Родилась: 3 апреля 1969 г.
Училась: КазГУ, филологический факультет
Всегда хотела научиться: петь
Больше всего на свете я хочу: чтобы мои дети были здоровы и счастливы
Чаще всего перед сном я думаю: слава Богу
Моя настольная книга: это переменная величина
Больше всего я боюсь: страха
Никогда не могла понять: физику и формальную логику
Самое яркое воспоминание: их много
Больше всего я сожалею: о слабости воли
Мои любимые поэты: Бродский
На несколько дней я хотела бы стать: здоровым человеком
Больше всего ценю в людях: чувство юмора
В людях не приемлю: агрессивную глупость
Любимый предмет в школе: литература
Лучший учитель: Е.А. Агушевич
Лучший допинг: еда
Мечтаю побывать: в Таллинне и в Крыму
Мои музыкальные предпочтения: Моцарт
Хотела бы познакомиться с: Довлатовым
Мой любимый кинофильм: «Служебный роман»
Любимое место: дом
Мой день рождения это: обычный день
Любимое блюдо: котлеты
Свободное время я забиваю: чтением
Любимый напиток: квас
Свобода - это: лень
Мой жизненный девиз: делай, что должно – и будь, что будет
Любимая фраза: лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном
Любимые строчки: …Вот как, вот как, серенький козлик.
Ответы на вопросы журнала "Коллеги".
На кого рассчитан ваш журнал, Лиля?
– Журнал «Книголюб» с первого дня основания в мае 2002 года был рассчитан на широкий круг читателей. Подчеркиваю – читателей книг, а не «листателей» газет и журналов. Нас читают и пожилые¸ и молодые, даже школьники – и это мне очень приятно. Издание было задумано как чисто информативное: что новенького вышло, что стоит читать, что – нет, разные новости и события книжно-литературного мира. Так что если человек говорит, что по рекомендации «Книголюба» приобрел ту или иную книгу или открыл для себя нового автора, это и есть тот самый «КПД» журнала.
Кого бы вы хотели видеть в числе ваших читателей?
Честно говоря, не задумывалась об этом. Наверное, всех любящих книги людей. Хочется, чтобы о журнале знала наша целевая аудитория – «книжники» (так говорили во времена молодости моего папы, «книжника» со стажем). Ведь мы не можем себе позволить тотальную дорогую рекламу, в результате есть еще масса «неохваченных», потенциальных читателей и подписчиков «Книголюба»
Расскажите коротко о том, что могут прочесть читатели на страницах вашего журнала?
В первую очередь – новости, это краткие сообщения, своеобразная лента новостей: события, новинки, премии, факты, находки, презентации, даты, утраты и пр. Затем в рубрике «Книжный мир» – заметки и статьи о книжной и литературной жизни у нас и за рубежом. Рецензии на российские и казахстанские книги, литературно-критические статьи. Особая гордость – разделы «просветительского» характера. Это «Алгоритм жанра» - краткая энциклопедия литературоведения с примерами, затем «100 книг, которые потрясли мир» (ведущая рубрики – д.ф.н., доцент В.В. Савельева) – из этой рубрики можно узнать о наиболее значимых шедеврах литературы. Истории казахстанской литературы – очерки о казахских писателях, «Перекрестки миров» - история фантастики (ведущая рубрики – Я. Абдеева). Кроме того, рубрики «Анатомия чтения», «Дети и книги», «Рассказы о писателях», «Истории о книгах», «Мемуары», «Арт-ревю», «Юмор».
Кто печатается в вашем журнале?
У нас есть очень интересные авторы: Вера Савельева, Виктор Бадиков, София Раева, Нурболат Джоанышбеков, Герольд Бельгер, Гульшара Лукпанова. Молодые авторы – Яна Абдеева и Мадина Асылбекова, всех не перечислишь… Я довольна своими авторами, но круг их непостоянен: кто-то уходит, кто-то приходит. Учитывая отсутствие авторских гонораров, можно сказать, что это святые люди, настоящие энтузиасты.
Падает ли у молодежи сегодня интерес к чтению и если да, то почему?
Не думаю, что это можно назвать падением. Скорее, возвращением к реальной картине бытия. В советские годы нечем было особенно развлечься кроме книг. Чтение было показателем образованности, а обладание книжным дефицитом – критерием состоятельности. Сейчас у нас есть ТВ и интернет, видео и DVD, кинотеатры и ночные клубы – до чтения ли молодежи? Словом, картина стала обычной, характерной для западного мира. А чтение – уделом немногих. Но я не хочу сказать, разумеется, что эта картина – оптимальная. Конечно же, нужно делать все, что бы интерес к чтению у молодежи возрастал, но кроме государства этим вопросом никто не сможет заниматься последовательно и серьезно.
«Гарри Поттер» - это хорошо или плохо?
Нормально. Обычная забавная книжка-развлекалка для детей, ничего больше. Правда, она провоцирует интерес к чтению – благодаря своей популярности и моде, и это замечательно.
Чем может быть интересен журнал учителям, на ваш взгляд?
Литературно-критическими статьями, очерками о жизни и творчестве литераторов, рецензиями. Т.е., тем же, что и читателям вообще. А еще, мне кажется, литературными страницами. В следующем году они появятся в «Книголюбе». Надеюсь, это поможет нашим авторам, в том числе, пишущим для детей, ведь публиковаться у нас очень сложно. И читателям будет интересно познакомиться с нашей литературой.
Как научить ребёнка получать удовольствие, радость от чтения хорошей книги?
Записать его в хорошую детскую библиотеку. Сокращать время пребывания перед телевизором и монитором. А еще – рассказывать сказки, ставить пластинки и диски с записями книг и стихов. Рассказывать ребенку о своих любимых книгах, пересказывать их - но с остановкой на самом интересном месте, я это называю «работать Шехерезадой». У каждого родителя – свой рецепт. Самое главное – не нервничать, запастись терпением и подавать хороший пример. Если родители читают только ТВ-программу, приучить ребенка к книге будет сложновато…
Нужно ли продолжать преподавать литературу с уклоном в литературоведение? Какими вы представляете себе школьные уроки литературы?
Я работала около 2 лет учителем русского и литературы, считаю, что уроки надо строить, учитывая интерес ребенка к книгам, к современной литературе. Уроки истории и теории литературы необходимы, но загружать детей чтением сложной и объемной классики с последующими «образами» я бы не стала. Школьные уроки хорошо бы насытить игровыми моментами, свободным обсуждением, интересными рассказами. Если учитель начитан, он может так здорово пересказать книгу, что ученики просто бегом за ней в библиотеку побегут. Свободное общение, обмен мнениями, умение думать, основы морали, жизненные наблюдения, зачатки психологии – вот что должен дать учитель литературы ученикам. Это никогда не отобъет у ребят интереса к книге, что сейчас происходит сплошь и рядом.
Что необходимо сделать для того, чтобы компьютер не вытеснил печатную книгу из обихода современного подростка?
Они прекрасно могут сосуществовать – книга и компьютер. Все – в меру. Чтение «запоем», без оглядки на окружающее ничем не лучше «запойной» игры в компьютерные игры. Опять же возвращаюсь к семье. Если ребенок получает нормальное воспитание – без запретов, но с ограничениями, без истерик, но с разговорами, все шансы за то, что он разумно поделит свое время между телевизором, друзьями, компьютером, книгой и прогулками. Но только для немногих книга будет стоять в этом списке на первом месте… Увы, сейчас другие времена, можно сетовать по этому поводу, но жизнь есть жизнь.
Спасибо за интервью, Лиля. Желаю вашему журналу как можно больше читателей.
Л.Мананникова. |