Жизнь человека так устроена, что он не может существовать без общения. Он обязан общаться. И с хорошими, и с плохими людь- ми. Есть личности, для которых все люди хорошие, они сами нико- му не причиняют зла и не подозревают о его существовании. Не даром говорят: «Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты» Это не только мое мнение о Людмиле Мананниковой. У нее мно- го друзей, и быть в их числе – для меня честь. Людмила – автор нескольких литературных сайтов Рунета, в том числе сказочных, очень интересных, посещаемых и читаемых. Причем занимается она своими сайтами на личном энтузиазме, не получая за это ни гроша, что в наше время довольно странно. На сайте работает Школа волшебников, посетив занятия кото- рой дети учатся сочинять сказки. Уроки эти несколько лет назад печатал казахстанский журнал «Книголюб». В результате вот такой деятельности в свет вышло несколько книжек, где напечатаны не только сказки Л. Мананниковой, но множество сказок детей от 4 до 17 лет: две книжки под заголовком «Сказки старого трамвая» и книга «Чудо-остров», выпущенная литературным домом «Алма- Ата». И еще одна черта автора этой книжки – Людмила в постоянном поиске. Бескорыстно помогает всем начинающим литераторам. У нее напрочь отсутствует чувство зависти, потому что она сама до- брый и талантливый человек. Людмила называет себя романтиком. Эта ее черта ярко раскры- лась в новой книге «Тайна старинного портрета. Сказки для взрос- лых». Взрослые сказки отличаются от детских, так как обременены на- шей действительностью. Людмила хочет изменить нашу пресную и не всегда справедливую жизнь и делает всё, что в ее силах. То есть сочиняет сказки, которые учат добру, благородству, честности и по- рядочности. К сожалению, сегодня об этих качествах громко, вслух говорить у нас не принято. Прочитав некоторые сказки, читатели воскликнут: «Я тоже так думаю!» И будут правы, потому что хорошая книга тем и замеча- тельна, что автор, который пишет искренне о себе и своей жизни, тем самым выражает мысли многих людей. Удивляешься бурной фантазии автора. Обычный сюжет из на- шей жизни Людмила превращает в сказку, которая завораживает читателя. Я бы назвала ее сказки жемчужинами, собранными в одну книгу-ожерелье. Первая сказка – «Как совесть на прогулку вышла». Один чинов- ник потерял совесть, которая хранилась у него в старом школьном пенале. Он сначала расстроился, а потом понял – и без совести жить можно. Без нее жить становится даже проще и спокойнее. И вот со- весть, потерявшись, пустилась бродить по свету, совершила много добрых дел, а когда захотела вернуться, хозяина… не нашла. За это время он поменял свою маленькую квартиру на особняк, сменил жену, стал большим начальником и совесть принимать обратно… не захотел. Эту сказку желательно было бы повесить рядом с многочислен- ными «совестливыми» инструкциями, которые наши чиновники обязаны знать наизусть. «Тайна старинного портрета» – сказка, а скорее, фантастиче- ский рассказ, давший название книге. «Тайна» вызвала у меня вна- чале сострадание – я была уверена, что Людмила раскрыла чита- телям свою семейную тайну, так искренне и правдиво рассказ был написан. И была крайне удивлена, когда узнала, что вся эта исто- рия придумана ею от начала до конца под впечатлением заметки, вычитанной в газете «Туркестанские ведомости» начала XX века. (Так думала не только я. Людмиле по электронной почте пришло письмо из России от девушки с фамилией Огильви – такая фамилия прабабушки нашей героини. Ее новая знакомая решила, что автор рассказа – ее родственница.) Тем не менее, приятно было, читая сказку, оказаться на старинных улочках Верного, узнать подробно- сти жизни людей начала 20-го столетия… Сказка «Волшебный фонарь» возвращает нас в мечты детства, юности. Ее сюжет знаком любой девчонке. Все мы в молодости мечтаем о сказочном принце на белом коне. Только вот принцы по- чему-то влюбляются в других девчонок, а нам оставалось доволь- ствоваться тем, что мы имеем. И часто в мечтах о принцах на кора- блях с алыми парусами мы не замечаем своих родных, для которых и являемся принцессами, сами того не подозревая… Героями многих сказок Людмилы являются журналисты, лите- раторы, компьютерщики, учителя, люди, чьи профессии близки и знакомы Людмиле, по основному вузовскому образованию матема- тика. Кстати, автор «Волшебника изумрудного города» Александр Волков и «Алисы в стране чудес» Льюс Кэрролл тоже были мате- матиками, и Людмила Мананникова вслед за Джанни Родари не со- мневается, что дети, которые любят сочинять сказки, в школе всег- да хорошо успевают по математике. В ее сказках оживают зеркала, китайские фонари, свечи, игруш- ки, цветы в саду и даже часовые стрелки, у каждого из которых своя поучительная история, увы, не всегда с радостным концом. Впрочем, как зачастую и бывает в нашей черно-белой полосатой жизни. Людмила как будто обращается к читателям: будьте добрее, оглянитесь вокруг, и вы поймете, столько в жизни интересного, не- изведанного, загадочного. Думаю, только люди с добрым сердцем могут написать такие вещи. Поучительна сказка «Волшебная калитка». Много лет назад жил старый дед Ефим. Дом у него был развалюхой, и изгородь вокруг него - старая-престарая. Только вот когда входил туда гость – зва- ный или незваный – открывал калитку, она мелодично поскрипыва- ла, словно приглашала: «Заходите, заходите, мы вам всегда рады». Калитка была волшебной – она мирила людей. Люди, которые не хотели ссориться, шли к калитке и забывали о своих ссорах. Вот бы правителей некоторых государств, думала я, читая сказ- ку, к деду Ефиму на чай с вареньем пригласить. Никаких войн на земле тогда бы и в помине не было! Только вот после смерти деда снесли его старый домишко вместе с калиткой, и пошло все, как в давние времена: ссоры, драки, дебоши, люди вновь стали агрессив- 284 ными… Но и здесь автор книги, верная себе, надеется на лучшее: говорят, волшебную калитку местные пацаны куда-то припрятали, шанс, на то, что ее найдут, добро победит зло, остается. Другая сказка, «Царевна-лягушка», тоже вдохновляет. Любое желание, если очень сильно захотеть, осуществится, надо только сильно в это верить и не сидеть сложа руки. И даже самый некраси- вый человек станет красивым, если у него красивая душа. Спасибо подруга за то, что ты есть! Подругой твоей быть огромная честь! Я знаю, попасть в их число нелегко, Я кровью клянусь, оправдаю его. Другие настали теперь времена, Все реже красивые слышим слова. Достоинство, честь – забыли давно, Мы смотрим все дружно плохое кино, Где выстрел контрольный, оставленный труп, Где люди давно ненормально живут. Мы творчеством нашим с тобою сильны, Не ведаем злобы, ни зависти мы. Я дружбой твоей горжусь и живу, Плохое кино я давно не смотрю.
Дария Джумагельдинова, Караганда. |