У меня в руках свежий номер альманаха «Литературная Алма-Ата» за 2007 г. Листаю его страницы… Что-то пролистываю, на каких-то материалах взгляд задерживается. В результате вот такого чтения у меня появляется стойкое желание познакомиться с произведениями альманаха подробнее, а еще лучше – высказаться о его содержании по существу, поделиться своими впечатлениями со всеми любителями литературы. Сразу предупрежу: мое мнение об альманахе будет довольно субъективным. Во-первых, я не профессиональный критик, а журналист, а во-вторых, проанализировать все, что в нем напечатано, очень сложно – объем материала просто гигантский. Так что буду писать о том, что, как говорится, на сердце легло. Для начала – стихи Адольфа Арцишевского. Поэт пишет о себе и о своем времени, а значит, пишет о нас всех. Ближе всего стихи его, наверное, поколению старшему и среднему – он как бы итожит свою жизнь, размышляет о прожитом, о своих ошибках и неудачах, о минутах счастья и горечи.
Пришла немыслимая зрелость, Когда любая высота, Куда подняться не терпелось, Давным-давно уже взята…
Осталось пережить утраты, Осмыслить перечень потерь И с горькой мудростью Сократа Уйти, придерживая дверь.
Жизненный опыт одного человека, личности, переплавленный в лирику, это уже и опыт каждого из нас. Хорошие поэты всегда удивляют своей неожиданностью, неожиданным концом стихотворения. Вот и в этом стихотворении автора – сначала - о мечтах юноши, о стремлении преодолеть невозможное, о широкой трассе, которая ждет его на пути, об извлечении истины, а в конце… Теперь дороже всех обманов Один-единственный обман – Среди столешниц и карманов Мой неоконченный роман.
Или вот, кажется, совсем прозаическое начало:
Приблудная бутылка водки Бальзам на душу пролила…
Человек выпил, возможно, даже больше, чем следовало, но в результате - «клятвы и прозренья, восторги, трепет и полет…» Хорошо, что стихов Адольфа Альфонсовича в альманахе опубликовано много, и чем больше их читаешь, тем глубже прорисовывается душа поэта, его «ясная звезда»… И хочется ответить ему его же строками: поэзия ваша в душе моей «музыкой отозвалась, околдовала и заворожила…» …Если плавно перейти к молодым, глаз обязательно задержится на стихах Максима Гольбрайхта с его юношеским восприятием жизни, огромным количеством раскрывающихся возможностей, ощущением, что любое дело тебе по плечу. Перед Максимом только расстилаются огромные поэтические горизонты. Одно из его стихотворений так и названо «Что ж, по натуре я – романтик». В стихах Максима ощущается молодой человек с его безудержным оптимизмом: А сирень заглянет в окна, Покивает невзначай: «Просыпайся, лежебока, Ждет тебя горячий чай!» Молодому поэту труднее начинать, чем когда-то Адольфу Арцишевскому, - в моде сегодня не стихи а «чтиво», но что делать, если душа просит? Плыть поперек течения, конечно. И верить, что стихи есть, были и будут… Я знаю Максима, как человека очень честного, обязательного, искреннего. Он всегда держит слово, которое дает. И уже сейчас задумывается о жизни, о ее нравственных законах. Поэтому верю его своеобразному манифесту: Я не приемлю зависть, лицемерие, А с ними – пустословие и ложь, Что можно меру всех вещей измерить Купить других людей за медный грош… Хотя иногда мне кажется, что у нынешнего поколения уровень нравственности все же ниже, чем у нашего и поколения шестидесятников. Слишком уж атакует их нынче «золотой телец», слишком уж много «кривых зеркал» в нашей жизни, когда белое выдается за черное, а черное за белое. Цинизм и фальшь, натянутость улыбки. Я развенчал бы этот маскарад. Увы, песку подобен мир наш зыбкий, Вчера – друзья, сейчас в бокале яд Протягивает Моцарту Сальери, С улыбкой держит камень за спиной. Во всех сейчас виновен ты потерях И неудачах… А я вспоминаю, как в доме-музее Моцарта в австрийском городе Зальцбурге экскурсовод яростно доказывала, что Сальери историей оклеветан, что он всегда был другом Моцарта и после его смерти помогал его детям… Простим Максима за Сальери, ведь и Пушкин на его счет ошибался… Хочется верить, что у молодого поэта впереди хорошее будущее. Я верю в его талант, да и поэзия, надеюсь, в недалеком будущем будет востребована больше, чем нынче. Рядышком с подборкой Гольбрайхта – стихи молодой Натальи Абдулвалиевой, которая, как истинная женщина, пишет конечно же о любви и разлуке, о невостребованных порою чувствах, о том, как горько терять любимого, и какое – не смотря на тысячелетия, это хрупкое и неразгаданное чувство – любовь. «Мы влюбились в пору листопада, разошлись по колено в снегу…» Любовь вечна как мир, но каждый поэт чувствует себя здесь немного первооткрывателем, и это правильно… У Наташи все просто и хорошо… Я верю поэту и не сомневаюсь, что читатель у нее будет. Не могла я пройти мимо стихов Сагин-Гирея. К сожалению, я его открыла на поэтическом небосклоне Алма-Аты довольно поздно, когда прочитала в самом первом альманахе «Литературная Алма-Ата» стихотворение, посвященное генералу Колпаковскому. Поэт сожалел, что в нашем городе нет ни памятника, ни улочки, посвященной генералу, который так много для него сделал. Добавлю: даже в Музее истории Алма-Аты не нашлось место для фотографии этого человека. И в нашем альманахе Сагин-Гирей остается верен себе. Он осмысливает эпоху, что делает сегодня не каждый литератор, не уходит от ее животрепещущих проблем. Человек труда вновь не в чести. Так тебе и надо. Дурачина! Вздумал знамя совести нести По земле. Корону не по чину… А его «Холодноглазные» - просто сюжет для фантастического романа в духе Сергея Лукьяненко, о Мире, в котором герои - холодноглазые, а больные, ненормальные - люди с сердцем. Быть искренним несовременно, современно «ударить, пришибить, пришлепнуть…» Людей с холодными глазами Все больше. Чтоб в их круг пройти Теперь у каждого экзамен На хладноглазость впереди. … а деградации начало – Тепло, мелькнувшее в глазах… Со мной можно спорить, но я уверена, что истинного поэта отличает гражданственность. На мой взгляд, поэт, если он хочет быть востребованным временем, должен быть публицистичен. И это вполне Сагин-Гирею удается. Его стихам веришь, в них нет фальши. Понравилось мне его стихотворение «Ясная поляна» с призывом вспомнить уроки нравственности Льва Толстого, лирическое стихотворение о некрасивой графине, которой посвящено знаменитое стихотворение А.К.Толстого «Средь шумного бала случайно…» Давно нет поэта и нет той графини, Но светом Их тайны заполнен простор… Ну и конечно не могла я пройти мимо совершенно дивного эссе Константина Кешина, посвященного памяти поэтессы Инны Потахиной «Призрак призвания». Для автора образ Инны неразрывно связан с его юностью, студенчеством… Читаешь и перед тобой словно живая предстает Инна, мятущаяся душа, удивительная девушка… Нет, совсем не так сложится жизнь Инны, как ей хотелось, хлебнет она на своем пути немало лиха, и все же она оставила после себя что-то такое, что мы, люди, знавшие ее, не можем ее забыть… Стихи Инны выделяются на фоне казахстанской поэзии своей неповторимостью, лица необщим выраженьем… Возможно, потому что она много страдала. Я знала Инну уже в ее зрелые годы. Она несколько лет приходила и уходила из «Ленинской смены», где я работала. Я и сейчас представляю ее за пишущей машинкой в машбюро, когда она сразу на чистовик, не переписывая, печатала свои умные материалы на моральные темы. Ну а любой праздник не обходился без Инниных шуточных стихов и посвящений. Уже тяжело больная, она успела написать свои воспоминания в книге «Моя Ленсмена». Вот одно из последних ее стихотворений. Пройдет полвека или век, А в общем – целая эпоха. А в самом деле человек Живет от вздоха и до вздоха. И в этом узком закутке Он тот, каким себя мерещит. Красив, шагает налегке, Избегнув порки и затрещин. По-настоящему святой Цветы оставит у порога, Ведь жизнь дана, как дар простой. А слава достается Богу... Когда я работала в «Огнях Алатау», Инна пришла к нам корректором. Это было для меня полной неожиданностью. Я-то прекрасно понимала, что это не та должность, которую она заслуживает. Не место красит человека, а человек место, - уверяла она себя… Когда у Инны врачи обнаружили неизлечимую болезнь, от операции отказалась: сколько дано, столько буду жить, - решила она. Вдумчивый читатель обнаружит в том же альманахе стихотворение Ольги Шиленко, посвященное Инне с цитатой из ее стихотворения «Я станцую фанданго»… Если другая жизнь есть за пределами нашей жизни, то, без сомнения, когда создавался этот альманах, она была где-то рядом. Но это все потом, потом, а пока – в эссе Кешина – безоглядная, прекрасная юность… Университет, экзамены, стремление достичь высоты, смех без причины и Инна - девушка со светло-каштановой челкой и скромно-насмешливыми глазами… Спасибо тебе, Эдик, за Инну. Ну и, наконец, не могу не сказать про рассказ Александра Стрельцова «Поэт». Автор скрылся под псевдонимом, но я его знаю лично – обычный учитель в средней школе, и это наверняка его первая публикация. И на мой взгляд, удачная… Ведь он художественными средствами пытается проанализировать такое явление как ностальгия. Столько человек после перестройки уехали на поиски счастья в другие страны, на другие континенты. Счастливы ли они? Вот и герой рассказа «Поэт» Андрей уехал из своего небольшого поселка Фабричный под Алматы в Питер… Казалось бы, что еще ему надо для счастья? Блестящий город, блестящая история, каждый камень говорит о старине… Город-сказка, город-музей, А Андрей запил от тоски, потому что тосковал по Родине, по своему маленькому поселку, да еще, на свою беду, не мог вспомнить «прощальное» стихотворение, которая сам же сочинил и записал краской на… водосточной трубе, тянущейся в горы… Интересно? Читайте рассказ… А что касается переезда на другое место жительство, каждый человек этот вопрос, понятно, решает для себя сам… Все мои знакомые здесь поделились на две примерно равные категории. Кто-то счастлив на новом месте, а кто-то, не выдержав разлуки с родной землей, возвращается обратно, или тоскует там, на чужбине, или умирает от тоски… Ну а Александру Стрельцову я желаю в будущем много-много литературных удач. Ну, кажется, пора и честь знать. Жаль, конечно, что за пределами обзора осталось много достойных произведений. Я думаю, что такое уникальное явление как альманах «Литературная Алма-Ата»» достоен всяческого осмысления. Уже 4 года он издается его издателем и директором литературного дома «Алма-Ата» Райхан Бектимисовой за собственные деньги и на личном энтузиазме. Редактор Елена Зинченко редактирует его гигантский объем «за доброе слово». Причем печатаются в альманахе произведения не своих людей, как это, увы, бывает в нашей сегодняшней жизни, не родственников, и уж тем более не за деньги, а всех авторов, которые этого действительно заслуживают. Возможно, в «Литературной Алма-Ате» не всегда все бывает гладко с фотографиями, но я-то знаю, каких денег стоят хорошие фотографии в журнале! Эх, сюда бы хороших спонсоров! Ну а пока мне остается пожелать нашему альманаху долгого плаванья, вдумчивых читателей и еще много удивительных открытий, ведь талантов на нашей родной земле много. Людмила Мананникова. |