Ксения ЕВДОКИМЕНКО
Ауэзхан КОДАР, директор Института культурной политики Казахстана: Адам и Ева не были казахами
На прошлой неделе во время 13-го съезда Союза писателей Казахстана в стане литераторов едва не случился раскол. Камнем преткновения стал вопрос, оставлять ли прежнего председателя союза или выбрать нового, который и вернет организации былую славу. В качестве альтернативы действующему главе cоюза Нурлану ОРАЗАЛИНУ выдвинули несколько кандидатур. Страсти разгорелись нешуточные. Но в итоге все осталось по-старому. Грустный диагноз такому внезапному “повышению температуры” в писательском объединении ставит Ауэзхан КОДАР, директор Института культурной политики Казахстана.
- Может быть, причина скандала в том, что съезд оказался тринадцатым?
- Число тут ни при чем. Наверное, все дело в том, что сама структура давно изжила себя. Я потому и поддержал кандидатуру прежнего председателя, что, если на его место назначить любого другого человека, произойдет то же самое. Он также соберет свою команду, создаст свой властный олимп и будет лоббировать своих людей на получение госпремии. Нет главного - любви к литературе. Нет честности перед литературой. Есть только желание быть поближе к кормушке и постоянно процветать. У меня вообще весь Союз писателей вызывает отторжение, я не вижу в этом органе орудия для культурного или интеллектуального движения. Поэтому и к съезду отнесся с великой иронией - как к шоу.
- Такое ощущение, что союз существует сам по себе, а новое поколение литераторов с их амбициями, акциями, инициативами, конкурсами само по себе. Имею в виду членов общества “Мусагет”, целое поколение поэтов и прозаиков, ушедшее в виртуальное поле…
- В любой сфере должна происходить какая-то ротация. А у нас авторитетами считаются одни и те же люди - те, кто проявил себя еще лет сорок назад. Главное для литературы - связь с жизнью, с эпохой, со временем. А я не вижу этого в литературе тех людей, которые считаются классиками, например, как это ни горько, у нашего уважаемого классика Нурпеисова. Все хвалят его последний роман, который так и называется - “Последний долг”, но такое ощущение, что возвращение этого долга затянулось. И общественная активность наших писателей, я имею в виду членов союза, равна нулю. Хотя СП - самый многочисленный из творческих союзов Казахстана, в него входят около 700 человек.
- В основном старшего и среднего поколения?
- У меня такое ощущение, что наши писатели не хотят работать с молодежью, не хотят, чтобы на олимп взбирались представители иных поколений. Но такой разрыв говорит о том, что система существует по инерции. Пусть сейчас они торжествуют победу, радуются, что остался прежний председатель, но если не произойдет какой-то встряски, СП через пару лет неизбежно отомрет.
- Чем вообще занимается союз, кроме того что выдает корочки и проводит съезды?
- На данный момент это что-то вроде профсоюза, который активизируется, когда человек заболевает, получает увечье или умирает. Но забота о писателе должна ощущаться при его жизни, а не только тогда, когда надо организовать прощание.
- Мы сейчас договоримся до того, что главная функция СП Казахстана - достойно похоронить писателя...
- Фактически да.
- Почти во всех областях культуры сегодня схожие проблемы - нет контакта с реальным потребителем. Кинематографисты снимают фильмы, которые мы не видим, писатели пишут книги, которые мы не читаем… Любимые темы, которые эксплуатируют многие виды искусства, - это цитирование прошлого, юрты и кочевники. Разве этого ждет современный слушатель, зритель, читатель?
- Ситуация очень тревожная, поскольку все перечисленное неконкурентоспособно. Такие произведения скорее декоративны, они не обладают жизненной силой. И сколько бы мы ни сетовали на глобализацию, бороться с этим явлением мы можем, только если будем очень образованны, сможем разбираться в новых технологиях, окажемся чуткими к тем переменам, которые происходят в мире. А от того, что ты будешь бросать лозунги типа “Да здравствуют казахи и казахская культура!” - ничего не изменится. Да и сама культура, если она не способна к диалогу с миром, неизбежно проиграет в этой конкуренции. Это очень большая проблема, которую я бы сформулировал так: сейчас, чтобы быть истинным казахом, нужно быть не казахом. Только если мы не будем акцентировать этнофетишизм, мы спокойно вольемся в семью современных народов.
- То есть вы за глобализацию?
- Нам надо ориентироваться на европейские страны, на Америку. Потому что эта культура создавалась совокупным трудом всего человечества. Это данность, и мы гораздо крепче связаны с миром, чем может показаться на первый взгляд. А культурная политика должна строиться именно на открытости, на готовности к диалогу, на самокритике. На познании тех исторических этапов, которые прошел Казахстан начиная с XV века.
- Почему именно с этого времени?
- Потому что давайте будем точны. У нас еще есть неоправданное стремление постоянно удревнять нашу историю. В таком случае можно дойти да Адама и Евы.
- И выяснить...
- ...что они были казахами? Я понимаю, что говорю очень крамольные вещи. Но я переживаю за современную ситуацию в Казахстане. Хотелось бы настоящих демократических реформ. Мне кажется, что первые 15 лет суверенитета мы прошли, как в дурном сне, и только сейчас очнулись. Сейчас мы морально созрели, чтобы все реформы, которые декларированы поправки в Конституцию, большие полномочия парламента, разделение ветвей власти, - были уже по-настоящему. Сейчас мы стоим на пороге очень больших событий, которые могут принять неуправляемый характер. Я опасаюсь хаоса и разброда. И у меня такое ощущение, что если в этот переломный момент мы потеряем единство, то произойдет нечто непоправимое. Вот поэтому я, всегда причислявший себя к оппозиционерам, считаю, что такой сложный и тревожный период надо пройти с Назарбаевым.
- Мы не отвлекаемся от культурных дел? Разве не должен писатель быть ближе к лирике, чем к политике?
- Он должен быть в гуще событий. Хемингуэй участвовал в войне, Сартр и Камю были один ярым коммунистом, другой антикоммунистом, но оба имели активную гражданскую позицию. Это нормально. И я ощущал себя как рыба в воде во время переходного периода, когда все сражались в открытую. Сейчас, когда все завуалировано, когда все делается через тайные пружины, я понимаю - это время не для меня.
- Культурная политика - необъятное поле. Если вы как директор института не выберете конкретные направления, то рискуете погрязнуть в рутинной текучке. Какие у вас планы?
- Мы будем отслеживать самые главные события, происходящие в современной культуре. Попытаемся осмыслить период истории с начала ХХ века, когда у казахов появилась европейски образованная интеллигенция и сразу же попала под молох революции и затем репрессий. У нас есть писатели мирового масштаба, такие как Магжан ЖУМАБАЕВ, Шакарим и другие. Их можно назвать колоссами литературы, но они не переведены даже на русский. Хотя должны и могли бы стать настоящими брендами литературы и культуры Казахстана.
Газета “Время” |