Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Яблоко.Литературные посиделки" [58]
Наше видео [7]
Поэзия [30]
Литературоведение [37]
Семиречье - моя любовь [6]
Очерк [2]
Литература России [12]
Мой Казахстан [18]
Литературные посиделки. Рабочая тетрадь. [39]
Наша гостиная [6]
Портреты наших современников [7]
Проза [15]
Дайджест прессы [78]
Самиздат [149]
Книги наших авторов [2]
Наши конкурсы [16]
"Яблоко-2016" [6]
Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 [14]
Наше творчество [1]
Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. [134]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Литературоведение

    О философском подходе в определении психоделики
    О философском подходе в определении психоделики
    Нателла Климанова Критика

    Я бы продолжила дальнейшее исследование по проблеме новейшего литературного в русской поэзии начала 21 века, применяя к определению психоделики, более обширный и фундаментальный философский подход.
    В самом деле, во все времена философия и поэзия шла рука об руку. Философы приводили для обоснования своих тезисов примеры из поэзии, а поэты, использовали идеи философии в своих произведениях.
    Так же, многие писатели и поэты были в своём творчестве философами со своим собственным философским подходом, своей эстетикой и мировоззрением.
    Так, например, русские символисты черпали своё вдохновение и идеи из философской концепции идеализма Вл. Соловьёва.
    А направление соцреализма в России полностью базировалось на философских трудах Маркса, Энгельса, Ленина и не только. Соцреализм использовал в своих методах и приёмах философские и эстетические идеи Л.Толстого, Ф.Достоевского,И.Тургенева,А.Чехова и других классиков критического реализма.
    Я уже как то писала, что именно критик Белинский, открыв и, приветствовавший Гоголя, повернул весь ход русской литературы в сторону критического реализма, то есть такого реализма, когда в литературном произведении происходит, образно говоря, подсматривание за соседом в замочную скважину и его высмеивание.
    К чему и каким итогам привёли идеи критического реализма в обществе 19-20 века известны и печальны,-нигилизм, отрицание и не уважение общественных устоев, появление образа маленького человека и его превознесение, а в результате, революция и кровавые войны 20 века.
    Но у русской литературы, на мой взгляд, был и другой шанс развития литературы по другому пути,не подсматривания и высмеивания соседа, а развивая идеи любви к миру, своей земле, к планете, к своему соседу, к каждому человеку и твари, к каждому дереву и травинке, воспитывая тем самым, не нигилиста и разочаровавшегося жизнью человека, а воспитывая истинного гуманиста, который дорожит жизнью, умеет любить жизнь и каждый миг земного бытия.
    Так, в своих первоначальных философски критических статьях критик Белинский призывал родителей учить детей созерцанию и ставил для поэзии идеи и цели видимого созерцания мира и природы:

    "Поэзия есть истина в форме созерцания; ее создания - воплотившиеся идеи, видимые, созерцаемые идеи. Следовательно, поэзия есть та же философия, то же мышление, потому что имеет то же содержание - абсолютную истину, но только не в форме диалектического развития идеи из самой себя, а в форме непосредственного явления идеи в образе"(с)

    Отчего произошёл крутой переворот в идеях Белинского, для меня, пока, непонятно. Но, видимо, сыграли свою роль в этом повороте идей Белинского постулаты ортодоксальной церкви в России, где за каждым человеком в приходе велась слежка на предмет исполнения православных канонов.

    Таким образом, можно сказать, что русская психоделика возвращается к первичным идеям Белинского о созерцании в поэзии, которая "есть истина".
    Именно психоделика в начале 21 века реально и действительно выводит идею Белинского о развитии мышления до познания "абсолютной истины" без всякой диалектики, которую очень любили марксисты-ленинцы.
    Именно психоделика в начале 21 века продвигает идеи Белинского в поэзии о "непосредственного явления идеи в образе".
    Непосредственное явление идеи в образе, - это есть метод работы символизма.
    Получается так, что критик Белинский предвидел развитие символизма в России, которое зародилось не в России, а во Франции.
    К слову сказать, все литературные направления, что есть и были до психоделики, пришли в Россию с Запада.
    Но, видимо, психоделике суждено зародиться именно в русской культуре и литературе и шагнуть в другие страны и в другие языки.

    Психоделика, как мы установили на прошлых семинарах, продолжает и вбирает в себя идеи не только символизма ""непосредственного явления идеи в образе", но так же успешно работает с методами реализма, где во главу угла ставилась идея правдивого отражения действительности.
    Психоделика не только продолжает традиции символизма, где символизм, по определению французского поэта Жана Мореаса, был "противником наставлений,декламации, фальшивой чувствительности и объективного описания".
    Психоделика в своих методах и приёмах пошла ещё дальше достижений символистов, и, по прежнему сохраняя "роскошь одеяний внешних аналогий", но, применяя новые приёмы трансгрессии и трансфиксии, безошибочно применяя приёмы экспрессии и методы правдивого реализма, уже не камуфлирует, не служит и не сохраняет "подчинённое положение" в Идее, а наоборот, сама Идея в произведении занимает главенствующее положение, и, именно Идея произведения оказывает решительное и сокрушающее влияние на подсознание читателя, переворачивает его внутренний мир, нацеливая читателя на "абсолютную истину" без всякой диалектики.
    Вот в этом и есть феномен, на мой взгляд, реального воздействия психоделики на мировоспритиятие читателя, который установил эксперимент Смарагды и Ануки.

    Я бы ещё сказала, что психоделика, применяя и развивая методы и приёмы символизма, реализма и другие новейшие методы и приёмы,а так же сохраняя первозданный и сложный стиль символизма "нетронутых слов", - наконец то избавилась от дефекта символизма, в котором символизм обвинялся изначально - это в его непонятности.
    Каким же образом?
    Психоделике крайне присуща простота и правдивость реализма, которая, зачастую перерастает в гиперреальность восприятия, которая ничуть не мешает главной Идее произведения, а наоборот, создаёт все условия для развития и выпуклого, ошеломляющего проявления Идеи в произведении.
    Как нам ничто не мешает смотреть и любоваться прекрасной скульптурой Венеры Милосской , не подозревая о том, что скульптор применил секретный психоделический приём в создании скульптуры, который был разгадан учёными лишь в начале 20 века.
    Скульптор сдвинул угол лица Венеры на нечеловеческий угол восприятия, то есть, применил приём гиперреальности и проявления божественности в лике Венеры. Этот приём древнего греческого скульптора обожествлял его произведение и, во все времена, привлекал толпы народа к восхищённому поклонению произведению искусства.
    Впервые, в русской поэзии 21 века, в психоделике стал использоваться приём гиперреальности, что стало предметом восхищения и попыток определения феноменального воздействия на читателя.
    Таким образом, как мне кажется, в определении психоделики, надо исходить из того, что, психоделика - это новая философская эстетика, наследующая и развивающая лучшие традиции русской литературы и поэзии, с действенными новейшими методами и приёмами художественно-выразительных средств.

    Категория: Литературоведение | Добавил: Нателла (10.04.2009) | Автор: Нателла Климанова E
    Просмотров: 1033 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]