Триасовые закаты почвенничества. Чёрный Георг Нателла Климанова Критика Обратите внимание на такой приём у Георга, который есть в его многих стихах, - клиповость. Сам автор называет "клиповый" приём в своём творчестве -архитектоникой: "Я это архитектоникой называю, а ведь можно для этого и другие термины найти. Здесь даже не наличие продуманного сюжета важно, а композиция самого текста. Сюжет может быть непрорисованным или частичным. Как и в стише про корову. Но движение вдоль оси композиции должно быть гладким и именно она раскрывает для читателя смысл текста, причем - таким образом, что зачастую адекватно пересказать его - невозможно. Вот это, кстати, одна из основных черт хорошей психоделикой..." (с) Почти каждое стихотворение у автора, где есть сюжет,- это как смонтированный режиссёром хороший клип. Все наверно помнят фильм-сказку о ёжике в тумане? Там тоже такой принцип построения фильма, который захватывает и удивляет зрителя, переносит его мир маленького ёжика, который удивляется и восхищён большим миром и где нет никакого страха от тумана и неизвестности. Оператор поочерёдно переносит внимание зрителя от маленького ёжика в травинках к большой морде доброй лошади или внимательной собаки, а потом и ко всему сказочному лесу,- большому миру, которого не надо бояться, а надо любить. Не потому ли маленький, отважный, исследующий мир ёжик в тумане так полюбился зрителю??? Тот же режиссёрский принцип от малого до большого и великого можно видеть и в стихотворении у Георга о корове. Хотя стихотворение носит символичное название "Радуга". Прекрасная Радуга,- феномен спектральных лучей,- для всего мира, для планеты, для земли, для каждого человека, для каждого кустика и травинки на выпасе, над каждым человеком, над каждой коровой и лошадью. Вся природа и природные явления у автора не просто явления , а участники общего действа торжества жизни. Так зелёнушки не просто сидят грибами на выпасе, а они - успешные. То есть живут и процветают на земле. Желудь не просто себе жёлудь в почве, но он тоже успешен. Упорно всходит и "становится дубом", - вечным деревом. Хотя и "забавляет" однолетних "лютиков лоснящуюся стаю". Чувствуете, какая в этих строчках мощная скрытая идея одномоментности и вечности? Какой-то всхожий жёлудь становился дубом, забавляя малым ростом и упорством – жёлтых лютиков лоснящуюся стаю. Солнце у Георга не просто космический объект, а тоже,- главный участник и виновник действа торжества жизни. Солнце "исхитрилось" в этот чудный земной моросящий вечер подарить миру небесный, величественный "клирос",- Радугу. Именно такое название дал автор своему стихотворению. И все те редкие слова, малоупотребительные в обычной речи, но в данной строфе у поэта стоят исключительно на своём месте. Мне кажется, другими словами и нельзя описать в поэтической форме природный феномен радуги. Может быть и можно, но так, как у Георга, невозможно встретить в русской поэзии ни у кого, потому что здесь метафористично употреблены не только редкие словосочетания, такие как "спектральными лучами","колеблющийся клирос","триасовых закатов", но в данной строфе происходит каскад игры символичных образов и трансформация Идеи красоты и любви к миру, где путь на небо прорастает "из стволов триасовых закатов": В это время солнце исхитрилось расколоть – спектральными лучами – низких туч колеблющийся клирос. Семь оттенков – чистых, изначальных – вспыхнули, образовав покатый путь на небо, словно прорастали из стволов триасовых закатов. Вообще, трансформация, переворот сознания от бытия в планетарный космос предварительно начался в предыдущей строфе, где "вспененные травы" символично стали напоминать море, а корова - "стала бригантиной" в море, а стойло для коровы - гавань: Луговые вспененные травы издали напоминали море, где корова стала бригантиной, а суровый старый человече вёл её – достойно и картинно – в гавань. В стойло. В моросящий вечер. Таким образом, с применением методов трансгрессии ,- стихотворение из обычного разряда бытовушного, ироничного описания коровы и её пастуха деда Панаса, превращается в трансцедетальную панораму созерцания красоты мира, вечной любви и блаженства природы и человека. Весьма символично оканчивается стихотворение образом дьячка - служителя бога, который выглядывает в окошко "случайно". Здесь, у автора закручен двойственный многозначительный смысл. С одной стороны дьячок случайно выглядывает в "блаженство" из окошка, где мир - смертный и несовершенный. А с другой стороны, дьячок, из несовершенного мира, где " смерть, беда, несовершенство" случайно выглядывает в блаженство. Ещё одна скрытая авторская Идея, на мой взгляд, заключена в последней строфе. Все религии мира - лишь случайный взгляд из несовершенного мира в блаженство: Старый дьяк подумал: “Вот – блаженство!” – выглянув случайно из окошка в мир, где смерть, беда, несовершенство... – и перекрестил – себя и кошку. Эта Идея ошеломляет, заставляет задуматься, переворачивает сознание.. Не в этом ли сила и мощь новой поэзии неотранссимволизма с её новыми методами психоделики и трансгрессии??? Стих начался с внешнего юмора по гоголевским, и закончился весёлым приколом с дьячком, который вопреки церковному уставу, машинально, забыв обо всём, крестит кошку, соблазнившись красотой мира. А ведь действительно, православная религия сейчас тоже переживает глубокий кризис. Вот так говорит современный философ Григорий Померанц о современном состоянии религии: Померанц : " Все великие религии сегодня стоят перед одним кризисом. Требуются новые слова для того, чтобы выразить старую истину: все абстрактные теории должны проверяться глубиной сердца. Даже если речь идет о социальной теории, о путях развития общества.Идет процесс складывания мировой цивилизации, и путь России, и путь всех стран, которые хотят иметь свое будущее, – это путь быть национальным выразителем каких-то высот мировой цивилизации. Этот путь не закрыт для России, если, конечно, вся талантливая Россия не уедет. Таким образом, дьячок у Георга - это интересный образ обычного человека способного соблазниться на красоту мира и крестить машинально даже кошку. Вот такой получился у Георга жизненный образ дьячка и деда Панаса, которые живут на одной земле, на одной планете. И это здорово, что Георг нас знакомит со своим миром и своими поэтическими персонажами, а самое главное,- со своими суперсовременными идеями, которые перекликаются с новыми современными идеями и требованием субглобального постиндустриалного времени, когда наступила пора научиться созерцать и любить землю и весь мир , в котором мы живём. Этому учит современная почвенническая поэзия, - поэзия о любви к земле и восхищения жизнью и красотой мира. Некоторым читателям покажется, что простому народу без словаря будет затруднительно читать стихотворение??? А ведь народ то очень любит что-то замысловатое лицезреть и удивляться. Взять ту же известную блоху мастера Левши или простую русскую матрёшку. С виду простая, а раскладывается ещё на семь таких же, но меньше. Это принципы соцреализма обязывали творца писать ясно и понятно, чтобы любому лаптю было понятно. Отчего и выродился интерес народа к высоким стихам, потому что то, чем кормят сейчас издатели,- ни удивиться, ни восхититься никак нельзя. Стих Георга, на первый взгляд, действительно напоминает лубок. Эдакая сельская пастораль на крышке ларца, которая привлекает своей красочностью и понятностью. Но ларец то сложно открывается и в самом ларце ещё несколько замечательных сундучков с такими же лубочными картинками. С такими же, но уже не такими. Картинки от ларца к ларцу становятся всё космичнее и панорамней. Вот именно этим авангардизмом , необычностью поданных идей отличается почвеннический стих Георг в современности. Как сам сказал автор, "МНОГОПЛАНОВОСТЬЮ с динамикой", со встроенными сюжетными картинками и нарастающей, раскручивающейся динамикой и выстроенной архитектоникой внутреннего смысла, которая в конце стиха превращается в откровение и познание истины. И выражено это откровение в озарении и трансформации великой Идеи любви, "блаженства" к миру, к жизни, которая непрерывно "воскуряется миррой" и всей земле, ко всей планете от "планетарной капли" до "дольнего Памира": Сквозь доисторические дали дед был сам неразличим с коровой: волосы – пучками мокрой пакли... Та – рогата, он – слегка растроган... В каждой шустрой планетарной капле в середине дольнего Памира отразились – дед Панас с притихшей животиной. Воскурялась мирра, возносились ангелы и птицы... Таким образом, от шутки с коровой, от местечка выпаса деда Панаса, где "Чистотел боролся с молочаем", чертополохом (кстати ядовитые травы для коровы), где автор ненавязчиво, как бы мимоходом по действию персонажа деда Панаса, по гоголевски, ярко и сочно, с любовью созерцает родную природу, где "Небо наливалось сонной мутью, а столбы электропередачи, как шмели, жужжали...* , - от шутки, от доброго юмора к планетарному созерцанию "триасовых закатов" со "спектральными лучами" радуги надо всей планетой, как будто у автора волшебный бинокль с наводкой перспективы резкости, а если и не бинокль, то волшебная камера, где автор сам сценарист и оператор,- снимает цветной клип. Вблизи, - травинки "Луговые вспененные" и цикорий. Корова. Дед Панас. Камера отъезжает назад и, вот уже перед зрителем потрясающие виды всей планеты "триасовых закатов". Это стихотворение, на мой взгляд, своей живостью, образностью, своим юмором и шуткой не только может удивить и привлечь, заворожить внимание любого читателя. даже школьника, ребёнка, но так же исподволь, не напрягая читателя, символично несёт в себе Идею любви и учит любить жизнь, свою землю и весь мир, в котором живёт человек. Со всей очевидностью можно сказать, что это новая поэзия. Новое почвенничество. Это - неотранссимволизм. Ещё замечу, что подобные стихи не поддаются пониманию с обычных, старых позиций старой поэзии. Нужен новый уровень и новый скомпонованный разворот мышления на понимание трансцедентности образов. Впрочем, символизм и трангснессия подобного плана стихотворений нисколько не отвергает и обычного читателя от сохи, а наоборот,привлекает и завораживает красочностью лубка, красочностью ярких красок, колоритностью, правдивостью народного образа деда Панаса с его коровой-кормилицей. Стихи подобного плана будят мысль и воображение для любого уровня читателя. Каждый читатель может достичь своего собственного уровня понимания стихотворения и на этом не останавливаться, а идти дальше. Автор, - Чёрный Георг, даёт эту возможность для читателя; возможность бесконечно наслаждаться высоким, высочайшим уровнем искусства настоящей новой поэзии начала 21 века. _____ Радуга _______ ____Черный Георг ____ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . корова – это тоже печка, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . но с очень острыми рогами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Анука, "городской взгляд на корову") Била лошадь – вдумчиво – копытом. У коровы зачесалось вымя. Дед Панас – голодным и небритым – шёл на выпас, – по дороге вымок под дождём, сбивавшим завязь с яблонь. Чистотел боролся с молочаем. За ногу чертополохом наглым был укушен пешеход; – серчая, вышел за околицу, где лужи превращали тракт разбитый – в небо. Полагая, что приметой служит, выглядела жалко и нелепо волглая трёхцветная корова. Дед Панас промолвил: “И-и-и, скотина!” – бросив на высоковольтный провод взгляд – и подбирая хворостину. Звонко шлёпнув ей по голенищу, подтолкнул – глазастую безмерно животину – прочь от ейной пищи, уводя от клевера с люцерной. Небо наливалось сонной мутью, а столбы электропередачи, как шмели, жужжали. Почему-то пожалев кормилицу, дед начал напевать, похлопывая нежно по спине и выпуклому крупу, миновав колонию успешных зеленушек, что расселись кругом ведьминым. Какой-то всхожий жёлудь становился дубом, забавляя малым ростом и упорством – жёлтых лютиков лоснящуюся стаю. Ворон хрипло каркнул из дубравы. Привставал на цыпочки цикорий. Луговые вспененные травы издали напоминали море, где корова стала бригантиной, а суровый старый человече вёл её – достойно и картинно – в гавань. В стойло. В моросящий вечер. В это время солнце исхитрилось расколоть – спектральными лучами – низких туч колеблющийся клирос. Семь оттенков – чистых, изначальных – вспыхнули, образовав покатый путь на небо, словно прорастали из стволов триасовых закатов. Сквозь доисторические дали дед был сам неразличим с коровой: волосы – пучками мокрой пакли... Та – рогата, он – слегка растроган... В каждой шустрой планетарной капле в середине дольнего Памира отразились – дед Панас с притихшей животиной. Воскурялась мирра, возносились ангелы и птицы... ......................................... Старый дьяк подумал: “Вот – блаженство!” – выглянув случайно из окошка в мир, где смерть, беда, несовершенство... – и перекрестил – себя и кошку. |