| 
				
			 
 ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ Россия российский поэт, прозаик и эссеист Так дымно здесь и свет невыносимый, что даже рук своих не различить - кто хочет жить так, чтобы быть любимым? Я - жить хочу, так чтобы быть любимым! Ну так как ты - вообще не стоит - жить.   А я вот все живу - как будто там внутри не этот - как его - не будущий Альцгеймер, не этой смерти пухнущий комочек, не костный мозг и не подкожный жир, а так как будто там какой–то жар цветочный, цветочный жар, подтаявший пломбир,   а так, как будто там какой–то ад пчелиный, который не залить, не зализать... Алё, кто хочет знать, как жить, чтоб быть любимым? Ну чё молчим? Никто не хочет знать?   Вот так и мне не то чтоб неприятно, что лично я так долго шёл на свет, на этот свет и звук невероятный, к чему–то там, чего на свете нет,   вот так и мне не то чтобы противно, что тот, любой другой, кто вслед за мною шёл, на этот звук, на этот блеск пчелиный, на этот отсвет - все ж таки дошёл,   а то, что мне - и по какому праву - так по хозяйски здесь привыкшему стоять, впервые кажется, что так стоять не надо. Вы понимаете, что я хочу сказать?   Огромный куст, сверкающий репейник, который даже в джинсы не зашить - последний хруст, спадающий ошейник - что там еще, с чем это все сравнить?   Так пусть - гудящий шар до полного распада, в который раз качнется на краю... Кто здесь сказал, что здесь стоять не надо? я - здесь сказал, что здесь стоять не надо? ну да сказал - а все еще стою.   Так жить, чтоб быть ненужным и свободным, ничейным, лишним, рыхлым, как земля - а кто так сможет жить? Да кто угодно, и как угодно - но не я, не я. * * *   Ах, жадный, жаркий грех, как лев меня терзает. О! матушка! как моль, мою он скушал шубку, а нынче вот что, кулинар, удумал: он мой живот лепной, как пирожок изюмом, безумьем медленным и сладким набивает и утрамбовывает пальцем не на шутку.   О матушка! где матушка моя?   Отец мне говорит: Данила, собирайся, поедем на базар, там льва степного возят, он жаркий, жадный лев, его глаза сверкают, - я знаю, папа, как они сверкают, - я вытрясаю кофту в огороде: вся кофта съедена, как мех весной у зайца, я сам как заяц в сладком половодье.   О матушка! где матушка моя?   А ночью слышу я, зовут меня: Данила, ни меда, ни изюма мне не жалко, зачем ты льва прогнал и моль убил, Данила? - так источается густой, горячий голос. Я отвечаю: мне совсем не жарко, я пирожок твой с яблочным повидлом. А утром говорит отец: Пойдем в Макдональдс.   О матушка! где матушка моя?   Намедни сон сошел: солдат рогатых рота, и льва свирепого из клетки выпускают, он приближается рычащими прыжками, он будто в классики зловещие играет, но чудеса! - он, как теленок, кроток: он тычется в меня, я пасть его толкаю смешными, беззащитными руками, глаза его как желтые цветочки, и ослепляет огненная грива.   Но глухо матушка кричит из мягкой бочки: Скорей проснись, очнись скорей, Данила. И я с откусанным мизинцем просыпаюсь.   *** Самая большая глупость, которую способен ляпнуть поэт, - это сказать, что он может всё сам написать. Нет, он может дать только сгустки, где бродит сиреневый свет, а всё прочее сделают - голоса.   Не какие-то там безымянные, а обычные: Коли и Миши, очень даже конкретные, с документами и с паспортами… Они приходят с войны - и заполняют книжки слабым мужским мяуканьем, визгливыми голосами.   … Мы лежали с тобой однажды - в долгих сумерках на кровати, и я не мог отвести взгляда от долго гаснущего окна, (на тебе было белое платье, обыкновенное летнее платье): и ты сказала: этот чертов закат сводит тебя с ума.   Но дело в том, что каждый имеет право - на свою особую личную рану, о чем нас предупредили честно - лет пятьдесят назад: - Я, выживший русский солдат, не лягу с немцем Иваном. - Я мертвый немецкий солдат, но тоже не лягу с Иваном. - Война поросла быльем: все умерли и лежат.   Жизнь проходит. Война проходит. Любовь проходит. В Нью-Йорке вишни цветут, над Питером бродит гроза. Но все, что осталось от нас (в том числе и от нас с тобою) огромная медленно гаснущая оранжевая полоса.   Ты хотела до нас докричать свою красную кровную рану, я пытался тебе рассказать о своей деревянной вине, но никто не скажет нужного слова (как с тем дураком иваном, а ведь он совсем надорвался на той войне).   … Так вот - я хочу сказать, когда мы смешаемся в прахе (тесней, чем когда-то при жизни), спасибо тебе за всё: за медленно меркнущий свет, за белое твое платье, за летнее твое платье, за бессмертное платье твое.   *** Но я ещё прижмусь к тебе - спиной, и в этой - белой, смуглой - колыбели - я, тот, который - всех сильней - с тобой, я - стану - всех печальней и слабее...   А ты гордись, что в наши времена - горчайших яблок, поздних подозрений - тебе достался целый мир, и я, и густо–розовый безвременник осенний.   Я развернусь лицом к тебе - опять, и - полный нежности, тревоги и печали - скажу: «Не знали мы, что значит - погибать, не знали мы, а вот теперь - узнали».   И я скажу: «За эти времена, за гулкость яблок и за вкус утраты - не как любовника - (как мать, как дочь, сестра!) - как современника - утешь меня, как брата».   И я скажу тебе, что я тебя - люблю, и я скажу тебе, что ты - моё спасенье, что мы погибли (я понятно - говорю?), но - сдерживали - гибель - как умели. |