О философском подходе в определении психоделики Нателла Климанова Критика Я бы продолжила дальнейшее исследование по проблеме новейшего литературного в русской поэзии начала 21 века, применяя к определению психоделики, более обширный и фундаментальный философский подход. В самом деле, во все времена философия и поэзия шла рука об руку. Философы приводили для обоснования своих тезисов примеры из поэзии, а поэты, использовали идеи философии в своих произведениях. Так же, многие писатели и поэты были в своём творчестве философами со своим собственным философским подходом, своей эстетикой и мировоззрением. Так, например, русские символисты черпали своё вдохновение и идеи из философской концепции идеализма Вл. Соловьёва. А направление соцреализма в России полностью базировалось на философских трудах Маркса, Энгельса, Ленина и не только. Соцреализм использовал в своих методах и приёмах философские и эстетические идеи Л.Толстого, Ф.Достоевского,И.Тургенева,А.Чехова и других классиков критического реализма. Я уже как то писала, что именно критик Белинский, открыв и, приветствовавший Гоголя, повернул весь ход русской литературы в сторону критического реализма, то есть такого реализма, когда в литературном произведении происходит, образно говоря, подсматривание за соседом в замочную скважину и его высмеивание. К чему и каким итогам привёли идеи критического реализма в обществе 19-20 века известны и печальны,-нигилизм, отрицание и не уважение общественных устоев, появление образа маленького человека и его превознесение, а в результате, революция и кровавые войны 20 века. Но у русской литературы, на мой взгляд, был и другой шанс развития литературы по другому пути,не подсматривания и высмеивания соседа, а развивая идеи любви к миру, своей земле, к планете, к своему соседу, к каждому человеку и твари, к каждому дереву и травинке, воспитывая тем самым, не нигилиста и разочаровавшегося жизнью человека, а воспитывая истинного гуманиста, который дорожит жизнью, умеет любить жизнь и каждый миг земного бытия. Так, в своих первоначальных философски критических статьях критик Белинский призывал родителей учить детей созерцанию и ставил для поэзии идеи и цели видимого созерцания мира и природы: "Поэзия есть истина в форме созерцания; ее создания - воплотившиеся идеи, видимые, созерцаемые идеи. Следовательно, поэзия есть та же философия, то же мышление, потому что имеет то же содержание - абсолютную истину, но только не в форме диалектического развития идеи из самой себя, а в форме непосредственного явления идеи в образе"(с) Отчего произошёл крутой переворот в идеях Белинского, для меня, пока, непонятно. Но, видимо, сыграли свою роль в этом повороте идей Белинского постулаты ортодоксальной церкви в России, где за каждым человеком в приходе велась слежка на предмет исполнения православных канонов. Таким образом, можно сказать, что русская психоделика возвращается к первичным идеям Белинского о созерцании в поэзии, которая "есть истина". Именно психоделика в начале 21 века реально и действительно выводит идею Белинского о развитии мышления до познания "абсолютной истины" без всякой диалектики, которую очень любили марксисты-ленинцы. Именно психоделика в начале 21 века продвигает идеи Белинского в поэзии о "непосредственного явления идеи в образе". Непосредственное явление идеи в образе, - это есть метод работы символизма. Получается так, что критик Белинский предвидел развитие символизма в России, которое зародилось не в России, а во Франции. К слову сказать, все литературные направления, что есть и были до психоделики, пришли в Россию с Запада. Но, видимо, психоделике суждено зародиться именно в русской культуре и литературе и шагнуть в другие страны и в другие языки. Психоделика, как мы установили на прошлых семинарах, продолжает и вбирает в себя идеи не только символизма ""непосредственного явления идеи в образе", но так же успешно работает с методами реализма, где во главу угла ставилась идея правдивого отражения действительности. Психоделика не только продолжает традиции символизма, где символизм, по определению французского поэта Жана Мореаса, был "противником наставлений,декламации, фальшивой чувствительности и объективного описания". Психоделика в своих методах и приёмах пошла ещё дальше достижений символистов, и, по прежнему сохраняя "роскошь одеяний внешних аналогий", но, применяя новые приёмы трансгрессии и трансфиксии, безошибочно применяя приёмы экспрессии и методы правдивого реализма, уже не камуфлирует, не служит и не сохраняет "подчинённое положение" в Идее, а наоборот, сама Идея в произведении занимает главенствующее положение, и, именно Идея произведения оказывает решительное и сокрушающее влияние на подсознание читателя, переворачивает его внутренний мир, нацеливая читателя на "абсолютную истину" без всякой диалектики. Вот в этом и есть феномен, на мой взгляд, реального воздействия психоделики на мировоспритиятие читателя, который установил эксперимент Смарагды и Ануки. Я бы ещё сказала, что психоделика, применяя и развивая методы и приёмы символизма, реализма и другие новейшие методы и приёмы,а так же сохраняя первозданный и сложный стиль символизма "нетронутых слов", - наконец то избавилась от дефекта символизма, в котором символизм обвинялся изначально - это в его непонятности. Каким же образом? Психоделике крайне присуща простота и правдивость реализма, которая, зачастую перерастает в гиперреальность восприятия, которая ничуть не мешает главной Идее произведения, а наоборот, создаёт все условия для развития и выпуклого, ошеломляющего проявления Идеи в произведении. Как нам ничто не мешает смотреть и любоваться прекрасной скульптурой Венеры Милосской , не подозревая о том, что скульптор применил секретный психоделический приём в создании скульптуры, который был разгадан учёными лишь в начале 20 века. Скульптор сдвинул угол лица Венеры на нечеловеческий угол восприятия, то есть, применил приём гиперреальности и проявления божественности в лике Венеры. Этот приём древнего греческого скульптора обожествлял его произведение и, во все времена, привлекал толпы народа к восхищённому поклонению произведению искусства. Впервые, в русской поэзии 21 века, в психоделике стал использоваться приём гиперреальности, что стало предметом восхищения и попыток определения феноменального воздействия на читателя. Таким образом, как мне кажется, в определении психоделики, надо исходить из того, что, психоделика - это новая философская эстетика, наследующая и развивающая лучшие традиции русской литературы и поэзии, с действенными новейшими методами и приёмами художественно-выразительных средств. |