Театральный АДВОКАТ
«Нынче истинный талант - наше единственное прибежище и спасение. Восхищайтесь талантливыми, храните их в своей душе, оберегайте их и любите, иначе жизнь наша пройдёт на скотном дворе в хлеву золотого тельца». (Ролан Быков)
Есть спектакли, которые никогда не забудешь, есть героини, которых помнишь, и есть актрисы, которые просто незабываемы. Актриса Ирина Лебсак служит в драматическом театре им. М.Лермонтова свыше 30 лет. Пыталась сосчитать количество сыгранных ею ролей, сбилась со счета. Мне иногда кажется, спектакль - это небольшой бой! И по количеству зрителей в зале надо артистам определить силу страдания, боли и радости. И чем больше в зале заинтересованных, пытливых глаз, тем легче, смелее идет бой за души зрителей! Для нее бой, защита своих героинь, кем бы они ни были, важна. Важна, потому что ее героини в жизни реальной есть.
В театре шел спектакль «ФЕЛИКС», Ирина Лебсак играла молодую девушку Сулико, вышедшую на панель в поисках средств к существованию. А в это время в суде шел уголовный процесс над юной девушкой, очень красивой, глаза божественные, тело… тело ее могло пролезть в любую форточку. Другой возможности заработать средств к существованию у них не было. Театр не мог молчать, он обязан поднять тему борьбы с преступностью, проституцией, он должен был достучаться до общества… Актриса, молодая Ирина Лебсак, была на сцене во всей красе профессии своей героини Сауле. А в обществе шла юридическая борьба, схватка: быть спектаклю или снять его! Суд поддержал театр – спектакль шел на сцене, убеждая молодежь, зрителей в правомерности его борьбы за честную жизнь!
Каждая ее героиня несла в жизнь свои страдания, свои способы выживания. По душе зрителям пришлась роль Филумены из спектакля Э.де Филиппа «Филумена». В отличии от итальянского фильма героиня И.Лебсак раскрыла нам образ женщины – матери, борющуюся за любовь, сыновей, благополучие, создание семьи! Сколько счастья подарила она зрителям своей тонкой, искрометной игрой! Да, она прошла путь путаны, но вышла на путь свободы и любви!
Спектакль «ЖИЖИ» (Страсти на Лазурном берегу) Мишеля Поли, который сам из Франции приезжал ставить это современное чудо преображения женщины в борьбе за средства к существованию, за достойную жизнь детей и свою, за любовь! И вновь борьба, где все средства хороши во славу благополучия! Единственная в Мире актриса Ирина Лебсак пронесла этот образ по России, Казахстану с юмором, болью, отчаянием. Да, комедия на фоне современных страстей.
А гоголевский «РЕВИЗОР»? Тоже комедия! Её героиня Анна Андреевна – яркий образ,раскрывающий пороки гоголевского времени. Но замечу, они и сегодня живы. Стяжательство, взятки, чинопочитание, мздоимство. Можно на языке уголовного закона бороться с пороками общества, а можно и смехом вызывать чувство позора и негодования у зрителей к героям спектакля. Актриса так изменила походку, своенравный голос, что вряд ли кто смог сразу узнать в этой скандальной, базарной хамке, знающей себе цену в борьбе за внимание молодого Хлестакова, известную актрису Ирину Маратовну Лебсак, если б не программка. Актриса достигла цели: над героиней смеется зритель и презирает.
Нам она напоминает, что и сегодня, в нашем обществе есть родители, отдающие замуж своих дочерей за состоятельных молодых и властных стариков. Нужна борьба? Судить зрителю. Актриса ролей не выбирает. Режиссер решает. Ирина Лебсак не отказывается от ролей, каждая ей дорога!
В образе героини растворяется и живет до последней слезинки, до жесткого падения. Полагаю, что ей очень дорога роль современницы Валентины, из спектакля Людмилы Разумовской «Что хочет женщина…».
Три поколения: фронтовичка, властная бабушка, несостоявшаяся в жизни, с нереализованными надеждами, но с большими амбициями, ее дочь Валентина и оступившаяся, не опытная, влюбленная внучка. Каждая ведет свою партию: запретов, обвинений и дерзости. Каждой хотелось добиться любви. Актрисы доказали: главное в жизни - любовь, без которой нет счастья в жизни. Одно мгновение, одна вспышка душевного огня Валентины (Ирина Лебсак), семья обретает силу.
И в этом спектакле мы узнаем себя, подруг, родных, соседей, в семьях которых недостает главного – любви. Каждая роль, это частица жизни актрисы, это срез чувств, души! К каждой роли Ирина Лебсак подходит неоднозначно, основательно, подбирая внешность, голос, порой до неузнаваемости и степень обворожительности или противоестественности. Чтобы ни делала героиня, как бы она ни жила, ни действовала, это только образ, который не вступает в противодействие характеру, образу, жизни самой актрисы.
Актриса Ирина Маратовна Лебсак дорожит каждой героиней, оттачивает ее поведение, характер до узнаваемости в нашей жизни. Но никогда, ни одну роль не предаст осуждению или забвению. Она их создала и каждую защитит от нападок. Она состоявшийся театральный АДВОКАТ - Ирина ЛЕБСАК, заслуженный деятель РК, Лауреат Государственной премии Республики Казахстан.
Галина Тимофеенко |