Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Кабачок "Зеленая лампа" [32]
душевное общение
Читалка [20]
Делимся впечатлениями об интересных книгах. Рекомендуем. Даем интересные адреса.
Стихи, стихи, стихи... [134]
Поэтический конкурс. В нем могут принять участие все посетители сайта, кто пишут стихи! Возможно, среди нас есть Пушкин. Дерзайте!
104 страницы про любовь [43]
Конкурс на лучший рассказ о любви
Творческая мастерская [14]
В какое издательство нести рукопись? [1]
Любимые стихи [8]
Персональный блог Людмилы Мананниковой, автора сайта [20]
В этой книге я собрала и собираю все свои статьи, посвященные творчеству наших казахстанских писателей.
Стихи для детей [3]
Наш видеозал [5]
Персональный блог Людмилы Лазаревой [1]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » 2009 » Август » 8 » Анастасия ЕРМАКОВА Верлибнуться можно
    17:40
    Анастасия ЕРМАКОВА Верлибнуться можно

    ЛИТПРОЗЕКТОР

    В смысле удивиться. Удивиться – зачем написано огромное количество сумбурных, необязательных, беспризорных строк, но ещё больше тому, зачем всё это нужно читателю? Например, такое:
                    CANDY
    точно случится –
    умрёшь в конфетной обёртке:
                      кра
                      с-ный
                      ма          к
                      ка-ра
                      кум
                      ма|ска
    следствие назовёт твой случай «кондитерское дело»
    я уже сосчитал
    точное число шагов
             от дома до
    магазина «Шоколадница» на Теплотехническом
    я знаю
    меня спросят именно об этом

    Этот, с позволения сказать, верлибр написан Андреем Черкасовым. Пунктуация, точнее её отсутствие, и весьма замысловатое графическое решение переданы в точности. Надо заметить, авторы сборника вообще пренебрегают заглавными буквами и знаками препинания, и не просто пренебрегают, а как-то даже воинственно, концептуально. Дурацкая мода, навеянная западными литературными течениями, по сути, так и не прижилась у нас. Ведь в верлибре главное – ритмически и графически выразительные смыслы, а сделать их таковыми помимо эмоциональной напряжённости и смысловой парадоксальности помогают именно знаки препинания, правильно распределяющие поэтическую энергию. Но, может, ответ – вот он, в строках Андрея Сен-Сенькова: «запятая в повешенном предложении раскачивается / так правильно что навсегда стыдно уметь читать». Такой вот протест против правильности и закономерности любого построения, ограничений и правил вообще, дерзновение прорваться к полной свободе. Что ж, мотив вполне ясен. А в результате? В результате – свобода не как ответственность за каждое слово, а как словесный произвол, с которым не в силах совладать даже сами авторы. Ведь требования к верлибру ещё жёстче, чем к традиционному метрическому стиху. В верлибре совершенно недопустимы лишние слова. Каждое слово здесь – идущий по нити строки канатоходец без музыкальной опоры и подстраховки рифмой. Рассчитывать можно только на художественно убедительные смыслы. И отчётливый, обнажённый ритм.

    Допустим, в своём «карамельном» стихе CANDY (непонятно, к чему название на английском?) автор закладывал какой-то смысл. Возможно. Только он остался тёмен. И кроме довольно беспомощной попытки казаться оригинальным, я не вижу в этом тексте ничего. Таких произведений в сборнике, к сожалению, большинство. Подобные примеры можно найти практически на каждой странице. Открываю наобум: стр. 101. Стихотворение Дениса Ларионова.

    НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ
    мама
    медея фон триер
    отец гинеколог-
    сантехник
    у сына две тайны
    три жизни
    брат Уолт Дисней
    рисует ночами
    безразличие это птица
    сидящая в небе
    живущая в клетке
    Вот уж в самом деле – ничего не значит. Не обманул автор. Сразу в названии честно заявил. И несомненно, для читателя очень важно, что отец – гинеколог-сантехник. В высшей степени экстравагантное сочетание. Раздражают настырная невнятица, сумбурный и неумный ассоциативный лепет, уже давно просроченный постмодернистский фастфуд. Хочется свежего воздуха подлинной поэзии. Пусть и верлибрической. Ведь почти все поэты Серебряного века писали верлибры, и довольно изящные. Можно найти вполне достойные вещи и у современников: Кирилла Ковальджи, Вячеслава Куприянова, Алексея Алёхина, Веры Павловой, Юрия Орлицкого (кстати, куратора Российского фестиваля верлибра) и некоторых других.

    Составитель сборника Дмитрий Кузьмин после проведения X фестиваля в своей глубокой аналитической статье в «Русском журнале» выделяет три вида современного верлибра: объективистский протокол событий и наблюдений; философская и психологическая миниатюра (ясность изложения, эмоциональная отчётливость); авангардно-игровые практики. И далее отмечает: «Верлибр «классического» типа, ясный в изложении, афористичный и аскетичный, судя по двум последним фестивалям (то есть IX и X. – А.Е.), пока не имеет заметных продолжателей в двух последних литературных поколениях – вряд ли это случайность: по-видимому, сегодня авторам, чьё внимание сфокусировано на философских и психологических проблемах, важнее найти способ для выражения сложности, хаотичности, <...> чем попытаться преодолеть их». Соглашаюсь со всем, что сказано Кузьминым, кроме следующего: во-первых, о сложном и хаотичном не обязательно говорить столь же сложно и хаотично; во-вторых, этого самого преодоления чаще всего и не происходит, а следовательно, нет и эстетического оправдания произведения, не рождается в читателе катарсическое переживание.

    Афористичность и аскетичность – это, на мой взгляд, необходимые качества верлибра, именно на этом пути возможны серьёзные удачи. А иначе – ассоциативный беспредел, навеянный тенью Геннадия Айги, собравшего в «Солнце без объяснений» целую ватагу подражателей. Или мрачный сюрреализм, выросший из гибрида символизма с футуризмом, приправленный набившим оскомину постмодернизмом. И получаются в лучшем случае фонетические смыслообразы – какое-нибудь «бухтоупорное жилкование» Дмитрия Чернышева – спасибо Хлебникову! – а в худшем такое:
    В те дни когда в моей крови
    младенцы корчились в голубом огне
    бурлили чёрные и красные муравьи
    шевеля злыми усиками скрепя челюстями
    мы пили с отрубленной головой бодлера из черепа навуходоносора
                                       пожар речи
                                                                (Татьяна Зима)
    Б-р-р-р! Страшно. Но больше обидно. За Бодлера. И за Юрия Кузнецова тоже.

    Иногда на страницах сборника встречаются совершенно неуклюжие образы. Ну, например: «Тонким лезвием лыж надрезана корка судьбы» (Е. Филиппова). Автор явно спутал лыжи с коньками… Или: «В небе вязанкой дров строевые сосны» (у неё же). Делайте со мной что хотите, но сосны, как бы густо они ни росли, никак не похожи на «вязанку дров».  Вот ещё, читаем у В. Чепелева: «запах океана в бидоне с молоком». Трудно представить. В этом бидоне что, раньше носили воду из океана?..

    Обескураживают оригинальные прозрения типа:
    …молчание
    в некоторые моменты
    много круче
    любого
    злословия
          (Наталия Кузьмина)

    Особенно впечатляет словосочетание «много круче».

    Возникает чувство неловкости за лирического героя Валерия Мишина, совсем растерявшегося от любовной неприкаянности:
    У любви
              самое тягостное –
              послесловие
    переспишь
                 с кем-нибудь
    потом не знаешь
                  как быть
    Незадача какая. Хоть и не спи ни с кем вовсе...
    Что, спросите вы, так прямо и нет ни одного хорошего стиха во всём сборнике? Есть. Немного, но есть. И безусловно, их надо отметить. У упомянутого уже Василия Чепелова убедителен верлибр «Кто ваши дети», хотя и не афористичный, а довольно длинный; у Елены Филипповой, несмотря на «вязанку дров», стихотворение в целом, без сомнения, удачное. Вполне получились «русские хайку», то есть хайку без соблюдения определённого количества слогов в строках. Это эмоционально свежие миниатюры Ирины Новицкой и парадоксальные, композиционно изысканные – Веры Липатовой. Следует обратить внимание и на творчество Владимира Никритина, Светланы Потягайло, Дмитрия Григорьева.

    Отдельного разговора заслуживает эмоциональная палитра «Солнца без объяснений». Настроение этой книги – мрачно-тревожная неразбериха. Соответствует и лексический арсенал – наиболее часто встречаются слова: «пустота», «холод», «боль», «смерть»… Остаётся тяжёлое, неприятное послевкусие. И ещё. Это стихи – идущие мимо тебя, не задевающие, не вонзающие занозу сопереживания. Почему? Возможно, потому, что очень мало в них сердечности, искренней взволнованности, глубинной боли. И много вялой философии и разжиженных эмоций. Не очень оригинальных, часто неумело выраженных. «Мы идём в пустоте / неотличимые от неё», – говорит Владимир Ермолаев. Вот именно – неотличимые. А жаль.
    Сборник «Солнце без объяснений» составлен по итогам XIV и XV Российских фестивалей верлибра, проходивших соответственно 5–6 мая 2007 г. в Тверской областной библиотеке им. Горького и 1–2 мая 2008 г. в московском литературном салоне «Классики XXI века». В книгу вошли стихотворения 51 участника. Преобладают московские поэты, но есть из других городов: Санкт-Петербурга, Пскова, Екатеринбурга, Челябинска, Тольятти, Астаны…

    Баталии по поводу права на существование в России верлибра не затихают до сих пор, хотя уже утратили остроту 70-х и 80-х гг., когда верлибристы были практически под запретом. А. Алёхин замечает: «Русский свободный стих становится естественной формой поэтической речи. <…> Вполне представима ситуация, когда верлибр сделается настолько привычен, что читатель не всякий раз будет замечать, написано ли стихотворение свободным стихом или регулярным, – как сейчас не обращает внимания, написано оно ямбом или хореем». Однако есть и другие мнения на этот счёт, прямо противоположные. На круглом столе «Творческие стратегии в современном верлибре», состоявшемся в рамках одного из фестивалей (ну и название – как будто возможна в поэзии какая-то творческая стратегия!), Евгений Рейн говорил о том, что незачем писать верлибр, русская поэзия молода, в русском языке есть ещё много места и времени для регулярного стиха. Вторит ему и Александр Кушнер, утверждая, что у метрического стиха огромные ресурсы по меньшей мере «на триста лет».

    Такие прогнозы я делать не берусь. Не стоит, по-моему, ни затыкать рот верлибру, ни возлагать на него все надежды русской поэзии. Он есть, он существует. Славно, что проводятся фестивали, где худо-бедно выявляют талантливых авторов. Другое дело, что поле верлибра кажется особенно привлекательным для всевозможных словесных сорняков – многих вводит в заблуждение кажущаяся формальная свобода. Пусть это прозвучит банально, но большая свобода предусматривает большую ответственность, а об этом почему-то забывают. Но главное вот что. В стихотворении невозможно обойтись без обаяния, волшебства. А обаяния этому сборнику явно не хватает…

    И своего рода итог, подведённый Вячеславом Крыжановским, совсем невесёлый:
    поэзия вся
    езда в незнаемое
    понаехали
    Солнце без объяснений. По следам XIV и XV Российских фестивалей верлибра: Сборник стихотворений / Сост.
    Д. Кузьмин. – М.: АРГО-РИСК, Книжное обозрение 2009. – 172 с.
    http://www.lgz.ru/article/9698/

    Категория: Творческая мастерская | Просмотров: 897 | Добавил: Людмила | Теги: Анастасия ЕРМАКОВА | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]