СТАРИННАЯ КОМЕДИЯ О СОВРЕМЕННЫХ НРАВАХ
Людмила Мананникова
Кто не знает пьесу «Недоросль» про знаменитого Митрофанушку, которому ни к чему учить географию, потому что «извозчик довезет»…
Или - помните?
…- Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться!
…- Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку!».
Я хочу рассказать о постановках «Недоросля» в Государственном академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац. Ставился он здесь четыре раза.
Первый спектакль «Недоросль» был показан в ТЮЗе еще при Наталие Ильиничне Сац – театральный сезон 1947-1948 гг. Одна из первых актрис ТЮЗа Евгения Ивановна Василькова, с которой мы дружим уже много лет, вспоминает о спектакле, перелистывает альбом со старыми фотографиями, нашла даже программку спектакля…
«Высмеивая Митрофанушку на сцене, мы будем бичевать все, что сколько-нибудь, хоть чуть-чуть напоминает о невежестве в нашей жизни», – говорилось во вступительном слове к спектаклю. Там же вкратце рассказывалось об истории создания произведения. Его автор Денис Иванович Фонвизин родился в 1745-м году, а умер в 1792-м. Это был один из самых образованных людей своего времени. Русский театр тогда еще только начинал свое существование, артисты приезжали главным образом из-за границы - из Франции, Италии, Германии. Русские авторы пьесы писали слабо и не самостоятельно, увлекаясь слезливыми мелодрамами или пьесами с благородно-лукавыми королями. Фонвизин, таким образом, написал пьесу, с которой начинается история великой русской драматургии.
Изучаем программку и фотографии. Вот Митрофанушка - Николай Константинович Ангаров – главное действующее лицо, а заодно и директор театра в то время. Простаков - Павел Ильич Поторока, в последствии - основатель кукольного театра в Алматы. (Это имя мне знакомо с детства. Я училась в школе с его дочерью Ирой Поторока, и она успела мне рассказать об отце, показать замечательный альбом – к сожалению, Ира рано ушла из жизни). Простакову играла – знаменитая актриса, народная артистка КазССР Зинаида Игнатьевна Морская. Ее специально пригласили на эту роль из драмы. Правдина – режиссер спектакля Юрий Михайлович Мизецкий и наш любимый и сегодня Юрий Борисович Померанцев.
Евгения Ивановна Василькова вспоминает, что хотя спектакль был поставлен традиционно, он имел очень большой успех.
Удачной была и постановка режиссера театра Е. А. Прасолова в 1975-м году. Ведущие были одеты в джинсы и пестрые рубашки. Зал смеялся непрерывно… Рубен Суренович Андриасян, тогда главный режиссер театра, любит вспоминать, как они в том спектакле героически вымарали из действующих лиц резонера Правдина… В том спектакле, кстати, играли актрисы Валерия Георгиевна Крымская и Любовь Ивановна Бойченко, сейчас ветераны театра, которые и ныне в строю. Спектакль тоже был очень популярен в то время, и, страшно сказать, с тех пор прошло уже более 40 лет…
Вот как я описывала в то время этот спектакль в газете «Ленинская смена» в клубе старшеклассников «Горизонт».
Только ли учебник хрестоматии?
Сегодня афиша знакомит нас с новым спектаклем Государственного театра для детей и юношества Казахстана.
- Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться!
- Кафтан весь испорчен, Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку!
Знакомо? Да, конечно. Государственный театр для детей и юношества ставит «Недоросля» Д.И.Фонвизина (режиссер – Евгений Прасолов).
- Митрофанушка, Цыфиркин, Вральман… скучно, - сделает вывод какой-нибудь юный скептик.- Стародум и Милон говорят, конечно, правильно, но уж слишком длинно. Разве будет кто-нибудь в классе всерьез говорить про извозчика?
А театр… Театр приглашает старшеклассников на премьеру, вывешивает по всему городу красочные афиши.
…И вот, купив билет, а значит, «смирившись» с тем, что нам в энный раз напомнят историю о том, как не хотел Митрофан учиться, мы попадаем в двадцатый век. На глазах у зрителя, чуть ли не в партере, располагается эстрадный ансамбль. Ведущие актрисы Татьяна Банченко и Валерия Крымская, почти сверстницы сидящих в зале ребят, одеты в модные джинсы и пестрые рубашки. А в руках кокетливые платочки. – слабый намек на старину. И, как следовало ожидать, старинную русскую песню запевают они на современный лад.
И на сцене театр выстраивает сцену еще одну – старинную. Именно на ней будет разыгрываться сейчас комедия. А ведущие спектакля вместе со зрителем увидят представление веселыми и критическими глазами современника.
По ходу действия они будут очень активно вмешиваться в происходящее на сцене: весело подсказывать текст письма Митрофанушке, так и ненаучившемуся в своей дремучести читать, обмениваться с Софьей (Любовь Бойченко) ироническими замечаниями насчет глупости Простаковых и Скотинина. Кстати, актеры В.Коновалов и С. Печорин, изображая Милона и Стародума, тоже не стараются играть их всерьез. Они вместе со зрителем высмеивают «отрицательных» партнеров по сцене, поражаются их невежеству, сознавая, впрочем, что невежество это воинственно.
Ну а зритель, сидящий в зале, неожиданно чувствует, что Митрофанушка – не такой уж «запыленный» хрестоматийный персонаж. Кстати, у Юрия Карпенко Митрофан совсем не глупец. Просто дурачком ему прикидываться выгодно. Ведь в наши дни Митрофан значительно «поумнел». Понял, что век праздника тьмы и невежества для него окончился. В школе Митрофан «позволяет» сердобольным учителям себя опекать, в институте успешно овладевает искусством вымаливать спасительную «удочку».
Театр ненавязчиво борется с теми, в ком еще жив Митрофанушка – с лентяями, духовно пустыми людьми. Театр борется с пережитками прошлого в сознании людей, мещанством во всех его формах и проявлениях, с воинствующим невежеством и эгоизмом.
Одно «явление» сменяет другое, смех в зале не прекращается ни на минуту. Сидящие в зале ребята очень тонко чувствуют подтекст спектакля. Например, когда хор крепостных по указке Простаковой прославляет гостя-Стародума, а паузы «серьезной» песни ведущие заполняют легким мотивчиком со словами «десять тысяч, десять тысяч», все понимают: показуха заварена ради десяти тысяч рублей, смеются над лицемерием героев – пороком, увы, еще живучим. Тюзовцы, приглашая на премьеру своих юных зрителей, доверие их оправдали.
Да, побывав в гостях у театра, мы еще раз услышали про извозчика, «который довезет», и про то, что с задами-то век позади останешься».
…А вот уже следующая версия «Недоросля». Сезон 2013-2014 гг. Будет ли он интересен сегодняшним школьникам, их родителям, учителям?
И здесь мы видим на сцене до боли знакомую маменьку - госпожу Простакову, которая готова жизнь отдать за своего сыночка Митрофанушку – великовозрастного оболтуса, которому с юных лет внушается, что «ученье – тьма», а география ни к чему – извозчик доведет…
Актеры ТЮЗа справились со своими ролями блестяще. Мне показалось, что проходных ролей в спектакле нет. Хороша Простакова – арт. Ирина Арнаутова – этакая неграмотная злыдня, которая от скуки бьет своих слуг, да и воспитанием единственного сына особо не занимается. Учитель французского, прямо «из Парижа» Вральман (арт. Артем Иватов) оказывается бывшим извозчиком. Блестяще справился с ролью Скотинина засл. деятель РК Григорий Ефимов. Свиней его герой любит больше чем людей, и этим бесхитростно счастлив.
Внесла много интересных штрихов в свою, казалось бы, проходную роль забитой и бессловесной Еремеевны засл. арт. РК Татьяна Тарская, и роль заиграла. Хорош учитель - семинарист Кутейкин –. Андрей Пасаженников. Не могу не сказать теплых слов о Митрофанушке – арт. Вячеславе Анисове…
Ну и, конечно заслуженный деятель РК Евгений Дубовик. Ему досталась самая прямолинейная, а поэтому трудная роль резонера из резонеров Правдина, но Правдин у Дубовика получился остроумным, ироничным, умным, ненавязчивым, что и требовалось доказать.
Хотелось бы отметить очень удачно подобранную легкую ироничную музыку, которая просто является действующим лицом спектакля. Я очень была очень рада, что режиссер Алексей Орлов поручил мне написать слова к песням из этого спектакля.
Надо сказать, что и режиссер спектакля, и художник Владимир Пономарев, и актеры особо не заморачивались, показывая события 18-го века – современность в спектакле «лезет» из всех щелей. Актеры как бы не до конца вживаются в свои персонажи, а несколько отстраненно иронически поглядывают на них из нашего «далека». Это и правильно, ведь по прошествии более двухста лет многое осталось таким же, как, увы, и описал наш классик. Человеческая природа неизменна. И «золотой телец» властвует по-прежнему над все и вся, и молодежь рвется в чиновники и таможенники, потому что там их ждет, на их взгляд, сытая безмятежная жизнь. Зачастую девушки стремятся «удачно» выйти замуж за олигархов, а юноши – за девушку, у которой папа – большой чиновник, чтобы сделать карьеру…. В школах, бывает, властвуют вральманы и кутейкины, которые учеников учат зубрить вместо часослова тесты, а не воспитывают в них БЛАГОНРАВИЕ, как предлагал Стародум… Но мы - оптимисты и верим, что руки опускать нельзя, и добро, ум, порядочность, честность рано или поздно восторжествуют в нашей жизни. Конечно, лучше бы раньше…
Я задала несколько вопросов российскому режиссеру, который поставил этот спектакль, Алексею Орлову.
- Как настроение, Алексей Алексеевич?
- Отличное! Правда, пришлось часть текста сократить. Длинноват. Как известно, в то время драматургам платили за лист. Чем больше листов, тем больше заплатят. Поэтому они и старались писать много, в пьесах была бездна рассуждений. В те времена было модно, когда в пьесе присутствовала некая философия. Когда часть текста сократили, стало видно, что сама комедия очень динамичная, очень сюжетная. Убрав воду в рассуждениях, мы оставили в комедии главные мысли. Получилось вполне симпатично.
- Вам было интересно работать над спектаклем?
- Мне всегда любопытно преодолевать сопротивление материала. Такой экзамен: что я смогу сделать из этой, казалось, устаревшей пьесы? Хотя работа с классикой ведь всегда увлекательна. Начинаешь в ней копаться и обязательно открываешь для себя какие-то интересные вещи. И в результате вырастает такой ДОМ.
- Мне нравится ироничная музыка, которую вы подобрали для своего спектакля. Она создает настроение – кажется, мы, зрители 21-го века, смотрим на сцене «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой», а на самом деле, всматриваемся внимательно в нашу жизнь… Не живут ли среди нас и сегодня Митрофанушки, Простаковы, Скотинины, Тришки?
- Музыка сборная. Здесь есть Гаврилин, Шнитке, Эннио Морриконе…
- Интересен, на мой взгляд, ваш «ход» с печкой, в которую по ходу действия превращается камин. У меня тут сразу же возникает ассоциация со сказкой, в которой Емеля на печи…
- Говорят же: танцуем от печки, то есть от азов. И когда у Простаковой отбирают дом, разрушаются основы, а в основе дома - всегда печь.
- А как актеры работают? Кто-то удивил вас?
- Мне очень приятно работать с Григорием Михайловичем Ефимовым в роли Скотинина. Он очень пластичен. Работает с удовольствием. С Ириной Арнаутовой интересно работать. На мой взгляд, в роли Простаковой она на месте. Просто попадание в роль! Нравятся учителя Митрофанушки: Андрей Пасаженников, Алексей Новоселов, Артем Иватов, хотя роли эти пока в процессе выстраивания… Приятно работать с Игорем Ермашовым в роли Простакова… Мне кажется, актеры работают с удовольствием.
– Какому зрителю это будет интересно, кто, на ваш взгляд, придет на спектакль?
- Надеюсь, в первую очередь, школьникам будет интересно. Я стараюсь динамично выстраивать сюжет, ребятам некогда будет отвлекаться на что-то постороннее…
А вот что рассказала директор ТЮЗа Надежда Горобец, давая интервью газете «Литер»:
— Когда мы выбирали пьесу, мы понимали, что прошло уже два века, пьеса старая, мы долго спорили, ставить ее или нет. У Фонвизина, как писателя, очень сложный язык, архаично выражаются положительные герои, очень долго говорят о честности, справедливости. Мы думали о том, поймет нынешняя молодежь или нет, потому что они живут совершенно в другом ритме. Но проблемы, поднятые Фонвизиным, очень актуальны: это и проблемы просвещения, учения, и проблемы отцов и детей, отношения Скотининых и оценка их Правдиным, Стародумом… Это и состояние общества, когда назрела необходимость просвещения, но остались устои, которые очень трудно сдвинуть. Но самая актуальная проблема – Митрофанушка, их сейчас много и в нашей жизни. Сегодня подростки смогли посмотреть на это со стороны – насколько это смешно и страшно одновременно. Образ всегда должен быть цельным, партнеры всегда чувствуют халтуру, им будет трудно подстроиться к фальшивой игре, — подчеркнула Надежда Григорьевна.
… Праздник – День Знаний в 2018 году ТЮЗ им Н.Сац отметил, как вы, уже, наверное, догадались, то же спектаклем «Недоросль», уже обновленным. Потому что образованность, получение знаний, культура поведения актуальны всегда. И сегодня - особенно. «Представляешь, - поделилась моя подруга, занимающаяся репетиторством, некоторые выпускники школ собираются в вузы и не знают… таблицы умножения… Могло ли подобное быть с нами? А некоторые учителя так и говорят: «Я дам школьникам какие-то знания, а потом, если хотят учиться дальше, пусть нанимают репетитора…»
Здесь бы мне хотелось бы отметить Наталию Бардину – госпожу Простакову. Ее героиня – наглая, бесцеремонная, идущая напролом, думающая только о собственной выгоде и все решающая за сына – она-то знает, что для него лучше, и в результате из сына получается олух, хам, невежа… На мой взгляд, молодому актеру Виктору Никитину удалась роль Митрофанушки. Персонаж у него получился довольно яркий - такой достаточно хитроватый недоросль, не сомневающийся, что учение в жизни – совсем лишнее дело, и без того забот хватает, а жениться – гораздо интереснее, чем учиться…
Спектакль ТЮЗа проходил в рамках акции представительства Россотрудничества в Казахстане «Идем в театр». На нем присутствовали дети из воскресной школы Алматы, из малообеспеченных семей, ребята из Капчагая, из 165-го лицея г.Алматы, другие юные зрители, их родители, бабушки и дедушки.
Вот только некоторые отклики о спектакле.
Светлана Карягина:
- «Зачем учить географию, когда извозчик довезет, куда надо» или «не хочу учиться, а хочу жениться» – фразы, которые настолько стали привычны в нашем обиходе, что очень часто мы даже и не задумываемся, откуда они и где впервые прозвучали. А между тем это слова неповторимого Митрофанушки, любимого сыночка г-жи Простаковой из комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. К сожалению, хоть и прошло почти три столетия, а этих самых «Митрофанушек» не стало меньше. И сегодня, для многих наших современников вездесущий интернет и Googlе заменили собой того досточтимого извозчика из XVIII века.
Замечательно было то, что зрительный зал был заполнен практически полностью подростками и младшими школьниками, которые очень живо реагировали на игру актеров и действие спектакля. Смеялись, комментировали и от души хлопали актерам, вышедшим на последний приветственный поклон для зрителей.
Мария Макарова:
- Спектакль произвел впечатление на всех зрителей вне зависимости от возраста. Благодаря потрясающей игре актеров, мы перенеслись в девятнадцатый век и вместе с героями пережили комичные ситуации. Хотя, конечно, автор раскрыл в спектакле далеко не смешные, а весьма серьезные темы, актуальные и сегодня.
Сегодня пьеса «Недоросль» на сцене ТЮЗа не идет. Перерыв?
… В заключение мне хочется вспомнить о том, что талантливая художница Э.Функоринео (к сожалению, очень рано ушедшая из жизни – разбился самолет, на котором она летела) в спектакле Прасолова в оформлении цены предусмотрела зеркало. Зеркало – намек: посмотрите внимательно, друзья, на себя и на своих товарищей. Поищите, не устроились ли уютно в соседних креслах лица, очень напоминающие митрофанушек, скотининых или вральманов. Заметили? Начинайте с ними борьбу.
И тогда станет меньше в нашей жизни подобных героев. И мы позволим им стоять на книжной полке всего лишь персонажами гениальной старинной комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».
Л.Мананникова |