Одним из почетных участников Международного Конгресса Пен-клуба в Токио был известный российский писатель Андрей Битов. Он стоял у истоков зарождения этой организации в СССР, а сейчас руководит Русским Пен-клубом. В перерывах Конгресса мне удалось побеседовать с ним - живым классиком русской литературы. - Андрей Георгиевич, часто ли вы участвуете в работе Международного конгресса Пен-клуба? - Можно сказать, что с самого начала. - Скорее всего, как только в России создали... - Нет. Еще не было Русского Пен-клуба, когда в Москву приехали англичане. Президентом (Международного Пен-клуба - Б.Г.) тогда был господин Кинг, и мы решали с ним проблему создания такой международной организации. - Это какие годы, примерно? - Я думаю, что это рубеж 1987-88 годов. В 1988-м состоялся Конгресс в Сеуле, и там было принято решение о создании Русского Пен-центра. В 1989 году он был окончательно утвержден. Так что все происходило при мне, и в этом деле я сыграл свою роль. Потому что мне удалось помирить левые и правые силы в писательском корпусе России. Кстати, все наши раздоры не совсем были понятны Западу. - Вы имеете в виду - в международном Пен-клубе? - Да, им было непонятно, из-за чего мы ссоримся. Они хотели нас пригласить, а мы уже начали ссориться - до того, как нас пригласили. Это было абсурдно! Господин Кинг проявил дипломатичность и сказал приблизительно так: "Вы из одной страны, из одной истории, поэтому вы все равны". Вот, с 1989 года и существует русский Пен-центр. После Майстриха (это было в Голландии) нам дали как большой стране, тогда еще существовал СССР, право на создание пяти Пен-клубов. Мы их раздали... Грузии, Армении, Украине, Казахстану и Центральной Азии. Это то, что было. Потом началась другая жизнь, и вот она длится до сих пор. - Андрей Георгиевич, как вы считаете, какую роль играет международный Пен-клуб вообще в сближении литератур? - А вы видите здесь писателей? - Почти не вижу. - Ну вот, значит, Пен-клуб играет особую роль в защите прав писателя, скажем, если возникают проблемы у пишущего... Ну, например, готовится какой-то литературный труд, а автору мешают издать. И тут вступают в борьбу разные Пен-клубы. Голос 80 стран, поверьте, это многое значит. - Это сила! - Это производит некоторое впечатление на любую власть. - На ваш взгляд, чем 76-й Конгресс отличается от предыдущих? - Тем, что он проходит в Токио. - Всего лишь? - Да. - Что бы вы сказали в своей короткой речи, если бы вы выступили по проблемам Пен-клуба? Вот, о значении и роли русского языка вы сегодня уже сказали. - Я свою роль выполнил. Я перед собой поставил цель - сделать русский язык рабочим языком Конгресса и с упрямством добиваюсь своего. Кстати, я второй раз говорю об этом. Первый раз озвучил свою мысль в Линце на таком же Конгрессе. Думаю, что все это должно сработать. - Как вы считаете, почему великий русский язык, язык сотен миллионов людей из разных стран, оказался на задворках? Англичане с упорством его задвигают… Это политика? - Мне трудно ответить. Но похоже на это. Вот вы спросили меня, что бы я пожелал Пен-клубу. Я хочу, чтобы он меньше превращался в бюрократическую организацию. - Есть такая тенденция, да? - Да. Слишком много протокола, слишком мало конкретного дела. Признать, допустим, русский язык рабочим - это экономическая проблема для небольшого бюджета международного Пен-клуба. Может быть, еще какие-то проблемы. На самом деле - передвигать одно место не хочется, вот и все. Понятно я сказал, по-русски, да? А к тому же, есть, конечно, отношение к России, которое наследовали от отношения к Советскому Союзу. Я называю это ностальгией по врагу. Ностальгия по врагу - это же наработанные вещи, они были наработаны десятилетиями: "холодная война", "империя зла" и все такое. Я не скажу, что Россия - хорошая страна, но она досталась нам, и никому другому. И в этом смысле я ее хвалю за ее достоинства. Она сама переживает свои недостатки. А что такое английский, французский языки как доминирующие? Это язык павших колониальных империй. Российская империя, а потом Советский Союз отличались тем, что мы жили в едином пространстве, а не по разным островам. - Евразийский континент, можно сказать... - Да, Евразийский континент. Этого понять никто не может - такая большая территория. Даже я ее не понимаю. Это слишком сложно и долго. Но зачем-то эта огромная территория существовала и будет существовать. Я думаю, что не все так просто, как хотелось бы людям, у которых уже все в порядке. Нет, не все в порядке. - Скажите, а вот с русской литературой все ли в порядке? - Слушайте, на то она и литература, чтобы с ней ничего не было "в порядке". Либо есть писатель, либо нет писателя - вот и все. - Вот смотрите: как бы мы ни относились к Советскому Союзу, большой его плюс заключался в том, что 15 литератур знали друг друга, изучали, читали, переводили. Сейчас этого нет. Что можно сделать, чтобы сблизить литературы стран СНГ, чтобы писатели знали друг друга? Сейчас все как бы повисло… - Ну, до сих пор чуть-чуть жив журнал "Дружба народов". Пусть его поддержат, потому что все журналы бедствуют, пусть хотя бы он будет поддержан бывшими республиками. - Нужно поддерживать в финансовом отношении? - Да, потому что некому финансировать переводы. Русский язык по-прежнему - язык перевода на запад. - Да, до сих пор многое переводится через русский язык. Но мне кажется, что одним журналом это не решить. - Я сказал о главном. Правда, сейчас есть Интернет - есть возможность очень дешево перепечатывать книги. Вместе с Советским Союзом распалась тоталитарная система распространения. Я потерял своего читателя в России, потому что мой читатель, пусть и не массовый, он есть всюду: на Сахалине, на Камчатке и так далее. У меня есть мой избранный читатель , но он не может получить моих книг, потому что их дороже перевезти, чем издать. Вот это большая проблема. - А ведь были Дни литературы и искусства? Как вы относитесь к таким мероприятиям, помните о них? - Конечно, было хорошо. Надо продолжать и развивать такие идеи, но где взять деньги? И, конечно, все с удовольствием приедут. Вы знаете, когда пал Советский Союз, я стал свободно выезжать. Я попадаю на Запад, и, когда встречаюсь с бывшими из СССР, все обнимаются, все хотят друг друга видеть, все скучают. Я считаю, что империя выживала не только за счет насилия, она выживала за счет определенного общего тепла, которое было накоплено всеми людьми. И не было такой уж пропаганды относительно дружбы народов. Дружба народов возникла за счет… - Может, "помогла" война? - Война, безусловно… - Трудные годы… - Кстати, принудительная служба в армии. Потом базар, потом русская водка. И, прежде всего, - русский язык. - Книги, кино? - Да. Так что это пространство жалко терять. Не потому, что империя претендует на восстановление. - Конечно. О роли "Литературной газеты" помните? На мой взгляд, это была особая роль, не так ли? - Да, но вся эта роль была связана с отсутствием гласности. - Да, в какой-то мере это было окно в свободу, единственное окно. Это позволялось лишь Чаку (Чаковскому - Б.Г.). - Во что нельзя особенно верить. Но в любом случае не надо ждать милостей от Кремля. У Кремля свои проблемы: они валят Лужкова, валят Медведева и так далее. Это их проблемы. - Кстати, уже завалили Лужкова. - Да, я знаю. - Помните ли вы какие-то имена из Казахстана, каких-то писателей? С кем вы дружили, кого знали? - У меня был один сокурсник по ВГИКу… - Прозаик? - Прозаик. Мы учились вместе с ним на Высших сценарных курсах… - Не Аким Тарази? - Это были 1965-66 годы. - Подзабыли имя, да? - Вы знаете, я вспомнил киргиза, Байбека Жусубалиева. А казахский коллега, когда заканчивалось мясо, как человек воспитанный на нем, с юмором говорил: "Пойдем есть, молодой русский, котлет". Он хвастался, что он очень хороший казахский прозаик, что на казахский перевел Толстого. Человек, наверное, моих лет. - Вам сейчас лет 70? - 73, по-китайски 74. - Может быть, Жунусов? - Нет-нет. - Нет? - Нет, по-советски он не был прославлен. Нурпеисов талантлив, да и с переводчиком - Юрием Казаковым - ему по¬везло. - В прошлом году вы отвечали на вопрос одной русской женщины-критикессы, которая живет в Норвегии, в Осло, о роли "Нового мира" в вашей жизни. Там сравнивали двух главных редакторов - Твардовского и Симонова. Не помните? - Кажется, подобного не было. - Нет, было такое! - Я очень хотел там напечататься, но Твардовский меня… - Так вы вот об этом и написали. Это он вас называл "вторым Буниным". - Не знаю, может быть, может быть. Меня как только не обзывали. Вторым быть нельзя, я первый. Этого достаточно. Это как знаменитый еврейский анекдот. Исаак Штерн, скрипач-еврей, приехал в Россию, всемирно известный. А у нас была закрытая страна, и самым знаменитым был Ойстрах. - Давид? - Давид, да. И его спросили с подобострастием, как положено в России спрашивать мировую знаменитость: "Кто первый?", а он "Я первый". "А Ойстрах тогда второй?", он ответил: "Вторых - много". - Ой-ой-ой…, значит, не хотел допускать к себе, да? Он себя посчитал первым? А вам дай Бог оставаться первым!… - Дело в том, что писатель уникален. И Чехов замечательно сказал: "Большая собака не мешает тявкать маленькой". - Оттого, что есть маленькие собаки, большие не стесняются. - Да, он был очень тонкий человек. - О Чехове в этом году очень много писали русские журналы и газеты. Очень много. Юбилей, все-таки. - И толстовский. А Чехова пропустили, кстати. Это был 2004 год. Его пропустили, но юбилей был не круглый. - Юбилей-то был, но там, знаете, искали "другого Чехова". Его пытались обновить, освежить, показать, что он был другим человеком. - Сейчас будет столетие со дня смерти Толстого. Всего лишь 100 лет! - Всего 100 лет? А нам кажется, что такие титаны давно ушли на тот свет. - 6 ноября я поеду открывать памятник, особый. - Я когда-то бывал на Ясной поляне, почтил память Льва Николаевича на его могиле. - Она же засекреченная такая. Ее практически нет. - Да. Там никакой стелы, ничего нет, простой холмик… - Там палочку похоронили зеленую. - С кем вы дружите? - Я вообще, дружу с теми же друзьями, с которыми дружил всю жизнь. А они уходят. Я не дружу ни с какими органами. - А с Бродским какие у вас были отношения? - Нормальные. Я ходил на Невский, встречал Бродского. Ничего особенного. - Так уж ничего особенного? - Он гениальный поэт - одно могу сказать. - А Евгений Рейн? - С тех пор, как Бродский сказал, что он у него учился, Евгений Рейн… - В это поверил… - Да, вы правы! Он в это поверил. Ну а с Рейном я в пионерлагере был. Ну что я могу сказать серьезно про человека, с которым был в пионерлагере? - А с Бахытжаном Кенжеевым знакомы? Встречаетесь? Он тоже член Пен-клуба, по-моему, да? Живет в Канаде. - Я думаю, он член, обязательно, какого-нибудь Пен-клуба. Он котируется очень высоко как поэт. Он какого года рождения? - Где-то, наверное, 1950-го. Где-то так. У них была знаменитая поэтическая группа "Московское время". - Да, он меня на 10 лет младше. Это была хорошая группа. - В эту группу входили еще Алексей Цветков, Александр Сопровский, Сергей Гандлевский… - Да-да. Конечно, он достоин всяческого внимания, и он имеет его, заслуженно. - Он активно печатается в российских журналах. В "Знамени" часто его вижу, в "Новом мире". - Я с удовольствием читаю его вещи. - Что вас привело в Токио? Только ли работа Конгресса? - Мое главное дело, которое привез сюда в зубах, - это открытие памятника Хаджи-Мурату в Ясной Поляне. - Вы открыли? - 15 лет открываю. Его освящали и муфтий, и православные. Это великая вещь, я это привез как главную вещь-святыню. Я доложил об этом на семинаре: это великое событие. - Это огромный памятник, да? - Огромный. Это 40 тонн, подарили аварцы, как узнали о моей идее. Представляешь, как 40 тонн привезти из Аварии? - А кто автор? - Я автор проекта. - А скульптор? - Это камень, и его надо было вкопать. Его же из пушки расстреляли. - А писали российские газеты об этом? - Я напечатал, можешь залезть в "Новую газету" в Интернет. - Это примерно месяц назад, да? - Нет, немножко раньше. - Хорошо, поищу в Интернете. - Но ксерокс я подарю вам здесь. Мне настолько не верилось, что это удастся. - Это просто каменная глыба? - Нет, там много добавок. - Лишнее удалили, как говорится…. - Я думал, это будет сломанный репейник, на который смотрел Толстой, и это редкое произведение в мировой литературе, где описано, как приходит замысел. С этого начинается. Это гениальная вещь. - Это произведение - супервещь. - Когда ты смотришь на этот памятник сзади, там текст, начало "Хаджи-Мурата", где видишь, как идет Толстой в рост. Как он написан. А когда смотришь спереди, там написано, что это - памятник последнему произведению. Толстой его не печатал, не печатал сознательно, потому что любил. Он старик был зажимистый и хотел доказать всем, что он большой художник. Это было его любимое произведение. Его все упрекали, что он больше не пишет. И после смерти его опубликовали. Это грандиозная вещь - памятник последнему произведению. И когда вы идете, вы идете на сломанный репейник. Это из чугуна выковано. - Очень интересно! Увидеть бы своими глазами. - Там есть надпись: "Да примирит и упокоит Всевышний души всех павших в кавказских войнах" по-арабски, по-русски. - Даже в интерна-циональном значении это здорово! - Освящали этот памятник и муфтий, и православный, понимаете. Есть чем гордиться. Так что я сам себе воздвиг памятник. - Трудно было добиться разрешения? - Добивался. Но конечно, один человек это не сделает. Со мной согласился (но он, конечно, политик отчасти) директор музея - правнук Толстого. Он согласился, но долго был в сомнении, пока не нашелся чудесный господин, который заведовал как бы филиалом, Пирогова. Туда пришел Толстой и увидел репейник. И вот этот человек мне пошел навстречу, он сказал, я много лет имею тот же проект, памятник матери Хаджи-Мурата. Есть памятник по всему произведению. У него - памятник Хаджи-Мурата. Мы встретились, он аварцев поднял, они прислали камень. Я этим горжусь. Есть вещи, которыми я горжусь. - Чем вы еще гордитесь? - Нет, не буду перечислять. Хватит этого! - Но это главная гордость, не правда ли? - Вот на сегодня я этим жив, счастлив, что это получилось. Это гениальная история. - Андрей Георгиевич, я вспомнил вашего сокурсника. Скорее всего, это Калихан Искаков. - Точно, точно. Годы идут, запамятовал. Передайте ему большой привет! - Спасибо за интервью. Беседовал Бигельды ГАБДУЛЛИН http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=615 |