Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Яблоко.Литературные посиделки" [58]
Наше видео [7]
Поэзия [30]
Литературоведение [37]
Семиречье - моя любовь [6]
Очерк [2]
Литература России [12]
Мой Казахстан [18]
Литературные посиделки. Рабочая тетрадь. [39]
Наша гостиная [6]
Портреты наших современников [7]
Проза [15]
Дайджест прессы [78]
Самиздат [149]
Книги наших авторов [2]
Наши конкурсы [16]
"Яблоко-2016" [6]
Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 [14]
Наше творчество [1]
Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. [134]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Мой Казахстан

    Засуха и наш дедовский ритуал
    В живописнейшем месте, в окружении зеленого леса , многочисленных синих озер и озерков, на берегу неглубокой, но прозрачной речушки «Бултек» расположился маленький , весь в буйной зелени деревьев, аул «Коктерек». Жаркое лето 1993 года было в самом разгаре. Сухой степной ветер, набегая волной откуда –то снизу, все время изнуряюще обдает огненным жаром все тело. То тут то там виднеется выгоревшая под бесжалостными лучами солнца поникшая трава.
    Очень жарко... Часто поглядывая на ясное, голубое небо без единой тучки аульчане в тревоге гонят скот все дальше и дальше от родного аула, в надежде, что есть еще выпас для скота, но и там в степи вся трава тоже пожелтела и постепенно выгорает. Лишь только аульным ребятишкам, плещущимся с самого раннего утра в неглубокой речке, все нипочём. Они очень рады этому теплу, рады этому жаркому летнему дню! Разбегаясь, стремительно прыгают с берега в самую середину совсем обмелевшей речушки и ненадолго оставаясь невидимыми в прозрачной воде, резко выныривают, каждый раз непредсказуемо обнаруживаясь совсем в другом месте. Легко держась на плаву, беззаботно смеясь и толкая друг друга, маленькие пловцы весело играют в пятнашки на воде.

    У самого берега речки, посаженный на теплый песочек, в яркой панамке на голове и неизменной соской во рту солидно виднеется фигурка нашего «бутуза» Ескена.Стаи домашних гусей и уток, которым не досталось места в речной воде, ворчаливо гогоча и недовольно шипя, проходят совсем рядом мимо стоящего и смотрящего в бинокль маленького Алишера, норовя его ущипнуть за ногу. Но в разочаровании, что Алишер их не заметил и пренебрег ими, еще долго вытягивая шеи и гневно шипя на всех окружающих, медленно бредут дальше в сторону небольшого озера, но и тут уже занято.....

    Большой табун лошадей, стоя почти посередине озера и быстро опустошая , грозится выпить из него всю воду . Видя это, Омирсейит ата (ауыльный коневод) во все горло кричит мальчикам – подпаскам, чтобы побыстрее отогнали табун «Айда, айда...Куаландар! Барлык суды ишип кояды гой!» ( Гоните лошадей, а то всю воду выпьют..). Но мальчики, сидя верхом на жеребцах, весело брызгаются водой и ничего не слышат.

    Немного подождав и махнув рукой, Омирсейит ата быстро шагает в сторону аульных аксакалов, почтенно сидящих в тенечке высокого и развесистого дерева. Касым, Кази , Пазыл жане Жакен мен Накай аталар и среди них Кайролла ага (помоложе) ведут степенный разговор о капризах нынешней погоды.
    Кази ата : „Время дождей уже проходит, а дождя как не было так и нет ...“
    Пазыл ата: „Нет, время еще есть. А что, если соберемся всем аулом и как делали наши прадеды, принесем одного барашка в жертву и попросим у Аллаха, чтобы дождь пошел?“
    Кайролла ага: „А что это поможет?...“(смеется)
    Пазыл ата: „Можно... Может и поможет... Решено. Будем делать как деды...Касым, если бы ты бы пошел и поискал на старом скотном дворе череп лошади, было бы хорошо. А ты, Кайролла, во что бы то ни стало найди где – нибудь в округе черепашку“.
    Кайролла ага: „Да откуда? Где я найду черепаху ?“
    Пазыл ата: „Надо значит надо. Если хорошо поискать, то можно найти...“.
    Кайролла ага: „Да, ладно, ладно, пусть будет по Вашему. Попробую поискать, если найду, принесу конечно..“
    Касым ата:“На старом скотном дворе когда-то видел уже кучу старых костей, может там и череп лошади найдется. Пойду-ка, поищу!“

    Через день завернутый в бархатный лоскуток череп лошади и маленькая черепашка были уже на месте.Все жители аула, старики и старухи, женщины вместе со своими детьми и вся аульная молодежь собравшись, первым делом принесли в жертву барашка.
    Череп же лошади Касым ата, показав всем присутствующим , перевернул и поставил на самый что ни на есть солцепек, где рядом уже лежала перевернутая навзничь черепашка и от жары и жажды теребила своими ножками. В то же время Алишерка, играя зеркальцем, направлял на нее „солнечного зайчика“ и от этого черепашка еще больше стала теребить ножками.

    А собравшийся народ смиренно уже вставал на молитву. Сельский мулла Аманкелди кажи , осмотрев ряды стоящих, начал читать: «Аллах акбар! Аш аде ан ила алла, аш аде ан Мухаммед рассул алла....»
    Закончив молитву, взрослые, весело подражая им и дети , держа мочки своих ушей и бегая вокруг черепашки, которая от жажды теребила ножками , прося воду, дружно запели :
    Жау, жанбыр, жау!
    Ортенген жерде кок оссин,
    Туйе , жылкы, сиырга тойып жейтин шоп оссин!
    Шабындык жердин шоби оссин!
    „Лей-лей“, дождь, чтобы выжженная земли покрылась зеленой травой и весь наш скот был сыт!“, „ Лей-лей, дождь, чтобы земля покрылась садами...“
    Вместе со всеми пел свою песню и Алишер:
    -Дождик , дождик кап-кап, намочи дорожки...!

    Когда закончилось дружное пение, черепаха была перевернута, и она тотчас стремглав, во всю свою черепашью прыть, быстро побежала в заветную тень , а череп лошади Касым ата со всего размаху забросил далеко в водную гладь глубокого озера.
    Затем началось пиршество! «Ет табактар акелинип» (разнесли мясо в деревяной посуде типа больших пловниц), все от мала до велика сели есть ритуальное мясо, запивая его прозрачным и ароматным бульоном – сурпой.

    Радостный Алишерка, высоко поднимая руку, воскликнул :"Аташка, мне дали баранье ухо! Что его съесть надо?" - Же, кулыным, жеп кой ! (Съешь, жеребеночек мой, съешь!)

    Гулко разносится по всей округе шум и смех собравшихся людей. И вдруг, как бы вторя этому гулу , вдалеке сверкнув яркой молнией, раскатисто гремит заветный гром...Со словами «Аллах акбар!» почтенные аксакалы, степенно поднявшись со своих мест, медленно зашагали в сторону аула. А буквально через час, оставшаяся молодежь вместе с детьми, во всю свою прыть, как ритуальная черепашка, весело бежали домой под освежающе-бодрящим долгожданным проливным дождем !
    - Ата! А дождь действительно пошел!, - кричал, быстро семеня ножками рядом с дедом, мокрый с головы до ног маленький Алишерка.
    - Кудайга шукир, балам, кудайга шукир!(Слава богу, сын мой, слава богу!)

    Источник: http://Из моей книги "Айна -зеркало моей жизни"

    Категория: Мой Казахстан | Добавил: амина (10.03.2011) | Автор: Гульжан Иманкулова E
    Просмотров: 841 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]