МОЦАРТ
«Визитка» австрийской империи
Обработка многогранная! Сразу – полёт. Всё пронизано, просвечено этой мелодией. Автопортрет Моцарта. Вольфганг добивается, чтобы поняли, кто он такой, из чего он состоит, что составляет его душу. Энергия. Влюблённость в мелодии. Так куда же нам деваться от убедительности Моцарта? Переход по гармоническому мостику. Наделяет крыльями всё. Поистине окрыляет. Мы не можем обойтись без мелодии. Эта моцартовская мелодия… Она во всей своей полноте – счастливое изобретение, как знаменитые первоначальные такты бетховенской симфонии: «Так стучится судьба».
Как бы ковёр-самолет. Симфония - инструмент полета. Мелодия набирает мужество, жёсткость.
Как посерьёзнел Моцарт. «Речь не мальчика, но мужа». Зрелость мгновенная. Каков диапазон! Однако на то он и гений, чтобы повзрослеть с неправдоподобной скоростью. Этот необыкновенный характер укрупнился, вырос на наших глазах. Философские глубины. Не сумятица, а загадочная стройность. И постоянно возникающий звук. Неспешно! Впереди – вечность. Без суеты. Возвращение к прочитанной странице. Томительная череда! Скрипка, и - ответно-контрастно – духовые. Маленькие мелодические крошечные вихри-смерчи. Обвивающий, оплетающий звук. Ниспадает, ушёл звук, растворяется, и где она, эта печаль?
3-я часть. Совсем тревога. Предвещает Брамса. Достаёшь с полки или из нотного шкафа то одну, то другую партитуру. Звук – наш, паузы – ваши. Флейта. Она как бы пробует мелодию. И варианты один другого лучше и убедительнее. Ах, какой потрясающий финал! Здесь Моцарт и архитектор, и скульптор, и живописец. Всё сгущено в этом финале. Звёздное вещество неземного веса. Моцарту никакие соперники не страшны. Особое «педалирование», нажим, растушёвка; подчеркивает, но весьма тонко, деликатно-ненавязчиво. Послевкусие – лёгкость. Шаловливо. Флейта и перепевы! Как будто знаешь с детства, с ещё неразумного, максимально впечатлительного возраста. Споры, споры, бесконечные сомнения: устарел или нет. Но вот появляется божественный моцартовский звук, начинается мелодия. И где они, эти споры?
Исполнитель – Калле Рандалу. «Ре минорный Концерт для фортепиано с оркестром». Моцарт – не трагедия, но драма. Гениальный черновик оперы «Дон Жуан». Двойная экспозиция. Лиричные, изысканные пассажи. Филигранно, тонко. Стальная ажурность. Музыкальный быт Вены. Городские эпизоды. Скачок – заполнение. Мыслит очень народно. Это – тот самый пушкинский Моцарт. И нет в его жизни никакого чёрного человека. Финал. Романс… Словно Вольфганг Амадей читал о себе пушкинские строки: «Но божество мое проголодалось…» Безпафосный композитор, что намного дороже. Романсовые эпизоды: Шуман, Григ, почтительные ученики Моцарта. Кантиленность… Моцарт – большой импровизатор. Свидетельство - фрагмент фильма Милоша Формана «Амадей», когда Моцарт простенький салонный мотивчик превращает в изящный, сверкающий весельем шедевр.
Сам реминорный Концерт
После оркестра тихое вступление. Пассажи. Один другого гениальней. Некоторая салонность, точнее, домашность, уютная камерность, вечер в дружеском кругу. К низам клавиатуры. Сдвиг влево. «С кем протекли его боренья». Моцарт всегда контрастен, но без титанической игры мускулами. Соразмерность: взаимная гармоническая соподчинённость оркестра и солиста.
Как бы начало вновь и вновь. Бесстрашно повторяется, прибавил нюансик, и всё! – опять прекрасно. Басовый проигрыш. Щемящее воспоминание о детстве. Гениальное 71
Критика, литературоведение, искусство
соло. Оркестр как рама, как фон гобелена. Но оркестр не вступает, уступая площадку, то есть, сцену, фортепиано. Фортепианная трель сменяется оркестром.
Романс. Эта музыка предвещает эпоху расцвета романса. И составляешь собственный романсовый гербарий. Страдаешь, горюешь: «займись музицированием!» Это самое приятное занятие, ты в себе обнаруживаешь себя. Моцарт – великий утешитель, взывает к стойкости, красотой мира защищает от невзгод.
Непростой диалог. Диалог пианиста с Моцартом. И еще неизвестно, у кого больше вопросов, и чьи ответы – более ценны, более умны. Обмен аргументами. Слушатель – не посторонний, он всегда может подать – пусть и беззвучно – свой голос. Не разбегайтесь, звуки! Это остаётся на всю жизнь!
4-я часть. Бурно и сразу. Мы можем только сказать, как Сальери: «Ты, Моцарт, - гений!» Но о таком слушателе – только без «комплекса Сальери», без зависти с ядом, Пушкин не написал. И никто не написал. Все мы – кандидаты в уникальные слушатели. Соискатели… стремление быть лучшими слушателями… И любовь к тем, кто в одном зале с тобой, так сказать, соратники-меломаны. Сотоварищи по мелодическому братству.
Впервые квартет для гобоя, кларнета, фагота и валторны. Про дирижёра Мурата Серкебаева не забыть.
Влюблённость Моцарта в каждый инструмент. Каждый раз заново влюбляется. А для передачи того, что называем душой, – служат деревянные духовые.
Далее: опубликованный текст, написанный по приведённым заметкам.
ПОД ЗНАКОМ АМАДЕЯ
Завершая свой очередной сезон, камерный оркестр акима г. Алматы в зале «Казахконцерта» представил слушателям монографическую программу, посвященную Моцарту. Прозвучали Сороковая симфония и Ре минорный фортепианный концерт австрийского композитора. Моцартовские партитуры перелистывал и направлял оркестрантов «на путь истинный» художественный руководитель муниципального камерного коллектива Мурат Серкебаев, рассказывал о Моцарте и помогал слушателям понять, что есть что в исполняемых произведениях, музыковед Юрий Аравин.
Нескончаемая гармония
Не проходит и дня, чтобы нам не привелось услышать начальные такты этого прекрасного сочинения, согретого тонким юмором и покоряющего всевластной моцартовской гениальностью. Это начало, столь же известное, как первые звуки («Так стучится в дверь судьба!») бетховенской Девятой симфонии, «силою вещей» превратилось в своего рода повсеместно присутствующую в современном обиходе музыкальную «визитку» Моцарта. И получалось очень забавно, когда в ответ на звонкий сигнал мобильного телефона в зале (ну, не подчинились слушатели просьбе «отключить средства мобильной связи») камерный оркестр со сцены играл ту же самую мелодию.
Сам композитор это счастливое симфоническое изобретение, эту редкую музыкальную находку весьма ценил, поэтому и подверг её многогранной, многовозвратной обработке. Мы, в конце концов, догадываемся, что поневоле врезающаяся в память крылатая мелодия, возникающая постоянно и разновариантно, - автопортрет музыканта. И авторская влюблённость в свое создание предельно убедительна, и мы понимаем, осознаем, каков душевный мир Моцарта. Композитор добился сердечного контакта с нами, и теперь по гармоническому мостику мы можем перейти к следующей части симфонии.
Здесь в права вступает полная серьёзность; мы слышим «речь не мальчика, но мужа» (Пушкин). Мы потрясены мгновенно наступившей зрелостью, она явлена в каждой фразе, в каждом эпизоде. Впрочем, на то Моцарт и гений, чтобы возмужать с неправдоподобной скоростью (не забудем, что его первые симфонии написаны девятилетним мальчиком). И вот мы – ошеломлённые и радостные свидетели еще одного творческого подвига. Обнажаются философские глубины: никакой сумятицы, загадочная стройность и мерцающая завершённость линий архитектурного шедевра. Дальше – быстрый, но не суетливый диалог скрипки и группы духовых, томительная череда маленьких мелодических смерчей, крошечных вихрей, и как бы витой звук, похожий на зелёные заросли плюща в каком-нибудь запущенном саду старой Вены.
А что же сказать о третьей части? Начинается она с тревожного гула, словно эту часть, отложив в сторону моцартовский текст, переписали Брамс и примкнувшие к нему Рихарды, Вагнер и Штраус. Однако наша озабоченность, наше волнение длятся недолго. Вольфгангу Амадею никакие поздние соперники не страшны. Вот она долгожданная флейта, поистине волшебная, божественная флейта Моцарта. Этому инструменту композитор доверил сокровенный рассказ о своей душе, благородная флейта – проводник по необозримому музыкальному государству несравненного Мастера. Именно она открывает финал Сороковой, тот самый поразительный финал, в котором композитор – и график, и живописец, и зодчий, и ваятель: чистые многоцветные краски ослепительны, симфоническая конструкция – прочнее прочного, а цельное впечатление от поэтичной и совершенной музыкальной фантазии Моцарта – незабываемо. Нечасты такие сказочные подарки судьбы!
«И божество, и вдохновенье…»
Пианист Калле Рандалу исполнил для алматинских меломанов Ре минорный фортепианный концерт Моцарта. Исследователи давно отметили, что это сочинение – словно черновые, подготовительные записи к опере «Дон Жуан». После мощного оркестрового начала последовали многие фортепианные пассажи, один другого выразительнее. К. Рандалу сдержанно, но достаточно впечатляюще передал уютную «домашность» первой части, будто предназначалась она для дружеского круга, а контрастность, всегдашняя особенность великих музыкальных произведений, ничуть не мешала соразмерности, взаимной уравновешенной соподчиненности солиста и оркестра.
Исполнитель и в дальнейшем сохранил спокойную, невозмутимую диалогическую манеру непростого «обмена аргументами» с творцом. И еще неизвестно, у кого больше вопросов, и чьи ответы более ценны, более близки нашему времени. Пианистическая палитра вдумчивого, сосредоточенного концертанта, скорее, рисунок пером и тушью, чем акварель или живопись. Ничего лишнего, но в то же время – изысканно лирическое повествование, простонародное очарование музыкальной европейской столицы, щемящее воспоминание о детстве, изумительные по красоте сольные проигрыши, романсовые заветы талантливым последователям и еще многое, многое… Вплоть до завершения, призывающего, и очень требовательно, как вообще все жизнерадостное творчество Моцарта, к душевной стойкости. К тому, чтобы красотой мира защититься от невзгод и страданий.
ТРИ ОРКЕСТРОВЫХ МОНОЛОГА
«Шествие». Со звоном, как из-под земли, как из жерла вулкана. Таинственная мелодия. Джунгли. Фильм из детства «Охотники за каучуком». Как много непознанного в мире, именно об этом «Шествие». То там – колокольчики, то здесь - детская игра. Прятки-догонялки. Вписываются колокольчики в мелодию. Мелодия как бы спускается на землю, как лёгкие хлопья нехолодного снегопада, как тополиный пух. Как невесомые, почти неосязаемые пуховые комья. Мелодия рождается
из звука земли. Караван в пути, и не первый день. Некоторая монотонность, привычность. Как жизнь: в её привычном распорядке столько прелести. Рассвет, пробуждение. Впереди – целый день. Разгадывать замысел композитора. Почему происходит смена громкости, силы звука, почему форте, почему пиано. Природа не дремлет. Вызов человеку. В пламени и не только. Вообще – стихия! Образ стихии вообще, как чего-то противостоящего человеку. Скрылся караван за горизонтом, вот и пыль серо-желтая пыль пустыни, лишь слегка подкрашенная закатом, рассеялась, исчезла…
Шуман. Ре минорный Концерт для фортепиано с оркестром.
Сразу после оркестрового вступления. Что-то детское, юношеское. Мы-то его воспринимаем как подлинного романтика, собрата Шопена, композитора, наиболее близкого польскому гению. Но быстрое нарастание, но звонкий звук хрустальный. Романтика, но не грозная вначале. Бурно лишь временами. Упрёки, вопросы времени, но спокойно и… вдруг – взрывы один за другим. Удержаться от соблазна романтизировать, погрузить Шумана в нечто меланхолическое, в мировую скорбь. Юношеская печаль. Оркестровано очень осторожно, деликатно. Да, романтик, но очень тонок. Поклонник раннего Монтеня-философа, ещё не тронутого пессимизмом, вселенской грустью. Скучаешь по звучанию всего оркестра. Шуман чутко улавливает наше настроение, настроение своего сердечного собеседника. Как же без монолога! И мы рады, что композитор нам доверяет, делится сокровенным!.. И оркестр эту интонацию спокойной, достойно-осторожной сокровенности бережёт!
Всё больше грусти. Вспоминается пушкинское стихотворение «Телега жизни». Усталость, «Утомлённое солнце…» Краски заката, прекрасные краски. Какая роскошная палитра! И всё больше гармонии, естественной, не просчитанной алгебраически. Пометки на полях жизни. Но не безоговорочно. Зов юности. Какой взрыв, какой всплеск. Нечто торжественно-оперное, праздничное, красное с золотом, имперские интерьеры, роскошный бархат. Светлая импровизация. Даже светлейшая. Шуман спохватывается: «Нет, твой голос нехорош: слишком громко ты поёшь!» Чересчур громко. Сам себя композитор призывает к порядку. Эффектные завершения пассажей, как пушкинские изысканные росчерки. Шедевры попутной графики от избытка чувств и восторга перед миром. А здесь и оркестр подключился. Так добывают истину: конвейер аргументов, вереница доводов и доказательств. Шуман выкладывает нота за нотой. Графика Шумана. Лишь изредка густые краски. Пейзаж жизни освобождается от акварельной дымки. Завершается всё строгим, чётким, как архитектурный чертёж, рисунком.
Мусоргский. «Картинки с выставки».
Что-то пастушеское. Раздольное, русская степная вольница: «Шире, грудь, распахнись». Что-то кольцовское, никитинское. Окоём, пестрота разнотравья, «страда деревенская», полевой простор. Тревога! Нечистая сила явилась. Оробеешь тут! «Пузыри земли» Блока, разные там болотные чертенята и прочие мистически-демонические существа. Предвестие поэзии Серебряного века; композитор понял все эти увлечения раньше. Пронзительно. Грубо-трепетно, то есть, судорожно. Какое облегчение: возвращение к разливающейся, как река в половодье, мелодии. Рожок! Элегический Мусоргский. «Как умеет он быть покорным!» Строгий симфонический строй.
Русская мелодия! Дудочка! Тучи сгущаются. Перемены в природе! Музыкальные пейзажи. Многолюдное шествие – апофеоз. Картина «Русь». Вереница характеров. То ли Михаил Нестеров, то ли Павел Корин. Очень, очень крупен Мусоргский. Эти «Картинки» как бы лирическое отступление в жизни гения. Словно Илья Муромец не палицей помахивает, а весенней сиреневой веткой. Они как бы в тени могучих оперных глыб, громадных созданий. Казалось бы, милые симфонические миниатюры. Наброски. А на самом деле… здесь музыкальных сокровищ не меньше, чем в «Борисе Годунове» или «Хованщине». Эти «Картинки» - зёрна, черновые эскизы к несостоявшимся, ненаписанным операм и симфониям. С бубенцами – тройка. Да не одна «тройка»! Модест Петрович отдыхает от грандиозной масштабности, крупности.
Название «Картинки» с выставки, конечно, камерное. Однако от такой камерности дух захватывает. Санки летят с горы. Голос громового возмездия, последнего итога, звук единственной на свете трубы Страшного суда. Пророк Иеремия. «День гнева». Мусоргский заплатил собственной судьбой. Русский вариант великого библейского проклятия. Удары – катастрофа. «Картинки всех опер стоят!» «Сонет, написанный ночью, с огнём, без помарок», сонетный венок о великой душе гениального русского музыканта. Пляска опричников. Незнающая покоя и смирения русская душа. Торжественность кантатная. Композитор мыслил Красной площадью. А лирические куски встречаются нечасто, Мусоргский прятал свою нежность, редко обнажается она, но когда её слышишь, когда откликаются душа и сердце, ты чувствуешь, как приближаются рыдания. Крестный ход. Гимн! Могучий финал. Поистине, это – Кремль, Успенский собор, колокольня Ивана Великого, огромная и бессмертная Россия.
Далее – опубликованный текст, написанный по приведённым заметкам.
АБОНЕМЕНТНАЯ КОДА
Знаменательно, что первое произведение в программе последнего концерта нынешнего филармонического абонемента – как раз финальная часть симфонии Б. Дальденбаева «Огненная земля». Название этой части – «Шествие». Кроме финала «Огненной земли», Государственный академический симфонический оркестр РК под управлением Вага Папяна исполнил произведения Шумана и Мусоргского: Ре минорный фортепианный Концерт и «Картинки с выставки».
«И вдаль бредёт усталый караван...»
В «Шествии» - таинственная мелодия возникает, как бы из земных глубин, словно доносится из жерла вулкана. Это напоминание о том, как много непознанного существует на свете. Звон колокольчиков, то обгоняющих караванную музыку, то задерживающихся в пути, тонко вписывается в генеральную мелодию. А она невесомо опускается с небес, как хлопья первого снегопада, как легчайший тополиный пух. Некоторая благословенная монотонность (день за днём, от восхода до заката, караван пересекает пустыню) успокоительна, как обыкновенная жизнь; в ее привычном распорядке столько прелести.
Нежные оркестровые краски передают тихую красоту рассветной поры, времени пробуждения. Но природа не дремлет и всегда готова послать человеку серьёзный – обжигающий сильным пламенем - вызов. Вся симфония талантливого композитора – о вечном и непримиримом противостоянии людей и стихии. Оно, это противостояние, позволяет кровно почувствовать острую новизну мира. И вот с приближением ночи смиряется жара, меркнет знойное миражное марево, караванная цепочка размеренно скрывается за горизонтом, и жёлто-серая пустынная пыль, лишь слегка подкрашенная коротким закатом, рассеялась, исчезла…
Светлый романтик Шуман
Пианистка Наталья Труль – не впервые выступает на алматинской филармонической сцене. Для нынешней встречи с любителями классической музыки артистка выбрала Ре минорный Концерт
Роберта Шумана. Её исполнение очень близко к нашему восприятию этого талантливейшего композитора, истового романтика, музыкального собрата и, к слову, ровесника Фредерика Шопена. Шумановский романтический настрой ещё далёк от меланхолии, от вселенской мировой скорби. Часть первая Ре минорного с её солнечной юношеской печалью насквозь театральна; впрочем, имеются краткие пламенно-эмоциональные «восклицания». Композитор чутко улавливает, что чувствуем мы сами, его сердечные собеседники. Всё оркестровано очень осторожно, деликатно. И внезапно - «Пусть сильнее грянет буря!» Но, слава Богу, не до потери пульса. И солистка с трепетно-нервными шумановскими монологами, и весь оркестр бережно возвращаются к интонации спокойной исповедальности.
Эпиграфом к продолжению Ре минорного вполне может стать пушкинская строка – «Но в полдень нет уж той отваги…» («Телега жизни»). Отваги, может быть, и нет, зато как много роскошных мелодических открытий в самой зрелости музыкального материала концерта. Иной раз композитор в своем увлечении романтическими взрывами и всплесками слишком «повышает голос», но это ведь дальний зов юности, а она непредставима без эмоционального накала, без предельной открытости души и сердца.
Впрочем, Н. Труль превосходно сыграла и попутные миниатюры внутри самого Концерта, и оркестр не оставил исполнительницу один на один с шумановским шедевром, позволив нам с волнением прочувствовать, как обретают искомую истину: конвейер аргументов, вереница доводов и доказательств. Композитор темпераментно «выкладывает» ноту за ноту, и, когда жизненный пейзаж освобождается от густо положенных красок, от акварельной дымки, нам на долгую память остается строгое, чёткое, как архитектурные фантазии Пиранези, магически притягательное завершение Ре минорного фортепианного Концерта Р. Шумана.
Во втором отделении последнего абонементного концерта сезона прозвучали «Картинки с выставки» Мусоргского. Дирижер не стал снабжать каждый фрагмент этого сочинения самостоятельной музыкальной интерпретацией, вызывать в воображении слушателей некие зрительные композиции. Ваг Папян подошёл к хрестоматийным «Картинкам», в оригинале фортепианному циклу, позднее оркестрованному, как к «малому оперному сочинению», как к симфонической сюите, вещи цельной, объединённой одним замыслом, как говорил сам Модест Петрович, «одушевлённой единою идеей». Конечно, в богатырской музыке Мусоргского нельзя не почувствовать истинно русского полевого раздолья, невозможно не расслышать певучие строки Ивана Никитина и Алексея Кольцова, Николая Некрасова и Сергея Есенина.
Но, кроме интонации лирического отступления (композитор писал и песни, и романсы), есть немало такого, что позволяет говорить о предвидении Мусоргским и душевно взвинченного, модернистского Серебряного века, и дальнейшей катастрофической судьбы русского народа и российского государства. Казалось бы, что великолепные «Картинки» остаются в тени грандиозных оперных глыб, громадных созданий, что они – гениальные наброски, эскизы к ненаписанным операм и симфониям. В действительности, музыкальных сокровищ необычайно редкого достоинства здесь не меньше, чем в «Борисе Годунове», «Хованщине» или «Сорочинской ярмарке».
Так что «альбомные» «Картинки с выставки», очень сильно сыгранные оркестром, с массой крупномасштабных композиторских откровений, с колоссальным, кантатно-торжественным финалом, вполне достойно представляют творческий облик великого русского музыканта.