Отсветы волшебной книги
Сборник стихотворений «Волшебная книга» Александра Соловьева вышел года 2-3 назад, но получил резонанс только сегодня - на открытии выставки художественных полотен поэта.
Итак, наш один из самых экстравагантных казахстанских поэтов еще и художник-живописец. На выставке автор представил произведения, выполненные в манере, как он ее сам определяет, «спонтанной живописи», т. е. все пережитое в поэзии, воплощенное в цвете. Это передача цветом «внезапности ощущений», поэтические образы, переходящие в живописные видения. Найти равновесие слова, музыки, цвета, ощутить их перетекание, взаимопроникновение - цель художника.
Написанию полотен, по словам Александра Соловьева, предшествуют настроения и строки из сочиненных стихов, например таких: «Крупинки сухого и жаркого песка Заносит в прихожую» «Глаза мои в степи окна...», или такие неожиданные как:
Меня любить нельзя, -
за все что в жизни было,
за лживые глаза,
за жирные чернила.
Ну, во первых, беспощадную суровость поэта к себе начисто перечеркивают такие его полотна как «Автопортрет», «Мама», «Гадание», «Илья», «Поминальная», «Malerinzel», «Звездопад», «Сейчас она проснется». Потому как ни жирных чер нил, ни тем более чего-то такого скользкого и двусмысленного - за что «любить нельзя», посетители выставки как-то не уловили. А стихотворение из сборника «Волшебная книга», где есть строка: «Я просто забываю застрелиться», вообще порождает недоумение. Неужели загостившийся в отроческом максимализме поэт А.Соловьев и дебютировавший художник А. Соловьев - вовсе не одно лицо, а духовные двойники? Выходит, что когда Александр берет в руки кисть, он становится куда добрей и к себе, и к этому парадоксальному миру? Краски его светлы, прозрачны, легки, если не легкомысленны, а колоратура напоминает таджикский шелк с трассирующей рваностью расцветки, которые соответствуют солнечному ветру и суховеям Азии. Теплы и добры его портреты. Пожалуй, гордостью выставки можно назвать его «Автопортрет», где у автора отнюдь далеко не «лживые глаза», (вот уж чего не сделаешь ради красного словца), глаза на портрете, скажу я вам, удивительные - это глаза искусственно состарившего себя ребенка, пытли вые, чистые-блаженные, настороженные, беззащитные. Глаза, которые, помяните мое слово, уже не будут забыты только за одно это стихотворение:
Обую на ноги подковы
С дождем
По черному асфальту
Я буду танцевать
этюд
Надену шерсть на тело
С изморозью
В желтом парке
Зимы холодной я
эпиграф
Я лохматый суфий
Что танцует небо.
P.S. Похоже, выпущенный Александром Соловьевым поэтический сборник не зря назван «Волшебной книгой», коли эта книга постоянно вдохновляет еще одного художника - Елану Кудинову. Молодая интересная художница не только иллюстрировала книгу поэта, но и создала ряд картин, навеянных его поэтическими образами. Выставку-дебют «Прикосновение» Александра Соловьева и Еланы Кудиновой можно назвать оригинальным дуэтом, в котором художники не только не затмили один другого, но и, слегка соприкоснувшись, оригинально дополнили друг друга. Картина Кудиновой «Корован» и «Автопортрет» Соловьева стоили того, чтобы морозным солнечным днем посетить выставку галереи «Тенгри-Умай».
Ольга Шиленко
"Книголюб", № 1-2 2003 г.
В стихах поэта Александра Соловьева слышна музыка города и гор, которая отчасти превалирует над поэтическим чувством, организованным в каркас стиха. Александр Соловьев сам сотворяет эту музыку на рояле
и пишет интересные полотна. Его картины выставлялись на выставках профессиональных художников и имели успех среди ценителей прекрасного.
Стихи, музыка, живопись – вот то трехмерное пространство, в котором живет и творит Александр Соловьев.
На мой взгляд, так и должен жить в идеале алмаатинец – жизнью, наполненной творческой энергией.
Б.Канапьянов. "Кофе брейк". |