Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
История и современность [13]
Юбилеи [12]
Критика и литературоведение [7]
Память [7]
Поэзия [19]
Переводы [7]
Проза [8]
Олша проза [31]
Олша поэзия [5]
Казахстанская фантастика [9]
Жизнь-театр [3]
Наши гости [6]
Дебют [1]
Детская литература [6]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Теги
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" 2021 г. » Юбилеи

    Руфь Тамарина Дыхание весны...

    Руфь Тамарина  Дыхание весны...

    (Из вступления к книге «Зелёная тетрадь»)

    Когда Булат Окуджава как-то заметил, что его роман, повести, рассказы и, конечно же, стихи и песни, в которых он писал о других людях, всё равно это о нём самом, он, видимо, не помнил, а может быть, и не знал о том, что ещё в 1961 году, когда он только начинал

    как первооткрыватель нового направления в авторской песне, известная в те времена и несправедливо забытая потом талантливая поэтесса Маргарита Алигер на торжественном обеде, посвящённом встрече Н.С. Хрущёва с писательской общественностью, в своём выступлении высказала крамольную мысль о том, что писательское творчество, особенно поэтическое, вызвано, продиктовано потребностью самовыражения личности, самовыражения и самоутверждения её как основополагающего начала. Об этом я прочла в воспоминаниях В. Тендрякова, опбликованных в «Новом мире». Уже на том торжественном и вкусном обеде М.И. Алигер получила резкую отповедь за то, что посмела утверждать приоритет личности над общественными интересами. И назавтра же по ней хорошо «потоптались» во всех официальных газетах; на долгие годы термин «самовыражение» был исключён из категории литературных определений писательского творчества.

    Но за долгую жизнь свою, в том числе и в литературе, я давно поняла, что именно эта потребность самовыражения творческой личности и есть то самое главное и самое важное, что интересует и привлекает читателя в творчестве того или иного прозаика, а особенно поэта. Читателю всегда важно и интересно сверить свои ощущения, своё понимание жизни, тех или иных явлений её с тем, как понимает это любимый поэт, любимый писатель. И именно поэтому, когда я прочла в 1996 году в «Литературной газете» одно из небольших эссе писателя-философа Мигеля де Унамуно, я немедленно выписала из него несколько строчек, показавшихся мне чрезвычайно важными. Вот эти строки: «Уговаривать человека стать другим - всё равно что просить его умереть. Человек всегда стремится сохранить свою личность... Ибо если я становлюсь другим путём нарушения единства и непрерывности своего образа, значит, я перестаю быть собой, а вернее, просто-напросто перестаю существовать. Это-то и страшно. Всё, что угодно, только не это».

    Эти строки оказались дороги мне именно тем, что абсолютно точно выразили ту самую потребность самовыражения личности, которая не только составляет смысл всякого, любого творчества, но и помогает человеку оставаться самим собой в нечеловеческих условиях и обстоятельствах.

    Именно эта потребность не позволить  сломить себя помогла мне в долгие восемь с половиной лет гулаговских «зарешёченных»дорог. И сегодня, когда жизнь снова испытывает меня на прочность потерей зрения, потребность не дать ей сломать душу вызвала к жизни те, порой горькие, строки, которые прорвались сквозь окружившую меня темноту, как некогда прорывались «в строю, в колонне под конвоем...»

    ***

    Лицемерьем не приучена

    (как детишки все от веку)

    в детстве верила я лучшему

    в каждом встречном человеке.

    Годы шли. Бедой морозили.

    Но доверье - лучший лекарь

    - научило драться с грозами

    и с безверьем в человека.

    Стараясь, вижу душ излучины,

    их мелеющие реки.

    Но упрямо верю лучшему

    в каждом встречном человеке.

    1960-1970

    ***

    Художника такого не найти,

    чтоб джезказганский описал восход,

    туч безначальных дальние пути

    и медленного коршуна полет.

    Слова и краски - будет все бедней.

    И, может, только музыка одна

    сумеет рассказать о зное дней,

    в которых пыль, ковыль да тишина...

    О тех закатах, что цветут вдали

    пейзажами несбыточной земли,

    о стаях звезд, и о степных огнях..

    О наших горечью налитых днях...

    * * *

    ЗАКЛИНАНИЕ

    Береги себя для меня

    на закате любого дня.

    На рассвете любого дня

    береги себя для меня.

    Береги, береги, береги -

    ты ведь русло моей реки...

    Без тебя мне и день не в день

    (о ночах и не говорю!),

    душу - ниткой в иголку вдень,

    я тебе ее в плен - дарю!

    За тобой - по тропе любой:

    по пустыне и вдоль реки...

    Заклинаю, моя любовь,

    береги себя, береги!

    1967

    * * *

    Майя Кристалинская поёт

    и грудного голоса волной,

    обнимая, увлекает нас

    в пору ту, где было всё весной.

    И сама пушистая зима,

    и осенний вымокший денёк,

    и ночей июльских жарких тьма,

    и апреля солнечный глоток.

    Было всё осеннею порой,

    когда время обернулось вспять,

    вторя поговорке озорной,

    той, где баба - ягодка опять...

    Горьковатым лиственным дымком

    пахли осени Алма-Аты,

    был друзьям открыт наш общий дом,

    а всего дороже - рядом ты,

    самое надёжное плечо,

    ироничный мудрый добрый взгляд...

    Всё, что к жизни, радуя, влечёт,

    было счастьем много лет подряд.

    А ещё озвучено оно

    было тёплым голосом грудным,

    и хоть нет её давным-давно,

    до сих пор он слышится родным...

    Майя Кристалинская поёт

    и грудного голоса волной

    обнимает, увлекая, нас

    в пору ту, где жизнь была весной...

    Декабрь 2002

    ***

    (Эти стихи нашли в блокноте Руфь

    Тамариной после ее кончины)

    Рано утром старый Шолом

    Стал умеренно весёлым,

    Стал умеренно весёлым - так-то вот.

    Он надел свою ермолку,

    И собрался втихомолку,

    И пошёл туда, куда и весь народ.

    А народ шёл в синагогу,

    Чтобы помолиться Богу,

    И покаяться, в чём грешен - так-то вот.

    Но в тот день Шолома ноги

    Не дошли до синагоги,

    А дошли совсем наоборот…

    ***

    «Может, тебя разлюбили?

    Это - совсем не беда…»

    Назым Хикмет

    «Наставление сидящему в тюрьме».

    ...А меня полюбили в тюрьме!

    Не за нежно-покатые плечи,

    а всего за одно лишь желание

    быть лучше самой себя,

    за желание

    душу свою

    не позволить тюрьме искалечить,

    за желание быть смелее,

    за желание жить, любя...

    За веру мою безмерную

    в человеческую мечту -

    за то, что годы неволи

    меня научили, наверное,

    в каждой крупице живого

    отыскивать

    красоту!

    (Кенгир 1951г)

    ***

    Дикорастущее счастье мое:

    солнце степное его не иссушит,

    горечь степная его не заглушит,

    ветер степной ему песни поет...

    Жаль, что ромашки в степи не растут,

    я погадала бы - сбудется, нет ли?

    Ясную радость или беду

    время нанизывает, как петли?

    (Кенгир 1951г)

    ***

    АЛМА-АТА. ВЕСНА 1959

    Ах, какая весна расцвела в этом мае!

    Белым цветом черешни сады засыпает...

    Словно облако света на ветки присело -

    и в саду посвежело,

    и в саду посветлело.

    И плывущее медленно легкое небо,

    это - явь или сон? Это быль или небыль?

    А в тени под сиренью, расправляющей

    гроздья, ждущей первого ливня,

    вспоминающей грозы,

    сын уснул в невысокой зеленой коляске,

    успокоенный песней, убаюканный сказкой.

    И сопит потихоньку, незаметно, неслышно,

    и плывут облаками цветущие вишни...

    И деревья, и сын, и плывущие дали -

    это жизнь, за которую жизнь отдавали.

    Категория: Юбилеи | Добавил: Людмила (24.06.2021)
    Просмотров: 193 | Теги: Руфь Тамарина | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]