nachnem.kz
На минувшей неделе в здании Союза писателей Казахстана отмечали поистине знаменательное событие – известному казахстанскому писателю, драматургу, поэту, публицисту Адольфу Арцишевскому исполнилось 70 лет. Особое уважение к этому человеку проистекает не столько из его биографии (а пережить ему довелось немало, хватило бы на несколько жизней), сколько из его удивительного дара и столь же удивительной скромности, о чем на вечере говорили многие. Его могучее желание продолжать жить и творить, невзирая на уже немолодой возраст, действительно неистребимо. Сегодня автор многих прекрасных книг продолжает работать в газете «Central Asia Monitor», и работать весьма плодотворно. Одна из книг юбиляра «Нужна ли тетиве стрела?», представленных на вечере вниманию присутствующих, включает в себя очерки, опубликованные на страницах этого издания.
Еще одна новая книга Адольфа Альфонсовича – сборник стихов «Неизбежность» – и избранные произведения, объединенные в книге «Предчувствие любви», также увидели свет недавно.
Вечер в честь Адольфа Альфонсовича, по словам его друзей, получился таким же, какой была вся жизнь юбиляра, - неспокойным и неустроенным, но исполненным настоящей душевной теплоты. В помещении было холодно, шел ремонт… И многие под эти звуки вспоминали прошлое.
Об этом человеке можно было бы рассказать очень многое. Чего стоит один только эпизод его жизни, когда он осмелился издать в 1975 г. книгу Олжаса Сулейменова «АЗиЯ»! Не стоит и говорить, что за этим последовало: гнев руководства, опала и увольнение из издательства. Еще долго Адольф Альфонсович не мог найти работу. Но он никогда не переставал трудиться над собой, над своим даром слова. Это видно по его рассказам, стихам, статьям.
В этом году Адольф Альфонсович стал членом Казахского ПЕН-клуба, поздравить его с 70-летним юбилеем пришли многие собратья по перу.
О писателе говорят его друзья и коллеги:
Смагул Елубай:
– Читая прозу Адольфа Арцишевского, чувствуешь тяжесть слов. Обычно, когда мы, писатели, переходим в журналистику, наши слова теряют эту тяжесть, но Арцишевский, перейдя в публицистику, сохранил ее. И его публицистика составляет богатство той газеты, в которой он работает, и богатство читателей, которые читают Арцишевского не как журналиста, а как маститого писателя. В его прозе действительно присутствуют нешуточные, почти «шолоховские» страсти, даже в маленьких рассказах. В них отражен русский характер, добротный русский язык и самое главное, как заметил Абике, в них присутствует неисчерпаемое чувство любви. Это возможно лишь тогда, когда человек не истратился по мелочам, когда у него любвеобильное, огромное сердце, и от этого сердца мы вправе ожидать еще многого.
Анатолий Васильевич Молодов, народный артист СССР, хоровой дирижер:
– Случай однажды только свел меня с Адольфом Арцишевским. И я узнал, как блестяще владеет он журналистской профессией. И узнав, что он еще и пишет прозу и стихи, я понял, откуда это. Как литератор, он умеет понять и проникнуть в природу творчества другого человека. Редкое удовольствие испытываешь от общения с ним, от его глубокого знания литературы, живописи, музыки – я был очарован. Он очень много работает в свои 70 лет, забегает постоянно в консерваторию. Он остается на острие познания мира. Мало людей такого эволюционного начала, приветствовать столь нерядовую личность для меня большая честь.
Торегельды Шарманов, директор Института питания:
- Я рад сегодня вас приветствовать в этой внешне убогой атмосфере, которая, впрочем, всегда в нашем сознании ассоциировалась с некой элитарностью, и быть представленным в таком обществе считалось почетным. И в этом здании, где мы сегодня присутствуем, сосредоточена вся бедность, но одновременно и все богатство... В этом контрасте, пожалуй, мы ощущаем к вам, именно к вам, Адольф, особое уважение. Я ко всем внешним деталям отношусь сегодня снисходительно. Все сегодня низвергнуто: академические звания, награды… Многие сегодня называют себя академиками, обладателями каких-то премий. И счастье, что среди нас есть люди, которые понимают цену таким наградам, для которых истинная суть человека важнее званий и премий. И вы удивительно красивый человек, Адольф. Мы испытываем уважение не столько к вашему возрасту, но к тому, что вы сотворили в этой жизни.
Многие в этот день говорили слова искреннего признания незаурядному человеку, неутомимому труженику, каким является Адольф Альфонсович. А он в день своего рождения продолжал дарить людям частицу себя – свои книги. |