Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Кабачок "Зеленая лампа" [32]
душевное общение
Читалка [20]
Делимся впечатлениями об интересных книгах. Рекомендуем. Даем интересные адреса.
Стихи, стихи, стихи... [134]
Поэтический конкурс. В нем могут принять участие все посетители сайта, кто пишут стихи! Возможно, среди нас есть Пушкин. Дерзайте!
104 страницы про любовь [43]
Конкурс на лучший рассказ о любви
Творческая мастерская [13]
В какое издательство нести рукопись? [1]
Любимые стихи [8]
Персональный блог Людмилы Мананниковой, автора сайта [20]
В этой книге я собрала и собираю все свои статьи, посвященные творчеству наших казахстанских писателей.
Стихи для детей [3]
Наш видеозал [5]
Персональный блог Людмилы Лазаревой [1]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 308
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » 2008 » Март » 22 » Поэзии бумага не нужна
    03:34
    Поэзии бумага не нужна

    20.03.08Людмила Мельник , специально для Gazeta.kz

    21 марта - Всемирный день поэзии.

    Поэзия всегда находила почитателя, а поэты получали заслуженную любовь, так как дарили человечеству прекрасные стихи, лучшие из которых сегодня составляют сокровищницу мировой культуры.

    С незапамятных времен человек создает эпические произведения, повествующие о "делах минувших дней" в стихотворной манере. Народный фольклор тоже состоит из рифмованных строк - так люди реагировали на все события, происходящие вокруг.

    До последнего времени поэзия занимала значимое место в литературной среде. Сегодня же многих писателей и поэтов не покидает стойкое ощущение ненужности поэзии для рядового читателя. Поэзию, которой в течение нескольких столетий восхищались, превозносили и почитали, отодвинули на второй, а то и третий план. А поэты вынуждены искать себе место, объединяться в немногочисленные сообщества, "тусоваться" в интернете, к примеру, на сайте www.stihi.ru, невольно задаваясь вопросом: "Нужна ли сегодня поэзия как таковая?".

    Этим же вопросом, наверное, задались участники 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в 1999 году, проголосовавшие за решение отмечать Всемирный день поэзии 21 марта.

    Впервые он прошел в Париже. Как отмечено в решении, поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека. Но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание.

    Один из моих учителей, Павел Мельников как-то признался: "Только поэт может позволить себе быть искренним". Действительно, только в стихах поэт может позволить себе открыться настолько, чтобы оголить свой внутренний мир и не стыдиться такой "наготы".

    Так открылись миру величайшие поэты Байрон и Гёте, Пушкин и Лермонтов, Блок и Пастернак, Маяковский и Есенин, Цветаева и Ахматова, Твардовский и Симонов, Окуджава и Ахмадуллина. Их имена стали хрестоматийными и известны каждому образованному человеку. Сколько талантливых поэтов неведомы рядовому гражданину, не скажет никто. Потому что и настоящая литература как таковая стала ему не интересна. Нынешний читатель предпочитает детективы и приключенческую литературу, книги-однодневки. И в книжных магазинах Тараза нынче стало невозможным приобрести сборники стихов поэтов Серебряного века и шестидесятников. Продавцы духовной пищи работают на широкого потребителя. Впрочем, недавно я увидели на книжных полках сборник стихов, где были собраны неприличные поэтические произведения Пушкина и его современников.

    По-видимому, издатели решили таким образом приучить читателя к высокому слогу. Сомневаюсь, что, ознакомившись с подобными образцами творчества великого русского поэта, тот же подросток с интересом примется за чтение "Евгения Онегина" или "Руслана и Людмилы".

    То, что массовый интерес к поэзии необходимо повышать, понимают все. В Москве, к примеру, в электричках метро размещены постеры со стихами поэтов-классиков. Таким образом в гражданах пробуждают любовь к поэзии. В Киеве не первый год проходят поэтические фестивали, на который приезжают стихотворцы со всего мира.

    В Казахстане проводятся ежегодные литературные конкурсы, по итогам которых награждаются лучшие, по мнению жюри, авторы. Вот только потом имена этих поэтов не появляются нигде. А ведь можно издать хотя бы один сборник стихотворений, и большим тиражом, чтобы с творчеством победителя мог ознакомиться широкий круг читателей.

    Помнится двадцать лет назад на полках книжных магазинов наряду со сборниками стихов поэтов-классиков лежали книги молодых поэтов, и люди охотно их приобретали.

    В те времена на выступление поэтов шли охотно, порой в зале места свободного не было. Огромные аудитории собирали Евтушенко, Рождественский и Вознесенский, потому что в их стихах можно было найти многое. В стихи вкладывалось то, о чем нельзя было сказать прямо... Люди среднего поколения еще застали время, когда поэты выезжали в провинцию, чтобы и там популяризировать свое творчество. И школьники потом с упоением читали наизусть стихи Окуджавы и Ахмадуллиной.

    В конце 80-х годов в Таразе поэзия процветала. Стоит отметить, что массовый читатель высокого ценил современную поэзию, категорически отметая стихотворения конъюнктурного толка. Подобные вирши так и остались однодневками, их уже никто не вспомнит. А услышав, пройдет мимо, не заинтересовавшись.

    Литературный клуб, созданный при редакции областной газеты "Знамя труда", в те годы собрал порядка 15 членов, талантливых поэтов, о которых сегодня мало кто помнит. Нынче все попытки объединить городских поэтов разбиваются о безнадежность. Да, конечно, многим из них хочется поделиться с собратьями своим творчеством, но куда интереснее читать стихи публике. А такая возможность выпадает поэтам лишь раз в год. Хорошо, если вечер поэзии в городе организовывается на центральной площади летом, когда народ гуляет допоздна. В прошлом году такое мероприятие проводили в декабре, вечером, при 15-градусном морозе... С наступлением темноты замерзли все, и выступающие, и слушатели. Вечер поэзии был скомкан, настроение у поэтов испортилось. И если в нынешнем году у городских властей возникнет идея организовать поэтический вечер, не думаю, что все поэты охотно примут в нем участие. Ведь они уже неоднократно упирались в стену равнодушия со стороны тех, кому по долгу службы положено развивать культуру в городе.

    Пока же городских поэтов поддерживают городские газеты, редакторы которых понимают значимость поэзии для человека. Регулярно публикуются стихи на страницах газеты "Знамя труда", в которой трудится известная в области поэтесса Лариса Чепкасова. Периодически выходит "Литературная полоса" в газете "Жамбыл-Тараз". Будет ли опубликован в нынешнем году литературный альманах "Оазис" - вопрос. Этим просто некому заниматься. Проблема упирается в финансы, а спонсоры деньги на подобные цели выделяют очень неохотно, считая, "что стихи никому не нужны". Филантропов среди жамбылских бизнесменов нет и никогда, по-видимому, не будет. Кстати, последний альманах был издан при поддержке акима Жамбылской области Борибая Жексембина.

    Кому нужна сегодня поэзия? На этот вопрос ответил таразский поэт, писатель и по совместительству журналист Виталий Левченко:

    - На мой взгляд, поэзия сегодня не актуальна. Причин этому множество, одна из главных - обнищание народа в культурном отношении. Если раньше еще существовала так называемая интеллигенция, то сегодня ее практически не осталось. Поэзия - частность, в глубоком кризисе находится искусство в целом. Диапазон жизненных приоритетов резко сузился, и говорить о возможности искусства быть коммерчески жизнеспособным не приходится. На полках магазинов и на книжных развалах почти нет настоящей художественной литературы, в том числе - особенно - стихов. Основной ассортимент - утилитарно-прикладной: пособия, справочники, учебники, причем и они далеко не всегда хорошего качества. Это говорит о том, что в действительности сегодня востребовано.

    Подобное отношение к поэтическому творчеству сыграл злую шутку с самими конструкторами Слова и Рифмы. Большая их часть сегодня стихи пишет "в стол", направив свои способности в другие сферы. Кто-то трудится на предприятиях, в основном сторожами и уборщиками. Кто-то ушел в журналистику или вообще уехал из города. Впрочем, при каждой встрече, когда удается сделать передышку в жестком рабочем графике, стараются познакомить "коллег по цеху" с новинками своего творчества.

    Вот и получается, что "поэзии бумага не нужна", как сказал один из современных поэтов, для нее необходим талант и желание создавать поэтические образы, вопреки всему.

    Так получилось, что нынешним поэтам довелось жить в мире, где больше всего ценится потребительская культура. Духовные же потребности остались за кадром массового мировоззрения. Молодежь балдеет от поп-культуры и читает комиксы.

    А я лично боюсь прихода времени, когда "Доктор Живаго" и "Евгений Онегин" будут издаваться в комиксах, чтобы подрастающее поколение могло ознакомиться с этими поэмами. Страшно, когда культура подстраивается под потребности серой и непросвещенной массы, а не наоборот…
    Категория: Кабачок "Зеленая лампа" | Просмотров: 622 | Добавил: almaty-lit | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 1
    0  
    1 Lusi   (25.03.2008 11:15)
    Правда, добавить нечего. Как ни прискорбно, но это так и есть. Скоро вообще, наверное, растопчем поэзию. Очень жаль, очень...

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]