«Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…» Проблемный вопрос: Кто этот человек? А)Работа с портретом Беседа по вопросам: - Что вы узнали о нем? Чем он прославился? Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Называют предполагаемые черты характера-добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый. - Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья». Поистине как голубь чист и цел он духом был…» -, писал Ф.И. Тютчев. –Действительно, всё в этом портрете подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, романтический взгляд. Ученики рассматривают портрет Жуковского (слушают, предполагают, сопоставляют.) - Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. - Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор
...
Читать дальше »
|
Преподаватель АлтГУ, доцент, кандидат филологических наук Дмитрий Марьин анализирует результаты краевого издательского конкурса и состояние «молодой» алтайской литературы. Итак, завершен очередной краевой издательский конкурс. Имена победителей уже известны. Вскоре у «массового читателя» появится возможность приобрести книгу-победительницу и самому составить суждение о выборе экспертов. На правах одного из членов экспертного совета позволю себе высказать ряд замечаний относительно прозаических работ, представленных на конкурс в 2012 году. Ведь не зря говорят, что именно художественная проза – царица литературных конкурсов. Прежде всего, следует отметить чрезвычайно низкий уровень произведений, соперничавших друг с другом за право быть лучшими в номинациях «Художественная проза» и «Первая книга», чего нельзя сказать о конкурсах прежних лет. И это при том, что количество претендентов нынче было как никогда высоким: 23 заявки подано в номинацию «Художественная проза», еще 10 прозаи
...
Читать дальше »
|
ДИСКУССИЯ Продолжаем дискуссию о роли русской литературы в жизни современного общества, начатую в № 36, 37, 38 «ЛГ». Александр ТИТОВ, село КРАСНОЕ, Липецкая область Кошка, которую перестают кормить, дичает Оставив внешние причины так называемой гибели литературы, разберём внутренние симптомы её «болезни к смерти», т.е. отчего и почему она фактически умирает, ведь не оттого же, что о ней забыли и что она («высокая», о господи!) никому не нужна? Заканчивается процесс окончательного разложения литературы как основной формы искусства (первоискусства), происходящего непосредственно из языка народа. Процесс неведомой болезни происходит внутри самой литературы, в некоторых её иррациональных точках (органах) в течение нескольких десятков лет. Неблагоприятен и современный культурный фон, её окружающий, но даже и при такой отчуждённости современная литература живёт сама по себе, не интересуясь ни жизнью общества, ни другими сферами культуры. Однако, несмотр
...
Читать дальше »
|
«Автор, выпей яда!» – так и хочется сказать некоторым «писателям», которые, ничтоже сумняшеся, портят русский язык и великую русскую литературу, выступая в печати с сомнительного качества опусами, гордо именующимися книгами. В теле- и радиоэфире ввиду тотальной неграмотности звучит искажённый язык. Стыдно становится за холёных дикторов и иных ньюсмейкеров, которые по всем канонам должны бы служить эталоном произношения. Ан нет. Нет на них службы контроля. Упразднили её. За ненадобностью?.. А ведь когда-то, в начале прошлого века, борьба с неграмотностью в России была делом государственной важности. Население страны учили читать и писать, понимая, что грамотность – это путь к свободе. И мировое сообщество в рамках ООН признаёт отсутствие навыков в чтении и письме поражением в гражданских правах. Объявив 8 сентября Днём грамотности, ЮНЕСКО таким образом напоминает правительствам, что население надо учить. Россияне эту проблему одолели давно, став страной сплошной грамотност
...
Читать дальше »
|
КАК ПИСАТЬ СТИХИ Замечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно интересуются — как бы написать стих похуже? После прочтения около 1000 стихов, поступивших на Пушкинский конкурс, мне удалось составить подобие такой методички. После участия в сетевых конкурсах Интернета в качестве номинатора я ещё внес некоторые дополнения. Все цитаты подлинные, авторская пунктуация и орфография сохранена. Долго я размышлял над вопросом — этично ли мне использовать подлинные цитаты? И пришел к выводу, что нормально. Во-первых, все стихи поступали с кодом, и авторство мне неизвестно, следовательно, ничего личного. Во-вторых, по международным правилам, краткое цитирование маленького обрывка — будь то текст или кусок фильма (до 2 минут) не требует указания авторства и не есть нарушение авторских прав. * * * КАК ОТПРАВИТЬ СТИХИ HА КОHКУРС? Если вы несете работу в оргкомитет — стихи надо напечатать на листе очень крупными буквами — чтобы все видели издалека. Шрифт выбр
...
Читать дальше »
|
Василий ШИРЯЕВ, пос. ВУЛКАННЫЙ, Камчатка Молодой камчатский критик Василий Ширяев, звезда которого взошла в прошлом году в журнале «Урал», отвечает на статью Льва Пирогова «Дубина хорошей прозы» («ЛГ», № 14). Похоже, наша дискуссия о «новом реализме» обретает новое измерение. Существуют ли критерии «хорошей» и «плохой» литературы? Можно ли измерить «общим аршином» такую разную прозу Павла Крусанова и Олега Павлова, Виктора Пелевина и Олега Зайончковского, Людмилы Улицкой и Веры Галактионовой? Если нет, то о какой же единой национальной литературе может идти речь? Приглашаем к продолжению разговора. Когда меня просят выбрать между плохой и хорошей прозой, я выбираю прозу. И, рассказывая анекдот, всегда поясняю, что именно в нём смешно, где смеяться и почему. Ну вот я, например, читаю книгу. Сижу себе читаю, на обложку не смотрю, сколько до конца осталось, нервно не проверяю. Разве что карандашиком непонятное отмечаю. Я в чтении. Скажите, на кой мне знать, хорошая эт
...
Читать дальше »
|
Мысль, что в повести проще всего написать диалоги, является ошибочной, не смотря на всю свою привлекательность,. В повести каждое слово, включая диалог, требует обработки, иначе диалог станет чересчур "рыхлым". Обычно, диалоги самые приятные фрагменты повести, но только при условии, что они помогают развиваться главному действию. Антони Троллоп Искусство писать хорошие диалоги основано на создании и л л ю з и и реальной речи, без намерения конкурировать с ней. Жизнь, в целом, лишена фабулы, поэтому большинство наших разговоров достаточно хаотично. В живой речи появляются многочисленные повторения, тавтологии, и ни с чем не связанные элементы: попробуй зарегистрировать на пленку первый попавшийся разговор, а потом перепиши его на бумагу. Эффект может оказаться воистину реалистичным, но он не будет иметь ничего общего с принципом "осколки жизни", с которым мы имеем дело в реалистической прозе. Такой разговор, без сомнения
...
Читать дальше »
|
Вы делитесь своими чувствами с героями, но и герои разрешают вам разделить их чувства. Так строится один из мощнейших эмоциональных пластов - сопереживание, соединяющее созданный мир и реальный (собственно, эмоционально-личностный пласт автора мы разбирали выше). Писать в таком напряжении очень тяжело, отдаешь много сил, но это верный путь воплотить именно то, что видишь, слышишь и чувствуешь. Пластов в произведении много. Простейшие из них - сюжет, интрига, описание, идея, развитие мысли и логики, сложнее с психологией и динамикой. Ритмомелодический, ассоциативный и несколько эмоциональных относятся к высшему пилотажу, но в наше время без них не обойтись. Я не буду описывать соединения и особенности пластов, возникающие при взаимодействиях, - в каждом произведении они неповторимы. Обратимся к некоторым самым важным моментам. Есть два взгляда на природу писательского слова - считать его устным или письменным? Сторонники "письменной тео
...
Читать дальше »
|
Галина Москаленко Описание – вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Стивен Кинг
Вам наверняка встречались рассказы или статьи, описания в которых чудесным образом превращались в ваши собственные воспоминания. Некоторые мастера слова догадывались, в чем тут секрет, но очень долго, едва ли не до последней трети ХХ века, считали слагаемые этого секрета индивидуальными особенностями стиля того или иного писателя. Научить этому казалось делом немыслимым: даже для тех немногих, кому секрет был понятен, механизм его воплощения оставался тайной. Вот что писал, например, в свое время Константин Паустовский, восхищенный очерками Семена Гехта:
«Очерки были лаконичные, сочные и живописные, как черноморские гамливые базары. Написаны они были просто, но, как говорил Женя Иванов, «с непонятным секретом». Секрет этот заключался в том, что очерки эти резко действовали на все пять человеческих чувств. Они пахли морем, акацией и нагретым камнем-р
...
Читать дальше »
|
Алина Панова Всегда носите с собой тетрадь или записную книжку - идея может постучаться к вам неожиданно!
Иногда в минуты раздумья или блаженного единения с природой у нас возникают просто сногсшибательные идеи и рождаются чудесные сюжеты, которые не стыдно будет воплотить в художественной литературе. Если вы мечтаете увидеть свое бессмертное творение в твердой обложке и прижать к груди дорогое детище, на которое потратили много бессонных ночей и вдохновенных вечеров, то эта статья для вас.
В первую очередь, многим из нас бывает сложно определиться с последовательностью действий при написании книги, так как стандартная схема, по которой мы в школе писали сочинения – «сел, набросал два-три предложения плана, написал, проверил, сдал», – здесь вовсе не годится. Загубив на корню один-два романа, грозивших стать великими и перевернуть судьбу человечества, вы обязательно это поймете. Однако зачем же понимать это после провала, если его можно просто предо
...
Читать дальше »
|
|