В романе «Ночь предопределений» сплетены история и современность. Герой Ю.Герта - писатель - приезжает на Мангышлак, место действия своей будущей книги о Зигмунте Сераковском, революционере-демократе, сподвижнике Чернышевского и Герцена, более ста лет назад сосланного в эти края. В романе два основных сюжетных узла. Первый - главный - связан с нашим временем. Нефтяники, архитекторы, журналисты, с которыми встречается герой романа, а в особенности события, разворачивающиеся перед ним, заставляют его требовательно вглядеться в себя, заново определить свою жизненную позицию. В центре второго узла - судьба революционера, дающая возможность осмыслить значение личности в масштабах истории.
Роман, вышедший в 1964 году и вызвавший бурную реакцию как в читательской, так и в писательской среде - о действительных событиях, свидетелем и участником которых был сам автор, Юрий Герт - всколыхнувших тихий город "волгарей" Астрахань в конце сороковых годов, когда юношеские мечты и вера в идеалы столкнулись с суровой и жестокой реальностью, оставивших неизгладимый след в душах и судьбах целого поколения послевоенной молодёжи.
В повседневной суете люди забывают о них, но в трудные минуты инстинктивно обращают взоры на них и, глядя на их вдохновляющее величие, обретают уверенность в себе.
Одной из таких вершин в казахской литературе, причем самой выдающейся, является эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Это – книга-тайна, роман-завет, магическое зеркало, в которое надо постоянно всматриваться, чтобы понять кочевнический архетип, степной характер и экзистенциальные мотивы казахской судьбы. Эпический роман воистину с еврипидовской мощью показывает, как неумолимый рок нависает над евразийским кочевьем. Но в этой пронзительной драме есть место и надежде; по воле извечного духа первые флюиды мятущейся «фаустовской души» робко пробиваются через расколотое русское сознание к созерцательной и беспечной душе степняка, что станет началом формирования Нового сознания и признаком того, что тем самым Провидение дает спасительный шанс.
Николай Алексеевич Раевский – автор, которого журнал “Простор” “открывал” для широкой читательской аудитории в недавние добропорядочно-застойные времена. Здесь, на его страницах, мы впервые прочли изыскания на пушкинскую тему “Если заговорят портреты” и “Портреты заговорили”, тут же познакомились с созданной им во время минусинской ссылки восточной фантазией “Джафар и Джан”, на страницах “Простора” впервые увидела свет его рукопись “Во дни Теокрита, или Последняя любовь поэта”.
“Простор” продолжал рискованные публикации и после смерти писателя. Это было представленное его женой, Надеждой Раевской, исследование на тему “Пушкин и война” под названием “Жизнь за отечество” и рукописи “1918”, “Добровольцы”, “Дневник галлиполийца”.
Перед вами, уважаемые читатели, записки Николая Алексеевича Раевского “Возвращение” о его жизни в советских лагерях после ареста в Праге сразу после ее освобождения советскими войсками в 1945 году.
Рукопись предоставлена редакции родственниками писателя и публикуется впервые.
Роман «Чапаев» (1923) — одно из первых выдающийся произведений русской советской литературы. Писатель рисует героическую борьбу чапаевцев с Колчаком на Урале и в Поволжье, создает яркий образ прославленного комдива, храброго и беззаветно преданного делу революции.
Читая «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского, невольно задаешься вопросом: «Какое будущее у народа, который позволил однажды сотворить с собой такое?» Страшная советская действительность 1937 года показана в книге Ю.Домбровского без прикрас. Общество, в котором попрана человеческая личность, не нуждается в совести, жалости, любви, традициях народных — все это становится «факультетом ненужных вещей».