Руфь Тамарина Дыхание весны...
(Из вступления к книге «Зелёная тетрадь»)
Когда Булат Окуджава как-то заметил, что его роман, повести, рассказы и, конечно же, стихи и песни, в которых он писал о других людях, всё равно это о нём самом, он, видимо, не помнил, а может быть, и не знал о том, что ещё в 1961 году, когда он только начинал
как первооткрыватель нового направления в авторской песне, известная в те времена и несправедливо забытая потом талантливая поэтесса Маргарита Алигер на торжественном обеде, посвящённом встрече Н.С. Хрущёва с писательской общественностью, в своём выступлении высказала крамольную мысль о том, что писательское творчество, особенно поэтическое, вызвано, продиктовано потребностью самовыражения личности, самовыражения и самоутверждения её как основополагающего начала. Об этом я прочла в воспоминаниях В. Тендрякова, опбликованных в «Новом мире». Уже на том торжественном и вкусном обеде М.И. Алигер получила резкую отповедь за то, что посмела утверждать приоритет личности над общественными интересами. И назавтра же по ней хорошо «потоптались» во всех официальных газетах; на долгие годы термин «самовыражение» был исключён из категории литературных определений писательского творчества.
Но за долгую жизнь свою, в том числе и в литературе, я давно поняла, что именно эта потребность самовыражения творческой личности и есть то самое главное и самое важное, что интересует и привлекает читателя в творчестве того или иного прозаика, а особенно поэта. Читателю всегда важно и интересно сверить свои ощущения, своё понимание жизни, тех или иных явлений её с тем, как понимает это любимый поэт, любимый писатель. И именно поэтому, когда я прочла в 1996 году в «Литературной газете» одно из небольших эссе писателя-философа Мигеля де Унамуно, я немедленно выписала из него несколько строчек, показавшихся мне чрезвычайно важными. Вот эти строки: «Уговаривать человека стать другим - всё равно что просить его умереть. Человек всегда стремится сохранить свою личность... Ибо если я становлюсь другим путём нарушения единства и непрерывности своего образа, значит, я перестаю быть собой, а вернее, просто-напросто перестаю существовать. Это-то и страшно. Всё, что угодно, только не это».
Эти строки оказались дороги мне именно тем, что абсолютно точно выразили ту самую потребность самовыражения личности, которая не только составляет смысл всякого, любого творчества, но и помогает человеку оставаться самим собой в нечеловеческих условиях и обстоятельствах.
Именно эта потребность не позволить сломить себя помогла мне в долгие восемь с половиной лет гулаговских «зарешёченных»дорог. И сегодня, когда жизнь снова испытывает меня на прочность потерей зрения, потребность не дать ей сломать душу вызвала к жизни те, порой горькие, строки, которые прорвались сквозь окружившую меня темноту, как некогда прорывались «в строю, в колонне под конвоем...»
***
Лицемерьем не приучена
(как детишки все от веку)
в детстве верила я лучшему
в каждом встречном человеке.
Годы шли. Бедой морозили.
Но доверье - лучший лекарь
- научило драться с грозами
и с безверьем в человека.
Стараясь, вижу душ излучины,
их мелеющие реки.
Но упрямо верю лучшему
в каждом встречном человеке.
1960-1970
***
Художника такого не найти,
чтоб джезказганский описал восход,
туч безначальных дальние пути
и медленного коршуна полет.
Слова и краски - будет все бедней.
И, может, только музыка одна
сумеет рассказать о зное дней,
в которых пыль, ковыль да тишина...
О тех закатах, что цветут вдали
пейзажами несбыточной земли,
о стаях звезд, и о степных огнях..
О наших горечью налитых днях...
* * *
ЗАКЛИНАНИЕ
Береги себя для меня
на закате любого дня.
На рассвете любого дня
береги себя для меня.
Береги, береги, береги -
ты ведь русло моей реки...
Без тебя мне и день не в день
(о ночах и не говорю!),
душу - ниткой в иголку вдень,
я тебе ее в плен - дарю!
За тобой - по тропе любой:
по пустыне и вдоль реки...
Заклинаю, моя любовь,
береги себя, береги!
1967
* * *
Майя Кристалинская поёт
и грудного голоса волной,
обнимая, увлекает нас
в пору ту, где было всё весной.
И сама пушистая зима,
и осенний вымокший денёк,
и ночей июльских жарких тьма,
и апреля солнечный глоток.
Было всё осеннею порой,
когда время обернулось вспять,
вторя поговорке озорной,
той, где баба - ягодка опять...
Горьковатым лиственным дымком
пахли осени Алма-Аты,
был друзьям открыт наш общий дом,
а всего дороже - рядом ты,
самое надёжное плечо,
ироничный мудрый добрый взгляд...
Всё, что к жизни, радуя, влечёт,
было счастьем много лет подряд.
А ещё озвучено оно
было тёплым голосом грудным,
и хоть нет её давным-давно,
до сих пор он слышится родным...
Майя Кристалинская поёт
и грудного голоса волной
обнимает, увлекая, нас
в пору ту, где жизнь была весной...
Декабрь 2002
***
(Эти стихи нашли в блокноте Руфь
Тамариной после ее кончины)
Рано утром старый Шолом
Стал умеренно весёлым,
Стал умеренно весёлым - так-то вот.
Он надел свою ермолку,
И собрался втихомолку,
И пошёл туда, куда и весь народ.
А народ шёл в синагогу,
Чтобы помолиться Богу,
И покаяться, в чём грешен - так-то вот.
Но в тот день Шолома ноги
Не дошли до синагоги,
А дошли совсем наоборот…
***
«Может, тебя разлюбили?
Это - совсем не беда…»
Назым Хикмет
«Наставление сидящему в тюрьме».
...А меня полюбили в тюрьме!
Не за нежно-покатые плечи,
а всего за одно лишь желание
быть лучше самой себя,
за желание
душу свою
не позволить тюрьме искалечить,
за желание быть смелее,
за желание жить, любя...
За веру мою безмерную
в человеческую мечту -
за то, что годы неволи
меня научили, наверное,
в каждой крупице живого
отыскивать
красоту!
(Кенгир 1951г)
***
Дикорастущее счастье мое:
солнце степное его не иссушит,
горечь степная его не заглушит,
ветер степной ему песни поет...
Жаль, что ромашки в степи не растут,
я погадала бы - сбудется, нет ли?
Ясную радость или беду
время нанизывает, как петли?
(Кенгир 1951г)
***
АЛМА-АТА. ВЕСНА 1959
Ах, какая весна расцвела в этом мае!
Белым цветом черешни сады засыпает...
Словно облако света на ветки присело -
и в саду посвежело,
и в саду посветлело.
И плывущее медленно легкое небо,
это - явь или сон? Это быль или небыль?
А в тени под сиренью, расправляющей
гроздья, ждущей первого ливня,
вспоминающей грозы,
сын уснул в невысокой зеленой коляске,
успокоенный песней, убаюканный сказкой.
И сопит потихоньку, незаметно, неслышно,
и плывут облаками цветущие вишни...
И деревья, и сын, и плывущие дали -
это жизнь, за которую жизнь отдавали. |