Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
История и современность [13]
Юбилеи [12]
Критика и литературоведение [7]
Память [7]
Поэзия [19]
Переводы [7]
Проза [8]
Олша проза [31]
Олша поэзия [5]
Казахстанская фантастика [9]
Жизнь-театр [3]
Наши гости [6]
Дебют [1]
Детская литература [6]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. » Детская литература

    НИКОЛАЙ ЗАЙЦЕВ МУЖСКОЙ ПОСТУПОК

    НИКОЛАЙ ЗАЙЦЕВ  МУЖСКОЙ ПОСТУПОК

    Колька жил на белом свете уже десятый год, но про себя ещё ничего не знал. Нет, он заканчивал третий класс, умел читать и писать, жил в доме с отцом и мамой, ещё была бабушка и старшие сёстры, которые называли его «толстиком», наверное, потому, что он был крупным мальчиком, папа его звал - Колян, а мама и бабушка - Коляша. В школе и дома про него что-то знали, иногда шептались, поглядывая на него, но сам он про себя ничего не знал и потому молчал, когда его спрашивали о каких-то делах, не относящихся к учёбе и дому. Он очень любил читать книги и рисовать, но не знал, зачем это делал, просто нравилось. В своём классе девчонки звали его «жирный» и дружили с шустрыми и стройными пацанами, а когда играли в футбол, Кольку неизменно ставили охранять ворота и он научился это делать и не мечтал о забитых в ворота противника мячах, а старался спасти от гола свои. Он уже играл за младшую школьную команду, но опять же не понимал - почему берут играть именно его, но сражался самоотверженно, бросался на мяч и даже часто отражал пенальти, но не считал себя великим спортсменом, а только частью команды. Потому, что Колька присутствовал в мире вместе со всеми и не знал о себе почти ничего.

    Но, однажды, осенью, когда Колька пришёл учиться уже в четвёртый класс, с ним произошёл случай непредвиденный и никак не объяснимый. Он вышел на большую перемену в школьный двор, отдельный для учащихся младших классов и присел на скамейку, беседую со своим единственным школьным другом - Мишкой. Вдруг, через забор, на автономную детскую территорию, перелез мальчишка-старшеклассник - худосочный, неряшливо одетый, но наглый и начал толкать малышей, тычками и пинками утверждая своё превосходство в силе и возрасте. Девчонки, что весело играли на дорожке в классики его не заметили, но он пошёл именно по этому пути - толкнул одну девочку, ударил другую. По всей площадке уже слышался девичий визг и плач и тогда, неизвестно почему, Колька поднялся, подошёл к хулигану сзади, обхватил его худое тело, поднял и понёс к забору. Старшеклассник что-то орал, пытался вырваться, но хватка мстителя не ослабевала, он поднёс драчуна к месту, откуда тот появился и со всего маха влепил его лицом в крепкий опорный столб дощатого забора. Тот взвыл, упал на колени, вскочил и, обернувшись к удивлённым малолеткам окровавленным лицом, что-то прокричал - типа - я вам ещё покажу, полез на забор, сорвался, но получив ускорение от Кольки мощным футбольным пинком под зад, быстро вскарабкался на верх забора и исчез за ним. Все, видевшие этот смелый Колькин поступок, будто онемели и только друг Мишка, хлопнув его по плечу, сказал: «Ну, ты даёшь, Колян! Он же никому не даёт проходу, а ты ему всю морду расквасил. Молоток!».

    Но Колькин подвиг на этом не закончился, а имел для героя печальные последствия. После уроков его вызвали в учительскую, потому, что драчун пошёл зализывать раны в медпункт и там пожаловался на Кольку, как на агрессора и ему поверили, хотя он учился в седьмом классе и хорошим поведением не отличался. Директор школы долго не разбирался (сработал эффект первенства жалобы), влепил нашему герою двойку по поведению в дневник, с вызовом родителей в школу. Дома состоялся неприятный разговор с родителями, но Колька отмолчался и этим только усугубил незаслуженную вину, хотя раньше не был замечен ни в плохой успеваемости и не слыл забиякой. Так Колька оказался героем в глазах одноклассников, которых защитил, обезвредив хулигана, а у руководства школы узнать, где начинается и кончается планета и своих родителей - нарушителем дисциплины. Ему сочувствовали в классе, девчонки стали звать его по имени, а пацаны старались с ним дружить.

    Но вскоре вся несуразица оценки, в отношении его поступка прояснилась - некоторые учителя видели его действия и, сочтя их благородными, сообщили об этом директору, а девчонки, ходившие лечить свои синяки и ссадины, полученные от драчуна, в медпункт, рассказали о сути этого дела без прикрас. Последовал новый вызов к директору и когда Колька туда явился, там уже находился его отец. Учителя поглядывали на Кольку с интересом, благородные поступки, описанные во множестве своей действительности в классической литературе, становились редки в нынешней жизни и вызывали в обществе, если не восторг, то общее сочувствие. Колька ничего хорошего от нового вызова на педсовет не ожидал - просто пришёл и всё. Директор долго говорил об ошибке, произошедшей от неведения об виноватых в этом недавнем школьном событии, но теперь всё прояснилось, сказал он и попросил у Кольки прощения за своё скоропалительное решение. Двойка в дневнике была зачёркнута лично директором, с подписью и припиской, что оценка действиям ученика была дана неверно. На прощание директор пожал Кольке руку и назвал действия по защите одноклассников - настоящим мужским поступком. Потом все поблагодарили отца за верное воспитание сына, и они отправились домой. По дороге заглянули в книжный магазин, и отец купил ему книгу - «Повесть о настоящем человеке», а ещё краски и кисточки для рисования, о которых Колька давно мечтал.

    Дома отец рассказал о Колькином подвиге, несколько раз назвал сына мужчиной, чем вызвал интерес в глазах сестёр, которые позже кинулись расспрашивать, как и что происходило на школьном дворе, но Колька уже увлёкся чтением о подвиге Алексея Маресьева и мелкий свой поступок не считал геройством в сравнении с подвигом военного лётчика. Но одно важное значение прошлого события он уяснил навсегда, что он - Колька является мужчиной и это звание, а тем более знание этого земного назначения, даёт ему право совершать только благородные поступки.

    25.11.2020. Талгар

     

    С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ОКНА

    Наверное, можно смотреть в окно дома, проходя по улице, или из сада, но за окном всё интереснее - там протекает жизнь. Ходят люди, растут деревья, летают птицы. Там ещё что-то есть живое и красивое, как мечта, которая тоже устремляется за окно, улетает за горизонт, но никогда не возвращается исполненной кем-то, способным это сделать. Вот синичка, которую он кормит крошками хлеба, тоже улетает куда-то, но возвращается к его окну и стучит клювиком в стекло, требуя еды или просто внимания. Она такая маленькая, но умеет летать и прыгать на своих крохотных ножках - прыг-скок, прыг-скок. Он тоже ещё маленький, но не умеет стоять на ногах, а только сидеть в коляске и передвигаться в ней по комнате. Комната - это целая планета, где он живёт, другие места обитания ему неизвестны и пока незнакомы. Когда мама уходит на работу, он остаётся на планете один и тогда все пути на ней ведут к окну, а там другой, инопланетный мир - красивый, но недоступный от невозможности ступать по нему. С каждым новым днём заооконный мир ширится и растёт, а планета обитания скукоживает- ся, как проткнутый иголкой воздушный шарик и всё меньше интересных мест остаётся в комнате и всё больше неизведанного таится для взгляда в окне. Когда-нибудь он заглянет в свою комнату с другой стороны окна и обнаружит здесь что-то незамеченное им ранее, может быть, возвратившуюся домой мечту, ведь это его мечта и она должна вернуться исполненной, а если нет, то зачем мечтать? Не может того быть, чтобы мечталось просто так, и мама об этом говорит и тоже мечтает о своём счастливом времени, в котором будет и он - её сын. Какая же это, наверное, радость увидеть маму счастливой.

    А люди, что ходят за окном, они тоже, наверное, выходят из дому за мечтой – светлой и красивой. Но если он не может ходить и идти за мечтой ему не по силам, значит, надобно подождать её исполнения здесь, у окна, что-бы мечта, увидев его, не ушла в другие края, в которых он никогда не бывал. Он бывает там, в тех краях, но только читая книжки и просматривая телевизионные передачи о далёких странах и их обитателях. Сколько же в мире интересного, так и хочется обойти его весь и узнать, где начинается и кончается планета Земля, а, может быть, она нигде и никогда не заканчивается, ведь она круглая, а по кругу можно ходить тысячу лет и никуда не придти. Ох, как же это замечательно бродить по бескрайнему белому свету. Белый свет у него начинается за окном, а в дни, когда мама не ходит на работу, он выходит путешествовать через дверь и сразу попадает в чудесный край света и звуков. За окном мир тоже прекрасен, но когда выходишь в него, он окружает тебя со всех сторон и ты утопаешь в его необычайных красках. Можно потрогать воздух, синеву неба и сказочную зелень травы и деревьев. Всё вокруг живое и улыбается ему, ему…, а он отвечает радостью своих глаз, рук, врастает в жизнь всем маленьким телом и, кажется, бежит, бежит вдаль, прямо к вершинам высоких синих гор.

    Когда-то давно его ножки умели ходить, но потом что-то случилось, и они перестали слушаться. Ножки, будто онемели и не слышат его просьб и тихого плача. Нет, он и сейчас умеет ходить, но только во сне и после таких счастливых видений трудно просыпаться. Он уже многому в жизни научился: читать, писать и даже помогает маме мыть посуду, но её всегда мало и руки быстро справляются с этим делом, а хотелось бы помочь во многих других делах - ходить в магазин, готовить еду и кормить маму и свою подружку синичку.

    Для него праздник, когда приходит учитель, и они занимаются науками, так называет эти уроки мама. Учитель хороший и добрый человек - старенький, но знает о многих вещах, которых никогда не увидишь в окне, но они существуют независимо от его маленького разума (так говорит учитель) и эти вещи можно вообразить, создать в уме и любоваться ими или пугаться их. Последнее не всегда приятно и чаще приходит желание восхищаться придуманной самим красотой. Учитель хвалит его, как усидчивого ученика, да он и не может сбежать с урока и не хочет этого делать, но всегда обдумывает похвальные слова учителя, а как бы он себя вёл, если бы был здоров и не находит ответа.

    А вчера в их доме был большой праздник. Мама пришла с работы не одна, как обычно, а вместе с дядей Олегом - так он назвался при знакомстве. Прямо так, подал свою сильную руку и сказал: «Зови меня Олег». Это значит, что он пришёл надолго, иначе, зачем знакомиться, рассказывать о себе, своём детстве и работе? Он строит дома для людей и называет эту работу - возведением жилья. Наверное, это большое счастье - построить дом, а потом увидеть, как туда поселяются жить разные люди? А ещё сказал дядя Олег, что мальчику нужен компьютер, чтобы полнее познавать красоту мира. Так и сказал сам и никто его обэтом не просил. Мама ответила, что давно мечтала о такой покупке, но пока не хватает средств, много денег уходит не необходимые лекарства. Олег ничего не сказал в ответ, только светлая улыбка озарила его красивое лицо, и я понял, что всё в жизни можно исправить, когда за дело берутся смелые и сильные люди. Ведь красивые и смелые люди не должны врать.

    Потом они пили чай с вкусным пирогом, который испекла мама, пока они с Олегом знакомились, весело болтали и такого славного вечера уже давно не случалось в их тихом доме. Перед своим уходом Олег поведал ему доверительно, как мужчине, что у него есть давний друг - доктор, который творит чудеса и многих людей поставил на ноги и завтра он придёт сюда вместе с ним.

    Ночью долго не спалось, он думал о людях, которых чудесный доктор поставил на ноги и даже видел их, как они ходили, а потом бегали и смеялись от счастья. И уснул он с верой в чудо, что если многие люди пошли и даже побежали, то и маленький мальчик тоже сумеет выздороветь, благодаря этому доброму доктору. И тогда он, первым делом, выйдет на улицу и, поднявшись на цыпочки, как это делает соседская девочка, когда приходит к нему поговорить, и заглянет в своё окно с другой стороны и обнаружит там счастье, в образе улыбающейся ему мамы. Это и есть его главная мечта, и она обязательно исполнится, надо только верить добрым людям.

    А вот и синичка прилетела, стучится и приглашает к разговору. Он угостит её крошками от вчерашнего пирога и расскажет ей все свои маленькие, но такие хорошие новости.

    Талгар, 2019

    Категория: Детская литература | Добавил: Людмила (19.07.2021)
    Просмотров: 164 | Теги: Николай Зайцев | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]