемой башни из слоновой кости, уходящей в облака.
    Ещё интересней, что дело тут не в «небашенной» архитектуре книги - книги в наше время вообще пишутся строго занимательно. А в том, что речь в книге идёт не об этой самой башне - «философии учений», - а о «философии повседневности», реальной философии, которая заложена в наше сознание, как некий конструктивный элемент, необходимый человеку для того, чтобы стать человеком. Ибо человек рождается через усилие «собрать себя» в качестве человека. И в этом, как ни верти, его предназначение. Люди слишком долго занимались не тем, чем надо, шли напролом, не слушая ни своих философов, поэтов, священников, ни Бога, ни Мира. «И - в конце концов - потеряли себя. И есть, по-видимому, лишь единственный путь вновь-обретения - прислушаться к голосу мудрости веков, научиться понимать и принимать мысль и чувство Другого, с тобой не схожего. Научиться воссоздавать себя вновь и снова усилием каждого дня, ибо становление наше - это не раз данное, а многократное прохождение пути от ничтожества к величию. И без такого становления мы мертвы», так пишет кандидат философских наук Индира Зарипова, автор «Философии любви». Слова эти почему-то не минуют ни сердца, ни ума, как это, действительно, давно уже благополучно происходит с призывами окотиться и обратиться. Может быть, оттого, что здесь проблемам «расчеловечивания» (термин, видимо, авторский) человека и его восстановления посвящено серьёзное научное исследование - понимаешь, насколько серьёзны проблемы. И какая это на самом деле насущная материя - философия. И что действительно пришло Время Собирать Себя. Как камни.
    Любовь же «как никакая другая «конструктивная форма» - возвращает человеку чувство своей целостности, чувство первозданной цельности». Любви, пишет автор, предшествует Путь, но и сама она - Путь. Значит, любви можно и нужно научиться, даёт понять Индира Зарипова. Но не учит, за что ей сразу же хочется сказать отдельное спасибо. Зато высказывает мысль, которая встающему на путь духовных исканий «европейскому человеку» приходит в голову в последнюю очередь, если приходит вообще, есть некий ПРАВИЛЬНЫЙ РИТМ, «естественный» ритм Пути, который нельзя схватить рационально - но можно научиться слышать уже в Пути, поднявшись над социумными, вторичными ценностями и следуя только раз навсегда внутренне принятым Принципам. Принципы - особенно занятны, хотя и просты, так что кажутся самоочевидными. Например, принцип Приятия, или полной открытости, ориентированности на другого, которая не имеет ничего общего с зависимостью от других и, наоборот, никак не получается без отказа от чужого и своего одобрения - осуждения, без достижения внутреннего покоя и самодостаточности - то есть, наверное, любви к себе, но несколько не такой, какой учат женские журналы и курсы психологии бизнеса. И ещё - без «аскезы любви» по Богату - то есть созидательного культивирования в себе любви к Другому. Кто бы он ни был, - добавляет автор «Философии любви». Путь есть Путь. Принцип независимой радости (по Пришвину), принцип глубинного общения (по Мамардашвили и Батищеву)... Книгу населяют, в виде многочисленных отсылок, цитат, эпиграфов, столпы авторского внутреннего мира (женская манера; вспоминаются стихи, принадлежащие, кажется, Черубине де Габриак: «Как долго дух блуждал, провидя свет, вождей любимых умножая списки, ища всё новых для себя побед в гордыне Ницше, в кроткости Франциска, то ввысь взносясь, то упадая низко - так все прошли, кто был, кого уж нет»), Любимые Вожди: Пришвин, «грузинский Сократ» Мамардашвили, Нина Гаген-Торн, Генри Торо, Эмили Дикинсон. Помнится, и Торо, и, по-своему, Дикинсон были в своём творчестве верны идеям трансцендентализма, популярным в 30-60-е годы прошлого века. Отрешение от ложных ценностей «общества потребления», свобода духа от социальных «рогаток», общение с Природой и духовное самосовершенствование - эти идеи, бесспорно, близки ИндиреЗариповой. И это объясняет наваждение, преследовавшее автора этих строк с середины книжки; будто бы с её страниц внимательно и серьёзно смотрит на читателя не кто иной, как тень Джейн Эйр - героини культового романа и ещё более культового сериала, который советские женщины от 10-ти до 50-ти некогда так бережно приняли в свои сердца. Черпающая силы в своих молитвах и видениях, всегда готовая проявить «гражданское неповиновение» и даже 3 дня спасавшая свой свободный дух среди вересков и утёсов северного графства, несмотря на свою неоспоримую английскость, героиня Бронте - превосходное ходячее воплощение идей американского трансцендентализма. С другой стороны, советские женщины полюбили её даже не столько за муки, сколько за Принципы, которыми она ни разу не поступилась. И которые в целом отвечают принципам «Философии любви». Забавно: Джейн Эйр как модель человека, идущего по Пути.
    Ещё о моделях. Странностей и сюрпризов в книге хватает и без субъективных ассоциаций, и главная - особый «синтетический жанр». В книге 3 части: «Философия пути», «Философия любви» и «Шаманский бубен». Последняя часть - это стихи. В двух первых философская эстетика перемежается странными полухудожественными текстами: «И путь к себе (из дневника Ирмы Араевой)», «Жить в пути (из записных книжек И.Арае-вой)», «И свет, и тьма (из журнала Аяны Н.)», в которых размышления автора, чуть преломляясь, продолжаются от имени Аяны или Ирмы («так тонко имя Черубины»). А есть ещё тексты, жанр которых обозначен автором как «рассказы» («Моя звезда», «Движение солнца и светила», «Двуголосие», «Сопричастность»); это и в самом деле рассказы - но - в письмах. То солдат пишет любимой девушке, размышляя о прочитанных книгах, жизни и развитии своего к девушке чувства. То мятущиеся интеллектуалы - Аяна Н. и некто Т., - переписываясь, спорят об одиночестве и общении, свободе и Пути. Догадка: эссе представляют в книге теоретическую часть, рассказы - практическую. Читателю словно даётся возможность со стороны понаблюдать внутреннюю жизнь человека, в одиночку или с партнёром идущего путём самосозидания.
    Маленькое, карманное издание «Философии любви» создано специально для того, чтобы его могли носить при себе серьёзные девушки с внимательными глазами, для которых просто жизненно важно знать, что же такое - Любовь. Такие девушки, несомненно, на белом свете есть, и их количество, думается, приблизительно адекватно тиражу книги, но уж они-то своего не упустят. Что может быть интереснее «Философии любви»?
    «Книголюб», № 12, 2003 г.

    Категория: Литературоведение | Добавил: almaty-lit (02.07.2007)
    Просмотров: 1545 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 1
    1 Даша   (02.07.2007 05:50)
    Я тоже очень люблю и прозу, и стихи Индиры Зариповой, хотя, на мой взгляд, она не слишкои известна, как поэт и писатель. Мне просто случайно попала в руки ее книжка "От слез до звезд". А ее философские рассказы это, действительно, терапия для души.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]