ОРЫНБАЙ ЖАНАЙДАРОВ
Роман о вечном изгое
Человека всегда завораживал космос. Покорение Красной планеты волнует умы ученых, кинематографистов, писателей, простых обывателей. Кто из нас не зачитывался увлекательными «Марсианские хрониками» Р.Брэдбери, «Дорогой к марсу» А.Ройфе, «Красным Марсом» К.С.Робинсона и многих других? Когда И.Маск в интервью поведал о перспективах построения первых колоний на Марсе и терраформировании, все поняли, что сказку можно сделать былью. И каждый раз фантасты брали на себя трудную миссию Бога: моделируя сложные, но возможные, ситуации, в которых людям предстоит решить трудные задачи.
Летом 2020 года новости всего мира вещали о триумфальном запуске Space-X ракетоносителя Falcon-9 с космическим аппаратом Crew Dragon, а в это время в Казахстане, при содействии издательства «Шанырак-Медиа», увидел свет научно-фантастический роман «Участь Марса» Орынбая Жанайдарова. Данная книга - плод многолетних трудов писателя-фантаста, лауреата Международных премий «Алаш», «Байконур-2011» и мн.др. Автор многочисленных романов и повестей в жанрах фантастики, поэзии и истории О.Жанайдаров сумел в своем новом романе, как в тигле, создать сплав философии и научной фантастики.
Орынбай Жанайдаров широко известен аудитории, в том числе, и как поэт. Его перу принадлежат сборники «Млечный путь», «Тысяча окон в степь», «Бог неба Тенгри» и др. Может, поэтому новый роман «Участь Марса» напоминает нам поэму в прозе. Поэтому неспроста в канву романа вплетены стихотворение Джордано Бруно и стихотворение самого автора «Памяти Станислава Лема». А эпиграф сразу увлекает нас в роман стихотворением, которое начинается так:
«…А человечеству пора вылетать на Марс,
И осваивать озера Венеры,
Ходить по спутникам Зевса-Юпитера,
Очень похожим на нашу Землю…».
Текст романа предназначен для самой широкой аудитории, он подобен красочному калейдоскопу из мифов, легенд, научных фактов и живого авторского повествования. И узор калейдоскопа неизменно сплетается в одну неизменную композицию - Планета Марс и Человечество. В центре романа герой - американский пилот космического «Шаттла» по имени Арман Тенгри-каган - далекий потомок казахского народа, который волей судеб живет в Америке, но помнит своих далеких предков. Американский астронавт Арман знает трагическую судьбу родного народа и изучает язык далеких прадедов по электронному учебнику. Увлекательный и живописный поток сознания главного героя, летящего к Марсу похож на многоцветную и масштабную мозаику. Мозаика эта простирается во времени и пространстве и открывает удивительные представления о Вселенной в древних цивилизациях шумеров, греков, тюрков.
Роман «Участь Марса» получился напряженным и динамичным. Автор филигранно переплетает в романе философские выводы с научными пояснениями и расчетами. Очень выигрышно то, что О.Жанайдаров использует прием, когда через сны и размышления главного героя, пребывающего на далеких берегах Будущего, мы можем рассмотреть, как на ладони, нашу реальность и историю. Через,переданные вскользь, судьбы родных и близких астронавта, мы четко созерцаем отраженные в них приметы нашего времени. Все это делает роман многослойным. И читателю уже отрывается идея, скрытая в романе, которая разворачивает очередной пласт - Человек это Духовная Вселенная.
В романе поначалу незримо, а затем явственней проступает главная нота - сомнения героя. Эта нота присутствует в прологе романа под названием «Сонеты Джордано Бруно» и драматически усиливается в середине, когда герой размышляет о незримом и неотступном роке, который преследует человечество. Рок этот - энтропия и важность этических норм. Арман Тенгри-каган терзается мыслью: «Сможет ли цепочка людских поколений за свои несколько десятков тысяч лет Истории Человечества хоть что-то сотворить такое, что заметили бы потом из ближнего или дальнего космоса? Успеем ли мы сотворить свою Сферу Дайсона, прежде чем исчезнем в пучине времени и пространства?». Автор воплотил свои терзания в строках «Эстетика у каждого народа своя, а вот этические нормы одинаковы. Так и между людьми, о вкусах не спорят, это дело личное, но твое доброе имя и незапятнанная совесть - лучшее средство противостоять энтропии и несправедливости жизни». Потому участь Красной планеты, которую идет покорять первый легионер Земли – Арман Тенгри-каган уже не кажется читателям такой радужной. Особенно, когда автор исподволь дает понять в каком истерзанном состоянии находится родная планета легионера.
Роман О.Жанайдарова гипнотизирует своей многогранной масштабностью. Но всеобъемлющей в этой масштабности является - Вечность. Захватывающий сюжет романа, сдобренный львиной долей философских размышлений, научных, исторических фактов открывают читателю две главные истины «Errare humanum est» и «Memento mori». Автор постепенно вскрывает главную суть: Человек отнюдь не супермен и его неизбежная склонность к ошибкам, разрушению и хрупкость могут предрешить дальнейшую незавидную участь Марса. Автор дает шанс астронавтам-легионерам Земли проявить оптимизм при покорении Марса. Но этот оптимизм разбивается при столкновении с вызовами, которые бросает Красная планета человеку. Но даже эти сомнения автор романа иронично распыляет в Вечности, цитируя «Египетские папирусы Ананы», созданные 1320 г.до н.э. «У Вечности нет конца и, следовательно, нет начала…». В финале автор бросает читателю главный вопрос: какая участь ожидает Красную планету, когда на пороге стоит вечный изгой-человек с поруганной Земли и, неустанно, враждующий с себе подобными?
Жанна Ескуат |