Людмила Мананникова, профессиональный журналист и автор нескольких книг, представила на суд читателя свою новую рабо- ту – «Стихи под взглядом неба», посвященную творчеству поэта Бахытжана Канапьянова. Автор здесь скорее выступает в качестве вдумчивого читателя или собеседника, размышляющего вместе с поэтом над проблемами бытия и пытаясь заглянуть в его творче- скую лабораторию, «святая святых», разгадать тайну поэзии и жиз- ни. Как призналась Людмила Борисовна, в поэзии Бахытжана Кана- пьянова она находит очень много общего со своими мыслями. Мы видим как бы подсознание автора книги, его мысли, жизнен- ные впечатления и осторожные комментарии, ведь стихи Бахыт- жана Канапьянова не простые, они философские, многоплановые, надвременные:
Вновь исчезает час на циферблате, Мы переводим стрелки перед сном. Он звездному пространству незнаком, Не подчинен движенью звезд на карте... Поэзии, быть может, это час, Что заронила в каждого из нас Веками не протравленное семя...
Л. Мананникова чувствует поэзию как некую картину мирозда- ния, причем не далекую, пугающую, а родную, теплую, близкую. Открывая любой сборник стихов, будь то последний «Ландшафты» или «Над уровнем жизни», начинаешь читать и уже не можешь ото- рваться, боясь упустить какую-то жемчужину. Ты словно погружа- ешься в большое поэтическое путешествие, открываешь для себя те высокие пути, по которым ходит поэт... И как не стать тут поэтом, когда подмечаешь мелодичность в природе, песнь арыка, дрожащие огни города, полуночные разгово- ры на скамье, симфонию перезвонов трамвайного оркестра, яркие краски золотой осени, тишину снежинок, красоту юных незнако- мок... Эпиграфом к книге Людмила Мананникова взяла строки дра- матурга Александра Володина. Вслушайтесь в эти слова, может, перед вами стоят такие же вопросы: «Дело в том, что жизнь вообще поразительна. Например, Земля – шар. Почему не куб? Она при- тягивает нас к себе, причем – ногами. А если бы головой? Букваль- но со всех сторон над нами устроено небо. Поразительно, что мы живем один раз. Почему – не семь? Или – ни одного? Это было бы гораздо естественней. Писать надо, исходя из этого ощущения по- разительности жизни». Книга читается на одном дыхании. Она и построена очень ин- тересно – размышления автора, комментарии, поиск общих, схо- жих черт, воспоминаний, образов. Цитируются не только стихи Б. Канапьянова, но и А. Пушкина, Е. Винокурова, Б. Пастернака, О. Сулейменова, Э. Лотяну и др. Очень удачно подобраны к главам фрагменты интервью с поэтом. Интересна и экспресс-анкета Б. Ка- напьянова. Все мы сталкиваемся с вопросом, как отличить хорошую по- эзию от графомании? Людмила Мананникова предлагает ответ, – что есть настоящая поэзия: «Читаешь стихи, и кажется, что все это написано о тебе. Это твои мысли, твои чувства, это ты так дума- ешь. Поэт сумел выразить то, что осталось у тебя глубоко внутри, и теперь все это проявилось, как на фотопленке. Как все это просто. И ты так бы смог! Как все это сложно. В этом и заключается чудо таланта». Книга «Стихи под взглядом неба» показывает сближающие мо- менты автора и поэта – это и родной город Алма-Ата, и Москва, и А.С. Пушкин, любимый поэт Б. Канапьянова и Л. Мананниковой. Как близка всем нам эта любовь! Вслушайтесь в эти строки – об Алма-Ате и Пушкинской площади в Москве...
Арык поет, прислушайтесь – арык. И пенье это по ночам – слышней. До шепота угас дневных проспектов крик. И город мой дрожит ресницами огней. На Пушкинскую площадь выйду И растворюсь в твоей толпе. Я сущности своей не выдам: Мне плакать хочется и петь...
А спустя пару глав нам открывается новая грань – космополи- тичный, транснациональный портрет гражданина Вселенной. Его дом везде – и в Антверпене, и в Амстердаме, и в Париже... В книге вы можете ознакомиться с выступлениями гостей за «круглым столом» «Алма-Ата – столица поэзии» в Национальной библиотеке в октябре 2001 года. Эмиль Лотяну, поэт и режиссер, дал очень интересную, точную формулировку понятию «поэт»: «... Поэты – служители Вечного. Эта очень славные люди. И какая бы ни была у них сложная судьба, это счастливая судьба». А Сергей Мнацаканян, поэт, обозреватель газеты «Московский комсомолец», давний друг Б. Канапьянова, отметил, что самое главное, что оста- лось – это преданность поэзии. Совершив большое путешествие по жизни и творчеству поэта, открыв для себя многие новые вещи, Л. Мананникова признается: «Так я и не раскрыла главной тайны поэзии Б. Канапьянова». А автор предисловия, писатель Константин Кешин отмечает, что «нам предстоит возвращение в мир особенной образной системы, в стройное пространство света и добра. Как писал Константин Па- устовский: «Добиваться в жизни прекрасного, искать и находить поэтическую сущность всюду, где она есть, разве это не чудо из чудес на нашей земле?» О создании чуда – стихи Бахытжана Кана- пьянова. О прикосновении к чудесному – книга Людмилы Манан- никовой». К каждой главе книги сделал прекрасные иллюстрации худож- ник Борис Ильин, иллюстрировавший «Ландшафты». Старый трам- вай под дождем, стая аистов, старый сгоревший ТЮЗ и алма-атин- ский апорт, юноша и девушка, идущие в поисках счастья к солнцу и луне, – все это так знакомо, романтично и делает книгу такой домашней, уютной, семейной.
Погружаешь пальцы В ящик светлой музыки. Черно-белых клавишей Возгласы слышны. Все, Что было случаем, Освещает музыка: Вспомнилась мне Улица, Встреча у сосны.
Древнеиндийская мудрость гласит: «Попадет ли в руки к до- стойному? Удовлетворит ли его? Окажется ли без недостатков?» – так, создав произведение, поэт беспокоится за него, словно за дочь. Книга Людмилы Мананниковой «Стихи под взглядом неба» – это поддержка рук поэта, удовлетворение достойного, открытый путь в прекрасный мир поэзии, стоит лишь протянуть только руку и перелистать страницы... «Книголюб», № 13, 2002 г. |