№ 240 (16871) от 25.12.2009 Гульнар ТАНКАЕВА, Алматы Презентация книги "Мамлюк" кинодраматурга и режиссера Ермека Турсунова (на фото) подтвердила то, что и так не требовало доказательств: еще одному творению Турсунова уготована отнюдь не легкая судьба. Впрочем, судя по всему, он к этому готов. - Во-первых, я уже от- боялся, - объясняет Ермек Турсунов. - Я уже услышал о себе все, что можно. И еще больше, чего нельзя. Когда-то мне пришлось покинуть страну, думая, что навсегда. Однако вернулся и теперь никуда уезжать не собираюсь. Это во-первых. А во вторых, я не знаю, кто как работает, но я, например, работаю не для того, чтобы получать призы. Я просто делаю то, что мне интересно. Вот вчера я, допустим, писал мультфильм для Тимура Бекмамбетова - и это было мне интересно. А позавчера я писал для Сатыбалды Нарымбетова "Мустафу Шокая". А еще раньше я писал "Мамлюк". И я ни разу не задал себе вопроса: "А что будет потом? Как это воспримут?". Просто если ты даешь себе установку: "Вот сейчас я сделаю это, и это воспримут именно так, а после дадут какой-то "самовар" или медаль", то это все, кранты! Когда я снимаю кино или пишу книгу, я не могу знать, как ее воспримут: я снимаю и пишу то, что чувствую, что думаю, что хочу сказать. А что я хочу сказать - я иной раз и сам не знаю: - Думаю, "Мамлюк" - это не тот случай. - Однозначно. Здесь я знал, что хочу сказать, задолго до того, как начал писать. Помнишь, был такой Морис Давыдович Симашко, писатель, ныне покойный? Как-то у нас с ним зашел разговор о национальном герое. У каждой нации есть свой герой. Должен быть. Александр Невский, Махатма Ганди, Джордж Вашингтон: А у нас кто? Махамбет? Абулхаир? Абылай? Конечно. Но кто еще? Особняком. И Симашко мне говорит: - Бейбарс. - А кто это? - спрашиваю. - Вот - казактын надандыгы (казахское невежество. - Г.Т.), - сказал мне Морис Давыдович и начал рассказывать абсолютно голливудскую историю. О рабе, который стал царем. Потом я стал эту тему копать. А еще позже пришло осознанное понимание долга - перед своим народом, перед казахами. Понимание того, что за свою жизнь я должен успеть рассказать, как минимум, о троих: Аль-Фараби, Бейбарсе и Мустафе Шокае. Великий философ, великий воин, великий политик. И эти три величины, на мой субъективный взгляд, - самые большие величины в нашей истории. И знаешь, что их объединяет? Все они похоронены на чужбине. Берлин, Дамаск: И пусть у каждого из них была своя причина оказаться не здесь, а там, все равно подтверждается все та же истина о пророке в своем отечестве. - Не проводя параллели, но констатируя факт. В начале нашего разговора ты сам вспомнил о том, как лет 17 назад тоже оказался не в своем Отечестве. - Да, потому что меня все достало. И после командировки в Неваду (по линии антиядерного движения "Невада - Семипалатинск". - Г.Т.) я решил: все, надоело, ну его на фиг, останусь в Америке. И я вернулся домой, подал документы (помню, их еще Серик Абдрахманов подписывал, кажется, он тогда был секретарем горкома партии) и уехал. У меня был one way ticket, билет в одну сторону - в Солт-Лейк-Сити, это штат Юта, рядом с Невадой: - Что делал в Америке? - Выживал. Я английского языка тогда не знал вообще. Не мог сказать даже "Дай хлеба, есть хочу". Только через год начал как-то изъясняться и что-то делать на каких-то подсобных работах: ассистент режиссера, помощник: - И чихали там на твой диплом режиссерских и сценарных курсов. - Ну да. Задевало, конечно. Выпускник режиссерских и сценарных курсов при Госкино СССР снимает в Америке социальные ролики для мормонской церкви... Я даже прочел их Библию, и что мне понравилось в ней, так это пункт о разрешенном многоженстве. Но мормоном я все-таки не стал: - Американцем ты тоже не стал. - Мне там быстро все надоело. Америка - не моя страна. Может быть, слишком поздно туда поехал. Если бы я поехал лет в 20, может, и остался бы. А в 30 с лишним человеку, выросшему в ауле, у которого нутро другое: Я просто органически не вынес. И что делать? Поехал домой. А здесь как раз начинались дикие времена, кооперативы: И я опять начал выживать. Но теперь выживание было совсем другим: я конкретно зарабатывал! Я же из Америки на "Понтиаке" приехал - первый "Понтиак" в Алма-Ате у меня был, ездил, понты колотил: Полный придурок, короче. Доходило до того, что я оптом водкой торговал на базаре, "Галлиной Бланкой": - И почему в бизнесе не остался? - Потому что: Ты знаешь, чем бы я ни занимался, я всегда писал. Всегда писал. Что писал - не знаю, сейчас у меня архивы лежат - папки толстые, желтые уже от времени, такие, помнишь, на которых "Дело NN" написано - я даже подходить к ним боюсь. Придет время - и я полезу туда: - И напишешь об Аль-Фараби. - К Аль-Фараби нужно подойти. Я еще не готов. Я же занимаюсь штучными вещами. Я не занимаюсь мейн-стримом - потоком. А когда ты занимаешься штучными вещами, то понимаешь, что тебе уже поздно размениваться. Вот смотри: "Мамлюк" - это шесть лет, "Келин" - два года плюс три года сценарий, то есть еще пять лет в целом. И если расценивать каждый фильм или книгу как одно слово - а оно так и есть на самом деле, - я и успел-то сказать пока всего пару слов. - А сколько хотелось бы? - Если за остаток отпущенной мне активной жизни смогу сказать десять, но самых главных, этого достаточно. - Тогда озвучь уже сказанные первые два. - "Келин" - это гимн женщине, это "мать свята". "Мамлюк" - "Мы были рабами, но стали царями". - Не "мы", а он - Бейбарс. - Ну да. Вопрос о том, сможем ли мы следом за нашим национальным героем стать царями, до сих пор открыт. С рабским, плебейским сознанием очень трудно бороться: - Во время обсуждения твоего фильма художница Сауле Сулейменова, защищая "Келин", очень правильно, на мой взгляд, сказала о нашем комплексе неполноценности. - Перефразируя Сауле, хочу сказать: иногда у нас случается путаница. Не надо путать национальную гордость с национальными комплексами. Это разные вещи. Знаешь, что мне удивительно? Я уже побывал с "Келин" где-то в 10 странах. Причем фильм смотрели зрители, скажем так, полярных национальностей: японцы и американцы, канадцы и южнокорейцы, итальянцы и турки: Они смотрят фильм, а я смотрю на них. И вижу, как они забывают о своих поп-корнах и полтора часа смотрят фильм, не отрываясь. И я понимаю: да, мы разных национальностей, но история выживания у нас одна - общечеловеческая: - Ты хочешь сказать, что японцы и американцы воспринимали "Келин" одинаково? - По-разному. Везде воспринимают по-разному, но в целом - хорошо. - А у нас одинаково плохо? - Мнения разделились. Кто-то ругает картину, кто-то хвалит. Но те, кто ругает, случается, не особо следят за своей лексикой. Иногда перегибают палку. Хотя и к этому я уже привык. И когда меня ругают, я не спешу вступать в полемику. Зачем? - Больше всего мне надоели разговоры о твоей козе. - У меня на это была одна реакция: "Это единственное, что вы вынесли из этой картины?". Нигде в мире никто не говорил об этой несчастной козе. Об этом говорят только у нас. Не знаю почему. Наверно, задело за живое: - Как думаешь, что скажут о Бейбарсе? Что у него бельма не было? - Не знаю. Могу лишь сказать, что я взялся за эту тему с полной ответственностью - понимал, за что берусь. Потом шесть лет пешком по арабским пустыням: Египет, Сирия, Иордания, Израиль: Случалось, ночевал в пустыне в бедуинском шатре, у развалин мамлюкских крепостей, бродил по местам военных сражений - я шел по следам Бейбарса. Изучал первоисточники в библиотеках и мечетях. Потом мою рукопись в Сирии анализировала комиссия из 13 человек: ученые, богословы, духовенство - те, кто реально занимается изучением Бейбарса. Потому что у них, в отличие от нас, есть мамлюковеды и бейбарсоведы. Так вот, они смотрели книгу четыре месяца. Потом сделали свои замечания, поправки, рекомендации: какие-то я внес, что-то смог отстоять, все это тянулось еще месяцев восемь. Только потом эта комиссия допустила книгу к изданию в Сирии на арабском языке. - И теперь замечания "made in KZ" тебе не страшны. - Я тебе уже сказал: я свое отбоялся. Ты меня сто лет знаешь - я всю жизнь так живу. "Под стрелой". Мне слишком долго приходилось объяснять, что я хотел сказать, что нет: Ребята, вы меня не так поняли, я ничего не имел против вас: Сколько можно? Я же не могу быть вечным адвокатом самого себя. Но попрошу заметить: в отличие от многих наших с тобой сограждан я никогда не был и ничьим прокурором: http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=35473 |