Ярослав Разумов , специально для Gazeta.kz
В Алматы издан научный труд, не имеющий на сегодня аналогов в исторической науке Казахстана.
"В период резких трансформаций в любом обществе роль исторической науки является решающей. Нужно радоваться выходу такой книги, как "Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана".
И я, как профессор Национального Института восточных языков и цивилизаций в Париже приветствую интеллектуальную смелость и профессиональное новшество такой книги, которая должна быть прочитана любым гражданином Казахстана и сопредельных стран".
Такую рецензию написала известный французский востоковед Катрин Пужоль, президент Европейского общества исследований Центральной Азии, на вышедшую недавно в Алматы книгу, авторами которой являются три известнейших современных историка Казахстана: Нурбулат Масанов, Жулдузбек Абылхожин и Ирина Ерофеева.
Член Британской Академии, заслуженный профессор антропологии и центральноазиатских исследований Университета Висконсин, США, Анатолий Хазанов в послесловии к этой работе охарактеризовал ее авторов как "одних из лучших и компетентных в соответствующих областях ученых Казахстана".
- Большая удача, что книга принадлежит именно их перу, отметил г-н Хазанов.
Стоит подчеркнуть, что этот отзыв - знаковый для ученого мира, - сам г-н Хазанов является крупнейшим специалистом по истории номадов, его книга "Кочевники и внешний мир" остается уже ряд лет одним из самых значимых произведений по всемирной истории кочевников.
К сожалению, его работа не настолько широко известна казахстанской общественности, как она того заслуживает, кроме, конечно, специалистов.
Основная мысль новой книги хорошо сформулирована во вступлении к ней, написанном доктором исторических наук Райнхардом Круммом, проект-координатором Фонда имени Ф. Эберта в Центральной Азии (работа была издана при поддержке Фонда). Эксперт отмечает, что нет однозначного ответа на вопросы: кто, историк, писатель или публицист, может заниматься написанием истории государств, - но кто бы ни трудился над этим, он должен быть весьма тщателен в данной работе. А критические ноты в стане самих историков должен звучать отчетливее.
Основной посыл в книге, отраженный и в ее названии - необходимость и на научном уровне, и в широком общественном сознании больше внимания уделять проблеме мифотворчества в истории, которая совсем не так безобидна, как может казаться. "Экспансию мифотворчества познали все национальные историографии, включая и ее западные школы", - отметил в своей главе книги профессор Абылхожин. Что, в общем, неизбежно и естественно на определенном этапе развития государств, особенно молодых. Но проблема в том, что такой подход к истории получает широкий отклик и в массовом сознании. А, как пишет Ирина Ерофеева, мифологическое переосмысление истории создает "наукообразную по форме, но крайне упрощенную в методологическом смысле схему исторической действительности".
Очевидно, что это не только обедняет процесс образования молодежи, не дает возможности анализировать и использовать исторический опыт, но и формирует стереотипы в восприятии окружающего мира, что уже может, при определенных политических условиях, стать и потенциально опасным явлением.
Аналогичная проблема свойственна всем странам бывшего СССР. В работе используются как примеры материалы из российских, туркменских, украинских, таджикских источников. Например, широко известные опусы российского "эксперта" академика Фоменко или "тюрколога" Аджи. Но в России активно создается и здоровая альтернатива мифотворчеству, в Казахстане же данная работа - первый комплексный шаг в заданном направлении.
Отдельный момент книги, который стоит отметить, - участие в ее написании профессора Нурбулата Масанова. "Научное знание…" стала последней работой ученого, когда труд увидел свет, его не было в живых. И это тоже повод, хотя и грустный, обратить внимание на книгу. Но еще важнее написанное им. Например, исключительно интересными представляются главы, посвященные вопросам этногенеза казахского народа и современного отношения к этим процессам в обществе.
P.S. К сожалению, тираж книги крайне мал, всего одна тысяча экземпляров. И в силу этого пожелание г-жи Пужоль, о том, чтобы "Научное знание…" могло быть доступно любому гражданину Казахстана, вряд ли сбудется. |