Душа, посвященная солнцу
(о лирике Любови Медведевой)
Поэтическое многоголосие рубежа XX-XXI веков не в силах заглушить подлинно талантливого голоса Любови Медведевой. Приобщаясь к лирике этого поэта, вдруг понимаешь, что перед тобой не сделанные, но пропущенные через душу Откровения.
Поэтический мир Л.Медведевой держится на удивительно органичном сплетении разнородных, порой взаимоисключающих начал замкнутого и бесконечного, счастливого и драматического, детского и мудрого, постоянного и изменчивого:
Небо вымыто плачем дождей -
Засияли прохладные звуки,
И пошли по земле без плащей,
Вскинув ветками детские руки.
Приятие жизни в ее божественном многообразии, интригующей непредсказуемости, обреченности на кратковременность существования - вот основной творческий принцип, который собирает в единый лирический фокус все темы и образы её поэзии. И корни подобного мироощущения таятся в глубокой религиозности поэта.
Читая стихотворения Л.Медведевой, чувствуешь, как от текста к тексту крепче и безогляднее причащаешься к вере Поэта. К вере в свет Солнца.
... Солнце пишет всемирную Библию...,
Стихи мои - свечения избыток -
Скрепляет солнца круглая печать...,
Хорошо-то как на свете!
Солнце копит свет...
В поэтическом сознании Л.Медведевой Солнце - наиболее частая и емкая метафора Божественного. И потому в стихотворениях поэта активен не только пространственный «верх», традиционно отождествляемый с образом солнца, но «земные» образы тоже проявляют способность к возвышению:
Слова летят, куда хотят,
Туда, где солнышко воскреснет...,
И для того земля черна,
Чтоб свет выпархивал на волю...
На содержательном уровне словообраз «Солнце» часто подменяется другими «небесными» явлениями. Одно и то же значение сближает образ'ы неба, птиц, дождя, снега, радуги:
Глаза невольно прикрываю -
И небом напиваюсь всласть...
Небо - знак свершившегося духовного преображения, просветления.
И когда года в минуты
Наиграются досыта,
К небесам поднимет круто
Вечной юности избыток.
Небесный топос вмещает самые парадоксальные явления, он удивителен сочетанием несочетаемого. Являясь знаком абсолютной бесконечности, Небо вбирает в себя образы с фиксированным и статичным местоположением:
Гнездо мое в поднебесье,
И только ветер стучится...
В художественном мире Л.Медведевой философская категория Неба действует вне пространственных ориентиров:
Там, где я плаваю - звезды,
Там, где летаю -рыбы...
Небо есть инвариант Бытия. Художественное пространство предельно разомкнуто - в поднебесье.
Боги дарят высокий знак,
Раскрывая пространство смело.
Беспредельность -лучистый мрак...
I
«Небесные» явления, нисходя на человека, всегда оборачиваются для последнего благом. Так постигается библейская Истина -через страдание.
Горечь должна пролиться дождем,
После небо затеплится...,
Поступь неслышная ливня
Помогает душе воскресать...,
Покуда листья слезы льют,
Подходит к сердцу запах ливня...
Умение принимать боль и беду как обязательное условие воскрешения объясняет появление мотива преодоления:
Вырасту из ночи,
Выпорхну из сна...
Удивительно оптимистичен голос Л.Медведевой. Вновь и вновь перечитывая стихотворения этого поэта, понимаешь, что именно таким должно быть христианское мировосприятие.
Не так уж плохо
Каждой веточкой боли
чувствовать упругое тело неба -
каждый день я рождаюсь заново...
Даже Уход человека воспринимается как один из верных способов приобщения к Вечности, к Изначальному.
Я ушла и навеки осталась,
Во Вселенную дверь приоткрыв...
Или следующая цитата:
Пошлепаешь -и в небеса уйдешь
Домой, к себе дорогой серебристой.
Пристрастный читатель может не согласиться с определением религиозных воззрений Л.Медведевой. Многое в откровениях поэта заставляет усомниться в объективности нашего предположения. Вместо проповеди смирения - непредсказуемое озорство; детская наивность и яркость образов заменяет тип мировидения духовного аскета и послушника; абсолютная одухотворенность мира Природы местами прорывается в нехристианские концепции веры (например, «Может быть, мы для того погибаем,/ Чтоб обернуться сосной?»). На наш взгляд, все поэтические слагаемые художественного мира Л.Медведевой в конечной цели равнозначны друг другу, поскольку служат идее духовного воскрешения. И эта мысль настолько значима для поэта, что перерастает из образно-тематического плана в тип мировидения, проявляется в характере оформления лирической эмоции. Так большинство стихотворений Медведевой строится по логике гегелевской триады «тезис - антитезис -синтез». Этим же фактором объясняется пристрастие поэта к сонетам («Огородные сонеты»), циклическим триптихам («Ночной триптих», «Свет ночного снегопада», «Цветам и листьям» и др.). Все перечисленные жанры отражают оптимистическое мировидение поэта и ?стремление «закруглить», гармонизировать бытие человека на земле.
В одном из последних стихотворений («Календарное») Л.Медведева обронила фразу «Начнется все с меня самой». В этом стихе зашифровано не романтическое кредо и не богоборческая идея. Так жестко и высоко поэтом поднята планка ответственности за проживаемую жизнь. И в очередной раз перечитав стихотворения этого поэта, вдруг прозреваешь - цель достигнута.
...огнем одета синим
и светом спелым,
словом сильным -
душа...
Жанна Толысбаева, г. Семипалатинск.
"Книголюб", № 12, 2003 г. |