Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Яблоко.Литературные посиделки" [58]
Наше видео [7]
Поэзия [30]
Литературоведение [37]
Семиречье - моя любовь [6]
Очерк [2]
Литература России [12]
Мой Казахстан [18]
Литературные посиделки. Рабочая тетрадь. [39]
Наша гостиная [6]
Портреты наших современников [7]
Проза [15]
Дайджест прессы [78]
Самиздат [149]
Книги наших авторов [2]
Наши конкурсы [16]
"Яблоко-2016" [6]
Альманах "Литературная Алма-Ата"- 2016 [14]
Наше творчество [1]
Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. [134]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Литературоведение

    Гарифолла Есим: Поэт мечтал об этом дне, верил, что час свободы настанет
    [Казинформ]
    АСТАНА. 22 апреля. КАЗИНФОРМ /Кенжеболат Жолдыбай/ - В текущем году исполняется 150 лет великому сыну казахского народа Шакариму Кудайбердиеву. Долгие годы он был предан забвению. И только с обретением независимости Казахстана как идеи Шакарима, так он сам заняли почетное место в духовной истории народа. Огромный вклад в благородное дело возвращения Шакарима народу внес Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Из ученых, кто на строго научной основе широко и разносторонне изучает феномен Шакарима, можно смело назвать академика, а ныне сенатора Парламента РК Гарифоллу Есима. Им сделан достаточно глубокий анализ 40 стихотворений поэта и впервые подробно изложены ответы-пояснения на пять вопросов Шакарима, опубликованные в журнале «Айкап» в 1912 году. Известный ученый любезно согласился на интервью по этой актуальнейшей теме с нашим корреспондентом.
    - Шакарим оставил после себя очень богатое наследие. Его творчество является национальным достоянием казахского народа. Это наше духовное богатство, которым мы гордимся и должны его бережно хранить. В этой связи, какая работа проводится по исследованию и пропаганде творческого наследия Шакарима – поэта и мыслителя?
    - Да, Вы правы, Шакарим после себя оставил богатое наследие. Только вопрос в том, все ли дошло до нас, что было создано этой неординарной личностью? Как известно, последние годы жизни Шакарим жил уединенно, и все свои рукописи хранил у себя в куржуне. В 1931 году без суда и следствия Шакарим был расстрелян и сброшен в колодец, где пролежал десятилетия. Поэтому о судьбе этих рукописей, к сожалению, нам до сих пор ничего неизвестно. У меня нет гарантии в том, что они могли оказаться в руках тех, кто пришел с ним расправиться. Тем более, в народе ходили слухи о попытках некоторых людей, участвовавших в данном злодеянии, опубликоваться позже в виде отдельного фолианта. Не хочу называть их имена, у них есть дети, и как говорил Пушкин: «это все – дела минувших дней». Но, в одном не поспоришь. Шакарим при жизни мало издавался. Труды, которые оставались на руках у его сына Ахата, стали чаще издаваться только с момента полной реабилитации поэта. По большому счету, основные его произведения дошли до нас, и они сейчас становятся предметом пристального изучения его верных последователей.
    Не могу не затронуть проблему текстологии наследия Шакарима с точки зрения того, как, и насколько глубоко и верно передана мысль поэта. Не секрет, что основная мысль могла бы быть искажена при переписке текста или при его редактировании. В этой связи, необходимо серьезно подойти к изучению вопроса о степени сохранности канонического текста этого поэта-мыслителя.
    Говоря о творческом наследии поэта нельзя обойти еще один, не менее важный вопрос. Речь идет о времени, в котором жил и творил Шакарим – в конце XIX и в начале XX века. Исходя из этого, жизнь и творческую судьбу поэта следует рассматривать условно в двух частях. Первый период – это творчество Шакарима при жизни Абая, второй – после смерти наставника, то есть с 1904 по 1931 годы. К первому периоду можно отнести годы поиска и учебы. Шакарим рано потерял отца и воспитывался у Абая, который был на 13 лет или как говорят казахи на один «мушел» старше, и считал его своим духовным учителем.
    Второй период, и нас больше интересует именно этот отрезок времени, для Шакарима стал годами зрелости. И тут заключается главная проблема, суть которой сводится к тому, что Шакарим оставаясь как бы вне эпохи, жил в безвременье. Хотя время всегда есть и будет. Но оно бывает противоречивое, неосмысленное, несущее различные исторические тенденции и процессы. Время, в котором жил Шакарим, было сложным и непростым. Разрушалась старая, становилась новая эпоха. Это было абсолютно беспокойное время. Особенно для России XX век начался невиданными потрясениями. Вспомните роман-эпопею Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Там описываются события того времени, характерной чертой которого стала настоящая духовная деградация общества. Россию тогда заполонило несметное количество предсказателей, пророков, мыслителей в кавычках. Кроме того, здесь произошло несколько революций: демократическая революция 1905-1907 годов, затем буржуазная февральская революция, движение кадетов. И отголоски их, конечно же, проникали и в Казахстан. К примеру, Алихан Бокейханов, а также депутат II Государственной думы, избранный от Семипалатинской губернии Темиргали Нурекенов находились под влиянием кадетов. Начиная с 1917 года, а также последующие 20-е, 30-е годы в казахской степи действовали белая гвардия и красная армия, националисты и анархисты разного толка. Это время совпало также с исторической миссией Алашординцев.
    Набрав политическую силу, к власти пришли большевики, и началось строительство социализма, стала формироваться интеллигенция совершенно новой формации. И люди должны были жить по новым порядкам и законам. А ведь казахи испокон веков жили и воспитывали потомков, были хозяевами определенной территории, имели собственные ценности, менталитет, образ жизни. Более того, успешно работали гражданские институты. Прямо скажу, никто в государстве не управлял, безотказно действовала самоорганизующая, самодостаточная система в форме казахских аулов. Собственно говоря, мы с точки зрения традиционных обществ вышли из гражданского общества, что сегодня пытаемся возродить. И когда речь шла о разрушении многовекового уклада жизни казахов, Шакарим недоумевал: ради чего, во имя чего и для чего разрушать, а что взамен? А предлагаемые вещи не имели ничего общего с многовековыми национальными ценностями казахского народа. И потому он социалистическую идеологию не принял. Он также всеми фибрами души не воспринимал государство, построенное на силе. И в этих условиях поэт должен был писать стихи и воспевать новый строй.
    Как известно, высокая поэзия служит к поиску истины во имя спасения человека, во имя раскрытия человеческого в человеке, во имя утверждения человека в качестве главного действующего лица на этой земле. Если стихотворение, а оно есть божественное творение, служит конкретной идеологии, там не следует искать поэзию. Как истинный поэт от бога, Шакарим не мог отвлекаться на временные рефлексы. Человек вселеннского масштаба, высочайшего аналитического ума, глубинного философского интеллекта он понял, что восстать с оружием против нового режима или говорить что-то бесполезно, и потому принял решение отойти от дел, жить в уединении также как славный предок тюрков Анахарсис, мудрец Коркут.
    Шакарим, зная, что в том обществе, где он жил, не будет востребован, назвал себя «Мұтылған», что в переводе означает «Забытый». Я же перевел его как «Неприкаянный». Таковым в земной жизни может быть тот, у кого нет ни близких, ни родных, словом, сирота. Когда народ лишен возможности на самоопределение, когда утеряна свобода, и поэт, и его стихи, конечно же, будут забыты. А в день, когда народ вновь обретет свободу и независимость, он обязательно вспомнит имена тех, кто был в своих мыслях с ним, кто до последнего дыхания служил ему. Так произошло и с Шакаримом. С эпохой возрождения суверенного Казахстана настала эпоха Шакарима, и творчество его стало кладезем ищущим. Правда, все написанное им в тот период весьма затруднительно для понимания и толкования, и анализ творчества данных лет представляет непростую задачу.
    - Шакарим в общественном мнении воспринимается в основном как поэт, хотя он выгодно отличается своими научными изысканиями. Наверное поэтому Шакаримоведение является молодым направлением в современной науке. Какова сегодня степень научного интереса к ней и занимаются ли данной темой для защиты кандидатских или докторских диссертаций?
    - Феномен Шакарима состоит в том, что каждое его стихотворение как бы представляет тайну бытия с иных позиций. И потому его произведения не так просто воспринимаются. В принципе, сегодня подготовлено несколько кандидатских и докторских диссертаций по этой теме. Я бы сказал, пока это первые пробы пера по ранее неизведанному научному направлению. По существу это культурологическая, философская, литературоведческая формализация некоторых моментов понимания поэта-гуманиста. Эти исследования можно также назвать научно-просветительской работой. Естественно, все это важно. Но, нужны фундаментальные научные исследования трудов Шакарима, что, в общем, мы вправе ждать в будущем.
    Конечно, чтобы привнести существенное в науку познания Шакарима, интеллектуальный уровень самого исследователя, по меньшей мере, должен приближаться к умственному дарованию этой гениальной личности. В этой связи, уместно вспомнить, что именно благодаря Мухтару Ауэзову во всей полноте была раскрыта личность Абая. Или возьмите переводы стихов Пушкина и Лермонтова в исполнении Абая. Замечательные переводы, они по интеллектуальному уровню и по глубине мысли где-то совпадают. Можно смело утверждать, что эти личности одного порядка.
    В связи с юбилеем у многих пробудился интерес к творчеству поэта. Да, надо как можно больше и шире охватить Шакарима. Ведь его биографию мы пока в полной мере так и не описали, тем более объективно. Но при всем при этом среди всего этого, надо отобрать наиболее достойные и довести их до молодого поколения, чтобы оно могло прочувствовать и переосмыслить время Шакарима, его взгляды на окружающий мир, душевные переживания поэта-мыслителя. Мудрость Шакарима. В чем она? Она в его тонком уме, в колоссальной прозорливости, в интеллекте и харизматичности. Он говорит: «Мир изменчив, и именно в этом залог успеха разумного человека». Кое-кто видит в изменчивости мира опасность и угрозу. Разумный человек не только должен принимать все эти изменения, он должен использовать их во благо себе. Шакарим ставит проблему именно так, и в этом его мудрость. Или вот он пишет: «Мир – достояние умного человека». Этот афоризм, на мой взгляд, должен быть высечен на стенах каждого учебного заведения. Если ты умен, мир в твоих руках – лучше не скажешь.
    Харизма Шакарима проявляется в его лидерстве как духовного вождя. «Я веду народ к вершине», - заявляет он, и это не просто поэтическая строка, это программа жизни. Он чувствует колоссальнейшую ответственность перед будущим поколением. Это удел избранных. Не каждый задумывается, что будет после него, и потому рождает зло на зло, творит беспредел, совершает преступления и т.д. Не случайно Шакарим формулирует эту установку: «Не навреди идущим за нами следом». Если смысл существования в том, чтобы оставить потомство, тогда задача всего человечества – сохранить и передать последующим поколениям нашу Землю, чтобы потомки не могли ни в чем упрекнуть нас, оставить им благие мысли, благие деяния, добрые дела. Разве это не так? Думаю, вряд ли кто-нибудь станет возражать. Поэтому Шакарим написал работу: «Ар бiлiмi», а я ее перевел как «Наука совести». Там поэт особо подчеркивает: «Совесть это то, что отличает человека от не человека, то есть зверя». Иначе говоря, человек без стыда – человек, имеющий в себе мало человеческого. Бесстыдство ведет человека к невежеству. Размышляя подобным образом, мы невольно задаем себе вопрос: какова же мера стыда? Как отличить стыд от бесстыдства? Проблемы эти ставились с незапамятных времен. И, конечно же, ученые-мыслители оставили много крылатых слов, афоризмов и выражений по этому поводу. Но приходят новые времена, и эти вопросы вновь встают перед людьми, изменяется человеческое в них, обретя иной смысл, иное звучание.
    Обо всем этом надо не только говорить, но их нужно донести молодым и объяснять им суть этой проблемы. Следует заметить, что все сказанное не сугубо национальная проблема, она характерна и понятна всем, в том числе немцу, англичанину, русскому, французу и т.д. В этой связи, на мой взгляд, следовало бы заниматься переводами трудов Шакарима на другие языки. Хотя, сегодня Шакарим уже переводится на русский язык, но эти переводы очень слабые. И дело тут совсем не в переводчиках. Здесь, наверное, больше «виновен» сам Шакарим. Ибо, такие национальные достояния как Пушкин, Абай, Шакарим с трудом поддаются переводам, я имею виду, прежде всего, обеспечение высокого качества переводимого материала. Должен заметить, до сих пор нет прекрасных переводов на европейские языки произведения Пушкина, так и не могли качественно перевести на русский язык труды Абая. Данное обстоятельство, естественно, требует более внимательного подхода к этому вопросу. Определенно это послужило взяться меня за перевод своей книги «Данышпан Шәкәрiм» и издать ее на русском языке под названием «Мудрость Шакарима».
    - В последнее время труды Шакарима связывают с суфийским течением и есть попытки отдельных людей использовать эту ситуацию в иных целях. Не может получиться так, что сведя познания о Шакариме только в рамках суфийского направления, мы не признаем его в качестве великого ученого с широким философским взглядом на окружающую действительность? Хотелось бы узнать Ваше мнение по данному вопросу.
    - Прежде всего, хочу заметить, что Шакарим ничего общего не имеет с теми, кто сегодня упорно выступает за канонизацию суфийского течения. Скажу еще об одном: есть религия, и есть псведорелигиозность. Религия – духовно чистое сознание, но некоторые религиоведы его используют в своих целях, занимаются вольной интерпретацией. В исламе существует четыре направления, много ответвлений и в христианстве, и в буддизме, то есть даже в одной религии содержится много путей, по которым можно к ней прийти, следовательно, много и толкователей, и мнений, и взглядов. И не секрет, что, толкуя те или иные положения, они вносят неразбериху и сумятицу, искажают самый смысл и идею религиозного учения, и при этом совершенно искренне уверяют, что их толкование – самое правдивое и полное. Именно на этот счет выказывает свое недовольство Шакарим – поэт-гуманист, который мечтает о согласии в человеческом общежитии, о единении его, а отнюдь не о том, чтобы посеять раздор между людьми.
    Чтобы объяснить смысл мироздания, человек должен быть подготовлен и только так мы придем к истинной религии, чем и отличаются стихи Шакарима. Потому в своих стихах поэт не обошел тему суфизма. Но здесь Шакарим не оригинален в том смысле, что он в принципе продолжает традицию поэтов Востока, приверженцев суфийского учения, истинный смысл которого скрыт под поэтическими метафорами. Достаточно вспомнить Омара Хайяма или Хафиза. Несомненно, Шакарим был знатоком суфийской литературы, ибо, владея персидским, арабским, турецким языками, он имел возможность читать ее в оригинале. Известно, что классическая персидская поэзия целиком и полностью зиждется на суфизме. Суфисты, храня тайну, открыто не выражали свои мысли. Чтобы понять их сочинения, нужна была особая подготовка, как, например, знание лексики и метафорического ряда. Стихотворения Шакарима предназначены именно для таких подготовленных читателей. Стало быть, он знал, что в духовном мире казахов суфийская лексика занимала определенное место. И когда Шакарим говорит: «Истина – в вине, в пьяной мысли», вовсе не имеет в виду то состояние, в которое человек впадает после выпитого. Он говорит о глубине размышлений человека, о простой человеческой жизни, и от которой не в силах отказаться, об осознании предела человеческих возможностей, за которым – тайна. Суфизмом востребован именно не взгляд на внешний облик, а взгляд на внутренний мир, то есть взгляд любви, влюбленности. Внутренний взор раскрывает тайну любви, а любовь – это осознание как единого целостного всего живого. Единство человека и Вселенной заключается в любви, это основа суфийского учения. Шакарим, создавая образ возлюбленной, говорит: «На устах твоих тайна». Глубокая тайна человека, его плотских вожделений, которая перерастет в познание и, наконец, в самостоятельное учение.
    Поэт утверждает: «Возлюбленная – истина», имея в виду Всевышнего. Выразить это невозможно холодным умом, научным языком. Для того, чтобы впасть в такое же состояние эйфории, в каком пребывает выпивший человек, суфий должен довести себя до определенного уровня эмоций, что приходит годами учебы. В суфизме не опасны речи, а практика, осуществление сказанного в реальной жизни. Известно четыре ступени суфизма: первая – шариат, вторая – тарихат, третья – марифат, четвертая – хакикат. Один из ярких представителей ордена суфистов Ходжа Ахмет Яссауи, например, утверждал, что он остался на второй ступени, то есть в тарихате. Получается, до четвертой ступени не дошел никто. Дойти – значит стать единым целым с Аллахом, а это возможно лишь теоретически.
    Путь к истине тяжел, и в своих стихотворениях Шакарим, используя учения суфизма, на первое место ставит разум. А это означает, что Шакарим никогда не оказывался в плену каких-то догматических учений и окружающий мир воспринимал объективно.
    «Если разум твой не воспримет умные речи, пусть это будет речь святого или пророка, но если она не содержит доводов и аргументов – это мне чуждо», - говорит Шакарим. Выступает он и против проявления ортодоксальности в религии. По этому поводу он замечает:
    Неверно истолковав содержание Корана,
    Муллы хотят назвать меня нечестивым.
    К сожалению, подобное встречается и в наши дни. Неверно истолковав содержание сур Корана, некоторые пытаются навязать свои принципы. Это очень опасное занятие и в цивилизованном обществе таким явлениям должен ставиться заслон.
    - Как бы Вы прокомментировали ход подготовки к празднованию 150 летнего юбилея Шакарима? Какие морально-нравственные уроки мы должны извлечь от творческого наследия Шакарима в рамках данного мероприятия?
    - Мы впервые имеем возможность, так широко и всенародно, отмечать полуторавековой юбилей Шакарима. В этой связи, было бы несправедливо не отметить неоценимую роль первого Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в реабилитации и в восстановлении доброго имени Шакарима еще в советское время в бытность 1-го секретаря ЦК Компартии Казахстана Г.Колбина. Будучи председателем Совета министров, Нурсултан Абишевич на заседании бюро ЦК решительно выступил в защиту Шакарима, в результате чего он был полностью оправдан. Хотя на бюро председателем КГБ было доложено о том, что Шакарим как организатор против советской власти остается врагом народа, и нет никаких оснований для оправдания его поступка.
    Сегодня для многих открыт мир Шакарима. Немало тех, кто взялся за перо. В средствах массовой информации появляется множество материалов о жизни и творчестве Шакарима. Хотя мало объективных описаний его биографии. На первых порах преобладали эмоции, по всей видимости, в результате насильственной смерти Шакарима. Ведь смерть всегда вызывает определенные эмоции, тем более расстрел ни в чем неповинного человека. Но сейчас, в преддверии юбилейных событий, необходима целенаправленная работа по изучению научно-творческого наследия Шакарима, основанная на объективных данных. Это важно особенно для подрастающего поколения. Было бы правильным в школах республики ввести в школьное расписание специальные уроки Шакарима, среди интеллигенции проводить ежегодные Шакаримовские чтения.
    Мы должны также думать о том, чтобы о такой яркой личности как Шакарим, знали как можно больше людей и за пределами нашего государства.
    - Благодарю за содержательное интервью.
    Категория: Литературоведение | Добавил: almaty-lit (23.04.2008)
    Просмотров: 2513 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]