Бигельды ГАБДУЛЛИН
Родился в селе Красный Кордон Акмолинской области. Окончил в 1981 году Казахский государственный университет им С.М. Кирова и в 1991году Литературный институт им. А.М. Горького. Литературный критик, журналист, писатель. Работал в газетах «Ленинская смена», «Казахстанская правда», был главным редактором телекомпании «Тан», газет «Новое поколение», «ХХIвек», «Время». Главный редактор газеты «Central Asia Monitor». Президент Казахского ПЕН-клуба. Автор книг «Серьезный разговор» (2007), «Великое кочевье» (2011). Награжден орденами «Құрмет» (2006), «Парасат» (2012), международным орденом «Офицерская честь» (2013), медалью имени Мухтара Ауэзова. Депутат городского маслихата Алматы (2016).
ЗАВЕТЫ КЕРЕЯ И ЖАНЫБЕКА
Мне долго не хватало решимости ступить своим не столь уж искушенным интеллектом в малознакомую реку истории, таящую глубины, водовороты и омуты… И тем не менее я погрузился в чтение исторических хроник, листал толстенные талмуды серьезных исследователей нашего прошлого. В поисках недостающего фактологического материала приникал к легендам и мифам, ибо за неимением письменности народ фиксировал события в изустных преданиях. И потихоньку вникал в суть проблемы.
Казахи как таковые появились еще в домонгольскую эпоху, о чем свидетельствуют прежде всего русские летописи, а также византийские и арабские источники. В конце XIV века казахи пришли из Заволжья и Причерноморья в низовья Волги и при распаде Золотой Орды обособились в отдельный удел-государство. Термин «государство» в применении к казахам того времени употреблен условно, государство еще предстоит создавать. И тем не менее год 1459 есть некий рубеж, за которым понятие «казахская государственность» уже звучит не столь абстрактно и начинает наполняться конкретными реалиями. Речь идет о Казахском ханстве, возглавляемом ханами Киреем и Жанибеком.
Вообще сам термин «казах» вначале нес не столько этнический смысл, сколько социальный. То был особый кочевой способ существования номадов, скапливающих временами в различных регионах Великой степи. «Казакование» - образ жизни, вольница, с трудом поддающаяся обузданию властью. Да и сами ханы, сообразно обычаям времени, не гнушались разбоем, нападая на соседние, чуждые им племена, а порой в ночной сумятице грабя собственные, впопыхах приняв их за чужие.
Любопытную мысль высказали Данияр Ашимбаев и Виталий Хлюпин: «казахи», прежде чем стать этносом, сначала возникли как нация, в смысле политической общности населения, сплотившегося вокруг «казаковавших» ханов Кирея и Жанибека. Их так и называли поначалу - узбеки-казахи, то есть ставшие кочевать отдельно от кочевников-«узбеков» Абулхаир-хана. Произошло это именно в 1459 году в результате коварных сверхусилий Абулхаира, переигравшего в данном случае самого себя.
Вообще чингизид Абулхаир был достойным сыном своей эпохи. Стремление к абсолютной власти было для него альфой и омегой бытия. А его бытие состояло из бесконечного плетения интриг и козней, нескончаемых заговоров, финалом которых было непременное устранение сообщников. Разумеется, делал это он не собственными руками, а сообщая палачу с глазу на глаз, что султан такой-то «плохо себя чувствует, ему надо помочь». После внезапной гибели занемогшего султана летела с плеч долой и голова палача. Оно и впрямь: к чему ненужные свидетели?..
Кочевников близлежащей степи Абулхаир держал в железном кулаке, взимая с них непомерную дань. А двух султанов-аргынов, троюродных братьев Керея и Жанибека, тоже чингизидов, честолюбивых и амбициозных, опекал особо, стараясь держать на коротком поводке. Братья были на редкость дружны. Абулхаир спал и во сне видел, как столкнет их лбами.
Там была одна тонкость: и Абулхаир, и Керей с Жанибеком были потомками великого Джучи, но Абулхаир вел начало свое от младшего сына Джучи Шейбана, а Керей с Жанибеком - от самого старшего Орда-Ежена, стоявшего ко всему прочему у основания Ак-Орды. А согласно степному закону престолонаследия, ханом должен быть не Абулхаир, а один из братьев - Керей. Честолюбие не дремало, братья лишь ждали удобного случая, чтобы сбросить с себя ярмо ненавистного Абулхаира и с полным на то основанием вернуть себе законный ханский титул.
Тревога в душе Абулхаира нарастала. На большом ли малом совете он искоса поглядывал на братьев. Керей высился неприступной скалой, его великовозрастный сын Бурундык, глыба из глыб, тяготился советом, осоловело клонился набок, он оживал лишь в предвкушении сечи. Жаныбек внимательно наблюдал за происходящим, его глаза были как омут, этот опаснее всех. Однажды на большом приеме в ставке хана рядом с Жаныбеком оказался десятилетний сын его Касым. В это время в ханскую юрту вошел любимый семилетний внук Абулхаира Махаммед-Шейбани, один из наследников престола. Абулхаир погладил по голове свое чадо и вдруг перехватил взгляд Касыма. В нем было столько ненависти, что хану стало не по себе. Нет, этих надо убирать с пути правдами и неправдами. Хан затаился как в засаде, готовясь к прыжку.
Но братьям нежданно-негаданно подыграл Кобыланды-батыр. Интеллект был не самой сильной стороной этого кара-кипчака, он жил во власти инстинктов и страстей. И в какой-то недобрый момент воспылал ненавистью к мудрейшему и достойнейшему аргыну Акжол-бию. И хотя Акжол-бий был ближайшим советником Абулхаира, но желание досадить ненавистным братьям аргынам заставило властителя раздуть огонек ненависти в душе доверчивого кара-кипчака, и тот при первой же встрече с бием булавой разнес ему голову вдребезги, разнес до основания, так что на смертном одре у Акжол-бия вместо головы торчал лишь верхний шейный позвонок.
Естественно, согласно степным законам оскорбленные аргыны потребовали сатисфакции, то есть голову незадачливого батыра. Абулхаир попал в патовую ситуацию. Пожертвовать батыром он не мог, кыпчаки были одной из опор его ханской власти. Ну а братья с полным на то основанием в одночасье, за ночь, откочевали от ташкентской ставки Абулхаира в сторону Могулистана, избавившись от смертельной опеки хана и развязав себе руки в борьбе за ханский титул.
Наутро, выйдя из шатра, Абулхаир оцепенел от неожиданности. Вместо привычных и радующих его хищный глаз покорных кочевничьих юрт, разбросанных островками близ его ставки, он увидел полное запустение. Лишь виднелись проплешины там, где еще вчера стояли юрты, курился одинокий дымок на месте непогашенного впопыхах очага, да кое-где виднелись кучи бытового мусора, которые лениво ревизовал утренний ветерок.
Вообще такого рода внезапные откочевки от власти правителя в те поры были в Дашти-и-Кипчаке и в Жетысу формой протеста и сопротивления. На этот раз ее возглавили Керей и Жанибек. Они были хорошими стратегами и все рассчитали очень точно. Народ степи устал от грабежей и распрей. Народ хотел стабильной мирной жизни под крылом рачительных, сильных и умных владык, которые могли бы защитить своих подопечных от разбоя. Братьям-соправителям была присуща 42
харизма, кочевники верили им и к ним тянулись. Даже кипчаки, на которых так рассчитывал Абулхаир, откочевали вместе с Кереем и Жанибеком. К ним стекались все, кто пострадал от Абулхаир-хана, от распрей и самодурства других чингизидов. Вслед за главным караваном все шли и шли к ним аулы, Белая Орда становилась государством, но пока лишь государством на верблюдах - без земли и собственной столицы.
Братья-соправители понимали: Абулхаир не смирится с их демаршем, мечом и огнем накажет за непокорство. А расчет братьев был прост: укрыться на время под сенью тогда еще могущественного Могулистана, собраться с силами, выждать и самим нанести упреждающий удар. К тому же их степному ханству не обойтись без присырдарьинских городов - Туркестана, Отрара, Сыгнака, Созака, Саурана,Узкента. Они имели на них все права: весь этот регион искони принадлежал джучидам старшей линии.
Кочевье двигалось к урочищу Алмалы, где находилась ставка Есен-Буги, правителя Могулистана. Вдали словно царскими ризами сиял снегами Заилийский Алатау. Лето было в своей зрелой поре, но солнце как бы щадило кочевье, живительный самал трогал гривы коней, оглаживал лица своей благодатной ладонью. Керей и Жанибек неспешно двигались, бок о бок, стремя в стремя. Там шла неспешная беседа. Началась она давным-давно, в ранней юности братьев, была нескончаемой, стала жизненной необходимостью, надо было осмыслять себя и свой народ в потоке времени. И надо было знать: что делать сейчас, сегодня, чтобы завтра народ не канул в лету?.. Народ хочет мира, но путь к нему пока лежит через войну…
Они прошли долиной Чу, вступили в Семиречье. А где-то, далеко на Западе, в низовьях Итиля и вдоль Яика уже столетия кочуют казахские аулы, и надо дотянуться и до них, чтобы они почувствовали, что движутся в одном потоке со всем народом Казахской степи. Надо их тоже брать под свое крыло, ибо и там многоопытные и бывалые соседи, готовые прибрать к рукам удобные места кочевок казахов, да и самих казахов, простодушных и открытых миру детей Великой Степи…
Есен-Буга принял народ Керея и Жанибека с распростертыми объятиями. Еще бы! Во главе 200-тысячной людской армады шла многотысячная конница при пиках и саблях. Владыка Могулистана с готовностью уступил им западные окраины своих земель. Пусть себе кочуют на здоровье! А пики и сабли кочевников, готовые взметнутся по первому зову, это же неотразимый аргумент в давней тяжбе Могулистана с Китаем, с бандитствующими по соседству ойротами, с алчной сворой тимуридов - о, какой у них неукротимый аппетит!.. Тем более сейчас, когда брат родной Жунус который подбирается с помощью тимуридов к престолу Могулистана, страстно желая свалить с него Есен-Буга.
Пройдет несколько лет, и непривычное для нашего уха словосочетание «узбеки-казахи» (оно было очень органичным до той поры, пока Абулхаир держал при себе этих необузданных аргынов и кипчаков) вдруг лишится неуместной приставки и останется одно понятие - «казахи». А племена и царства, живущие окрест Степи, вдруг увидят народ, назвавшийся этим именем. Народ, с которым не считаться будет невозможно.
Все так, но этому будет предшествовать ряд драматичных событий, одним из которых стал поход Абулхаира к западным границам Могулистана. Силен был хан, и войско его превосходило по мощи тумены братьев соправителей. Казахи были подобны судорожно сжатому кулаку, подобное потом не раз будет происходить в их истории, и не раз будут стоять они на краю погибели. Близ Алмалы хан отдал приказ о привале. Стояла осень. Летели на юг журавли, крича с тревогой и печалью. Ночь была светлая, она выткала небо холодными крупными звездами. Казахам предстояла смертельная сеча.
А войско Абулхаира отдыхало перед битвой. Не спали разве что чуткие стражники у ханской палатки, но и они не смогли уберечь ханский шатер от беды. Среди ночи явилась нежданная гостья, которой были их кинжалы и сабли ни по чем. Когда Шолпан неистово заблистала на утреннем горизонте, из ханского шатра послышался леденящий душу женский вой. То кричала в смертной тоске одна из любимых жен хана Рабиа-султан-бегим, дочь легендарного Улугбека. Хан занемог накануне (говорят, укус комара, лихорадка), отчасти поэтому и был отдан приказ о привале. А под утро хан взял да и помер. Так что за отсутствием главного действующего лица битва не состоялась. Вмешалось провидение, Аллах за что-то осерчал на Абулхаира. Так это было или не так, но, как не без иронии заметил один из умнейших историков средневековья Мухаммед Хайдар Дулати, мы рассказываем об этом так, «а Аллах лучше знает». Так что за всеми уточнениями - туда, в самую высокую инстанцию. Мы же здесь по мере сил своих даем свое видение того, что было и как могло быть…
Смерть Абулхаира вызвало вполне понятное замешательство у шейбанитов, но для казахов то была лишь краткая передышка. Предстояла долгая, растянувшаяся на годы и годы война за присырдарьинские города с потомками Абулхаира. Керей к тому времени ушел из жизни, его прах покоился в усыпальнице степных владык у горы Хантау. Казахи подняли на белой кошме и обмыли молоком сорока белых кобылиц Жанибека.
В недолгий период затишья, оставив города на попеченье сыновей, Жанибек сделает марш-бросок на северо-запад, к берегам Итиля и Яика, сумеет помочь тамошним казахским племенам избавиться хотя бы на время от притязаний башкир, крымских и волжских татар. Казахи Итиля и Яика признают над собой его ханскую власть. Хотя… Уже тогда центробежные силы давали о себе знать, не всем сородичам была по нутру эта консолидация казахов в Степи. В душе каждый султан мнил себя ханом. Но тут Жанибек был последовательным. Крикунам он готов был окоротить язык, отсечь его вместе с головой. А у тех, кто проявлял непримиримость к единению, сжигал юрты. Но это слишком уж крутые меры, в духе того времени. Вообще Жанибек остался в памяти народной правителем мудрым и никак не жестоким. Он заложил основы демократии и, так сказать, парламентаризма. Все важные вопросы он решал на советах старейшин и биев. Там было два совета, большой и малый, и на каком обсуждалась проблема зависело от ее значимости. Подобные советы были и у Абулхаира, но они носили скорее декоративную функцию, приличные люди в этих советах как-то очень быстро перевелись. Жанибек помнил об этом. Ему не нужна была фикция, сборище подхалимов и подпевал в совете его не устраивало. Он хотел, чтобы представители от народа участвовали в решении государственных дел. Существование государства уже в зачаточном состоянии требовали принятия порою жестких и непопулярных мер. Нужна была более или менее регулярная армия, желательно более, чем менее. А на что ее прикажете содержать? Налоги - жесткая необходимость, а налоги, как догадаться нетрудно, народ не любил платить издревле.
Мирные паузы порою длились несколько лет. Боевые всадники благополучно возвращались под родной шанырак. Предполагалось, что в случае необходимости их можно будет быстро собрать в ханский кулак, чтобы дать отпор рыскающим во множестве шакалам. Но как раз в случае необходимости было непросто собрать это воинство. Годы мира, как это ни прискорбно, расслабляли народ, порождали беспечность. И, быть может, главная заслуга Жанибека в том-то и состоит, что он впервые в истории Степи умел внушить народу, что интересы государства, нации превыше личных интересов.
Мы не знаем, где и как кончились дни Жанибека. Превратности судьбы бывают странными. Источники свидетельствуют, что он какое-то время был правителем одного из городов в Крыму. Потом каким-то образом попал к царю Московии Василию, а умер в городе Ковно. В конце концов, все это представляется не столь уж важным в свете того, как много сделал этот хан для Казахстана.
А вот с его преемником, старшим сыном Керея Бурундыком все было куда сложнее. Время его правления - череда нескончаемых войн. Человеком он был физически сильным, упоение битвой - его стихия. На врага он кидался с яростной безрассудностью, увлекая за собой свою гвардию. Но с такою же безрассудностью и покидал поле боя, когда ему грозила смертельная опасностью, предоставляя гвардии самостоятельно выпутываться из заварушки. Жанибек был стратегом и дипломатом, о Бурундыке сказать такое просто невозможно. До этого мы обмолвились, говоря об одном из легендарных батыров, что интеллект не был сильной стороной его натуры. Батыру ладно, многое простится, он может жить по принципу: «Сила есть, ума не надо». Но хану следует быть поумней. Отчасти, в общем-то, и шли безрассудные войны, поскольку вел их безрассудный хан. И хотя стратегия на завоевание присырдарьинских городов и закрепление в них казахов была задана Жанибеком, и Бурундык строго следовал ей, но, право, многих перекосов и нелепостей удалось бы избежать его подданным, будь хан осмотрительнее и умнее. Согласно хроникам он ханствовал 31 год, с 1480 по 1511-й. Диву даешься, как народ столь долгое время терпел его самодурство. Хотя истины ради скажем, что многие перекосы ему помогал устранять султан Касым, сын Жанибека. От своего отца он унаследовал его таланты, и был мощным противовесом Бурундыку, постоянно вступая с ним в негласную конфронтацию, удерживая его от необдуманных шагов. Опять истины ради надо сказать, что Бурундык выиграл ряд крупных битв с шейбанидами, потомками Абулхаира. Например, битву на перевале Согундык, что в горах Каратау, где численность войск шейбанидов «выходила за пределы исчисления», а противостояло им 50-тысячное войско казахов. Но из этих 50 тысяч 30 - это ополчение Джаныш султана и плюс с десяток тысяч Касыма. В общем, легко жар загребать чужими руками.
В силу своих полководческих завихрений и скорбности ума Бурундык пошел на сближение с заклятыми врагами шейбанидами, выдав замуж трех дочерей за шейбанитских султанов. Следствием его сверхдальновидной дипломатии стало то, что Южный Казахстан был раздроблен, растерзан. Бурундык остался с Сыгнаком, Саураном и Созаком, шейбаниды отхватили Отрар, Туркестан, Акрук и Узкент. А моголы урвали Ташкент и Сайрам. Народ этого Бурундыку не простил. Бурундык был лишен ханского титула, изгнан. Умер он в Самарканде.
Впрочем, еще при жизни Бурундыка авторитет Касыма, сына Жанибека, был в народе непререкаем. И, естественно, он стал ханом, продолжив то, что было начато его отцом.
Хан Касым был осмотрителен и расчетлив. Он мешал шейбанидам, они постоянно чувствовали угрозу со стороны кочевников. Оттого-то и важны им были присырдарьинские города, то был надежный барьер от степняков. А Касыму эти города нужны были как опора своей власти над Степью и как защита от посягательств на Степь. Естественно, он искал союзников, и вынужден был находить их в лице моголов и мангытов.
Горя желанием раз и навсегда разделаться с казахами, правитель Мавераннахра Мухаммед Шейбани хан предпринял поход на улус Касым хана, находившийся в предгорьях Улытау. Он дошел до Сыгнака, принадлежавшего казахам, в нем взыграли хищнические инстинкты , и здесь, на подступах к Сыгнаку он разбил свою ставку, горя желанием одной стрелой поразить двух зайцев. Сам он тут и остался, прикидывая, как ему половчей заграбастать Сыгнак, а основную часть своего воинства направил дальше. Узбеки и впрямь напали на ставку Касыма в предгорьях Улытау, и он, видя явное численное превосходство врага, аккуратно отступил, даровав нападавшим иллюзию победы. Что делают победители? Пируют. День-другой. И в разгар пира на них обрушивается небольшой, мобильный отряд, посланный Касым ханом, посланный для прозандирования почвы. Узбеки в панике бегут, Касым хан их преследует, не давая опомниться. Волна паники достигает Шейбани хана, и он, не в силах ей противостоять, вынужденспешно убираться подобру-поздорову назад в свой Маверанахр. На него, кстати, с юга наседал основатель новоперсидского государства Иран шах Исмаил, который, собственно, и сыграл роковую роль и в судьбе Шейбани хана, доведя его до погибели, и в судьбе подвластного ему Маверанахра, развалив его на два ханства и лишив былого могущества. И пока там шла драчка, Касым хан завладел самым южным городом Присырдарьи - Сайрамом, сделав все возможное для укрепления своей власти в Южном Казахстане.
Нам сейчас трудно себе представить, какие страсти кипели в те поры на юго-восточной границе Степи. Гибли, казалось бы, несокрушимые ханства, возникали новые государства, эпоха перекраивала границы Средней Азии, а Казахское ханство при всем при том набирало силу. После прихода к власти Касыма оно какое-то время называлось Касымским ханством, что лишь подтверждает, что Касым хан окончательно утвердил свое господство над бескрайними просторами Казахстана. Численность населения Казахского ханства превысила один миллион человек. Старые друзья-недруги и вновь объявившиеся правители вынуждены были считаться с державой, появившейся по соседству. Казахи стали известны Западной Европе как особая этническая общность. Кстати, первым крупным государством, установившим дипломатические связи с Казахским ханством была Московская Русь. Произошло это при Касым хане и князе Василии III.
Молва приписывает Касыму создание свода законов, получившего название «Чистая дорога хана Касыма» («Касым ханнын Каска жолы»). Но законы эти не были записаны и до нас не дошли.
Вообще, хотелось бы краем глаза глянуть на этого незаурядного человека. Говорят, он был ярым лошадником, хорошо знал коней. Значит, был истинный степняк и кочевник. Вне сомнения его полководческий дар. В бою он проявлял отвагу, умел вести за собой людей. Он был из категории тех правителей, кого называют государственниками. И безусловно, обладал харизмой: объединить под своим началом такое количество людей - этого еще не удавалось ни одному казахскому хану. Он был верным последователем Керея и Жанибека. Прирост территорий, укрепление внешних границ и внутреннее единение - вот их заветы, которые и предопределили вектор движения Казахского ханства на 350 лет вперед.
НЕУМОЛИМЫЕ ШАГИ ИСТОРИИ
Наверное, не только в природе, но и в истории человечества существует закон приливов и отливов. И вслед за пассионарным взлетом казахского духа (воспользуемся термином евразийца Льва Гумилева) вполне естественны периоды затухания энергии. Но то, что уже произошло в жизни державы, не исчезает бесследно, оно остается в генетический памяти народа, и какие бы мутации не происходили в ней, какие бы злые ураганы не проносились над Степью, но однажды явившийся в Степи дух Керея и Жанибека служил путеводной звездою. Вновь и вновь выводил он казахстанских владык на столбовую дорогу исторического прогресса. И какие бы унижения не переживала Степь, в какие бы теснины не загоняли ее обстоятельства, ген обретения государственности был неистребим.
Касым явился достойным сыном своего отца. А дальше нас ждет горестное историческое недоразумение. Его сын Мамаш год пробыл на ханском престоле, не успев проявить себя - ну никак! Смерть его была в высшей степени нелепа. Он погиб от удушья боевых доспехов: в одном из сражений его конь был убит и упал, подмяв под себя хозяина. По свидетельству историков случилось это в 1522 году.
Говорят, беда в одиночку не ходит. Невезучим было и правление следующего хана Тахира. Он приходился племянником Касыму и, естественно, внуком Жанибеку. Талантами Аллах его не отметил, влиянием в Степи он не пользовался. Но он был ханом, вел в силу своего разумения (а точнее - неразумения) дипломатию, затевал войны, в которых разом за разом терпел поражения. Беда, коли человек, облеченный властью, не обладает в придачу к ней мудростью. Он губит и самого себя, и препорученное ему судьбою ханство. Как очень точно заметил один из историков, своими бестолковыми действиями он как бы спровоцировал врагов на объединение. Не будем вникать во все перипетии плачевной дипломатии Тахира. Скажем лишь о том, что сумел он испортить отношения даже с бывшими союзниками хана Касыма моголами и мангитами. Каждый его военный поход как дурная преднамеренность кончался потерей территорий Казахского ханства. Был он подвержен эмоциям и в неудачах проявлял упорство, как бы желая испить чашу беды сполна. Даже когда поражение было самоочевидно, но еще можно было отделаться малой жертвой, он, утрачивая чувство реальности, продолжал лезть на рожон, ведя войска к бессмысленным жертвам, теряя и обширные территории, и собственную честь. Народ его не любил и открыто выказывал эту нелюбовь, что его еще больше ожесточало. Все шло к неизбежному финалу. Как затравленный волк он с небольшой дружиной откочевал к кыргызам, которые составляли тогда с казахами единый улус и странным образом не утратили к Тахиру дружественного расположения. По человечески его, конечно, жаль, но уместно ли оценивать дела и поступки хана, властителя простыми человеческими мерками?..
Далее на троне Казахского ханства возникают еще две как бы случайные фигуры - Буйдаш хан и Ходжа Махмуд. Страна была разорена и лишена единства. Как напишет чуть позже летописец, «были в стране той и другие мелкие ханы, которых даже имена с точностью неизвестны». Оно, быть может, и слава Аллаху, что не отмечены были они сколько-нибудь видными (а точнее - незавидными) делами и не запятнаны проступками, порочащими ханскую честь.
А вот Тогум хан хоть и правил всего два года, но оставил в памяти потомков неизгладимый след. Тут было бы уместно поменять регистр повествования и говорить высоким поэтическим слогом. Ибо то, что произошло, не может не впечатлить сколько-нибудь мыслящего человека. Удержусь от соблазна впасть в патетику и приведу лишь цитату из труда современного серьезного ученого Г.Ж.Табулдина «О династии торе - Чингизидов с XIII по XX век»:
«После Тахира великим ханом Казахской Орды избирается еще один внук Азь-Жанибек-хана, сын Жадик-султана Тогум-хан (1533-1537). Ему удалось сплотить распавшиеся было казахские улусы и вновь объединиться с киргизским народом. Почти беспрерывно вел он оборонительные войны против калмаков, узбеков, моголов. Союзные силы узбекского хана Убайдуллы и могольского Абдар Рашида встретились с объединенной армией Тогум-хана (казахи и киргизы) восточнее Иссык-Куля в месте Сан-Таш. 27 июля 1537 началась кровавая сеча четырех народов. Все казахские полководцы - 37 султанов во главе с Тугум-ханом и девятью его сыновьями погибли в этом бою. Современный казахский писатель и историк Мухтар Магауин по поводу этой битвы писал: «Сан-Ташское сражение - одно из самых трагических событий в военной истории Казахской Орды, но в то же время это священный, памятный день, когда в жизни народа на карту были поставлены честь и свобода и его сыны пошли на верную смерть за святой долг, отдали себя в жертву во имя грядущих поколений. А имя Тогум-хана погибшего со своей династией на поле брани, должно стоять на первом месте в ряду самых славных личностей, вошедших в полуторатысячелетнюю историю казахского народа, почитаться на уровне святых. После гибели Тогум-хана на его место был избран младший брат Тахир-хана Бойдаш».
И еще несколько слов о Сан-Ташском сражении. В нем погибли десятки тысяч казахско-киргизских воинов. После битвы по47
бедители устроили колоссальную резню, не щадя стариков и детей. Апофеоз войны - реки крови и грабеж. «Почти все взрослое население казахов было уничтожено и пленено, весь скот угнан как военная добыча», - сообщает историк той эпохи. Считалось, что казахский народ стерт с лица земли. Но к счастью это было заблуждением: территория Казахского ханства была необъятной, а людские ресурсы неисчислимы. «Несмотря на то, что ханство истекало кровью, народ не склонил головы. Сыны Алаша не пали духом, отстояв свою независимость. Собирая свои силы вновь, они ни на миг не забывали о необходимости возвращения утраченного», - это уже своеобразный постскриптум к тем событиям историка наших дней Аскара Шоманова.
Ну, а если оставить патетику, то степь - она и впрямь широкая, и в годину такой-то беды люди как бы растворялись в степи. Кто прибивался к другим племенам и народам, чтобы элементарно уцелеть и либо раствориться в другом этносе, либо чуть позже вернуться в родные пределы. Кто до поры до времени таился от врага по урочищам, долинам и взгорьям бескрайних просторов, выжидая, когда уляжется дурная кровь в жилах озверевшего победителя-поработителя, потихоньку налаживая порушенный быт. Проходил год-другой, и смотри-ка - вопреки небывало кровавой сече Степь оживала как после тяжкой болезни и полнилась аулами, кочевьями, султанатами, ханствами. Нет, не могли исчезнуть казахи с лика земного, потому как народу этому судьбою был предписан непростой и долгий путь сквозь столетия, где еще много чего случится…
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА ИЛИ ТОЧКА НОВОГО ВЗЛЕТА?
А дальше по закону маятника события, достигнув предельной низкой точки, которая казалась точкой невозврата, с неизбежностью стали набирать высоту. А это вызвало появление на авансцене истории таких пассионариев, как Хакназар хан, Шигай хан, Таукель хан и, наконец, хан Есим.
Здесь надо сделать оговорку: Керей и Жанибек закрепили в жизни Степи, а еще конкретнее - в жизни казахов, династийный принцип передачи власти. Собственно, и главный их оппонент шейбанид Абулхаир, и Керей с Жанибеком были чингизидами. Но все последующие правители в Казахском ханстве - прямые потомки Керея и Жанибека.
После катастрофы в Сан-Таше Казахстанскому ханству предстояло восстать из руин. Стать прорабом восстановления полуразрушенного здания государственности, причем чуть ли не с нулевого цикла, выпало на долю Хакназар хана, сына Касим хана, внука Жанибека. Уму непостижимо! Хакназар правил Казахским ханством 42 года, с 1538-го по 1580-й. Эпоха была крайне сложной (о, Аллах! Когда же эпохи бывают простыми?!). Шли непрерывные войны и с юго-востока, и с северо-запада. Доживала последние дни Золотая Орда. Иван Грозный подверстал к Московии вначале Казань, потом Астрахань. Не на жизнь, а на смерть с ним зубатились крымские татары. Безуспешно пыталась ускользнуть из объятий Москвы Ногайская орда. К тому же в этих приволжских ханствах шли междоусобные распри. Хакназар, будучи от природы смекалистым и хитрым, сумел из этой заварушки извлечь для себя максимальную выгоду. Проведя ряд удачных военных кампаний, он расширил пределы Казахского ханства до междуречья Волги и Урала, прихватив ряд башкирских земель - не все башкиры согласились идти в подданство московскому царю. Их охотно принял под свое крыло Хакназар. Попутно он разгромил чагатайское войско, вступил в схватку с сибирским ханом-шайбонидом Кучумом. Он начинает кампанию против нагайцев, его цель - завладеть низовьями Урала и Волги.
А на юге он держал в постоянном напряжении Ташкент.
Пришлось выяснять отношения и с могущественным Моголистаном, который пытался вытеснить казахов из своих степей. Был наго48
лову разгромлен давний обидчик казахов и кыргызов Абдурашид хан. В одном из сражений погиб и сам Хакназар. Он вернул Казахскому ханству утраченные земли и подверстал к ним новые территории. Он вернул казахам пусть даже не веру в былое могущество, но хотя бы веру в самих себя.
Его преемником стал - всего на два года! - престарелый, но многоопытный военачальник Шигай хан, один из внуков Жанибека. Заняв ханский престол, он решил, быть может, одну, но очень важную для казахов проблему - свернул шею давнему и непримиримому врагу шайбаниду Баба султану. Именно от рук Баба султана погибли Хакназар и два его сына. Шигай хан дает клятву: отомстить! Он понимает: ему в одиночку не одолеть Баба султана и бухарского эмира Абдуллу. Будучи опытным политиком, он склоняет Абдуллу на свою сторону, даже согласившись на время стать его вассалом. И при благосклонном нейтралитете Абдуллы в июле 1582 года под Туркестаном дает Баба султану последний решительный бой. Баба султан бежит с остатками своей гвардии в Сары-Арку, где его ждет бесславная гибель.
А Шигай хан напоследок удивил и современников, и потомков. Ему было уже восемьдесят лет, и он принимает решение оставить трон. Его миссия выполнена. Остаток дней он проведет в служении Богу.
Остался он в памяти народной и как чадолюбивый отец. Три жены одарили его многочисленными сыновьями, которые своими ратными и прочими делами верой и правдой служили казахскому народу. И среди них - Таукель хан, Есим хан, Ондан султан, который, кстати, был предком Алихана Букейханова.
К заслугам Шигай хана отнесем и то, что он вырастил сыновей, достойных ханского звания. Таукеля, ставшего ханом казахов после смерти отца, называли бахадуром, а это высшее признание воинской доблести. При хане Хакназаре Шигай был одним из опытнейших военачальников и дипломатов. А потому науку войны и дипломатии Таукель постигал рядом с отцом с юношеских лет. Он шел в бой первым, он возглавлял отряды на самых рисковых и ответственных участках военных кампаний. Он пытливо вникал во все тонкости межгосударственных дел Хакназара, стараясь разгадать планы потенциального противника, изучая политическое устройство соседних ханств и султанатов. К тому времени, когда его подняли на белой кошме, он был уже опытным политиком и военным стратегом.
И при Таукеле камнем преткновения были все те же присырдарьинские города. Чтобы овладеть ими, Таукель направлением главного удара делает Ташкент и Самарканд. Не будем вникать во все перипетии этой столетней войны. Тем более что Таукелю приходилось одолевать и центробежные силы в Казахском ханстве: сыновья Хакназара султаны Мунгатай и Дин-Мухаммад тоже претендовали на ханский престол, расшатывая власть изнутри. Шли непростые переговоры с Московским царством, с царем Федором, который был не прочь заключить военный союз с Казахским ханством, определив Таукелю роль вассала. Это устраивало Московию, но не устраивало Таукеля. Так что дипломатические переговоры забуксовали, но торгово-экономические отношения оживились, караванная торговля обрела новый импульс. Налаживаются отношения с Моголистаном, причем настолько тесные, что Таукелю в какой-то момент принадлежит решающее слово, кто здесь воцарится на престол. На этот факт обратим особое внимание: как сказали бы сейчас, Таукель умел в сопредельных странах создавать свою пятую колонну среди местной знати и простолюдинов, что позволяло исподволь лоббировать интересы Казахского ханства.
Несмотря на яростное сопротивление шейбанидов, он одержал над ними целый ряд побед. И хотя сам был смертельно ранен в одной из схваток близ Бухары, но в состав Казахского ханства на двести лет вошел Ташкент, да и Фергана с Туркестаном на какое-то время тоже стали частью территорий Казахского ханства. Благодаря усилиям Таукель хана границы ханства раздвинулись, стали стабильными, и Казахстан вновь обрел свою былую мощь. А ведь прошло чуть больше по49
лувека со дня Сан-Ташского сражения, когда окружающие народы и властители констатировали окончательное исчезновение казахов с просторов Великой Степи.
СКАЗАНИЕ О ЕСИМ ХАНЕ, ИЛИ
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ
В КАЗАХСКОЙ СТЕПИ
Поражаюсь, как наши драматурги проморгали этот исторический сюжет, он словно выкроен из нашего материала по лекалам шекспировских трагедий.
Начнем с того, что Есим хан, брат Таукеля, сын Шигай хана, согласно скудным хроникам и народной молве - один из выдающихся государственников на стыке XVI и XVII столетий, а собственно именно этим он интересен нам в первую очередь. Он словно бы подслушал у истории заветы своих пращуров, Керея и Жанибека, сведя почти на нет внешние угрозы и сумев добиться единения нации. Причем ему по странному стечению обстоятельств невероятными усилиями воли, ума, терпения, мужества пришлось преодолевать в ханстве внутренний раскол, усмирять неистовые распри, развернувшиеся в борьбе за ханский трон, который он занял по праву престолонаследия. История все расставляет по своим местам. Враги Есим хана остались в памяти веков лишь постольку, поскольку была врагами Есим хана. А он был сам по себе масштабной фигурой, и ханский трон представлял для него интерес лишь как возможность улучшить дела в государстве. Для тех, кто этот трон из-под него вышибал (и вышиб на какое-то время!), власть была самоцелью, предметом тщеславия и, в общем-то, возможностью для проявления своих самых низменных страстей. Там были типичная узурпация власти, череда предательств, подлые удары в спину и беспринципность, возведенная в принцип. Такие в преданиях народа не остаются, о них народ легенды не слагает. Зато до наших времен дошло «Сказание о Есим хане» поэта-сказителя Жиембета Бортагашулы, бия и воина-батыра Младшего жуза. Плюс ко всему: за полководческий талант, за храбрость и личное мужество, проявляемое в боях, молва нарекла его «Мужественный Есим» («Енсегей бойлы Ер Есим»). Добавим к этой характеристике, что личная репутация была у него на втором плане, он мог ею пренебречь в интересах общего дела. Это был гибкий политик, умевший идти на компромисс, выжидать удобные моменты, чтобы нанести внезапный удар. В общем, здесь вновь хочется помянуть добрым словом Шигай хана, сумевшего то ли воспитать в сыновьях, то ли передать им на генетическом уровне таланты, столь нужные на государственном поприще.
Да, он был в свой час поднят на белой кошме. Но стали обнаруживаться самозванцы. Одного из них удалось устранить достаточно быстро, но следом появился второй, Турсун хан, правивший в Ташкенте и тоже объявивший себя главным ханом Казахского ханства. Якобы он был братом Есима, но именно - якобы. Источники называют его сыном Джалим-султана - тоже с неизвестным происхождением. Во всяком случае Турсун хан нуждался в легитимном признании его ханом, как того требовали «степные законы», а с легитимностью Турсуна было много сложнее. Правда, его поддержали аштарханиды, бухарские ханы. С ними все ясно, они были заинтересованы в ослаблении Казахстана. Им покоя не давало то, что Казахстан завладел присырдарьинскими городами и, естественно, борьба за их обладание вспыхнула с новой силой. Потирала руки и оппозиция из числа «обиженных» султанов. Не все понятно и в поведении самого Есим хана. Кое кто из исследователей склонен обвинять его в непоследовательности и нерешительности. Там, где надо было действительно применить силу, он зачем-то затевал с непокорными султанами долгие и унизительные переговоры.
Есим хан надолго исчезает в Моголистане, активно участвуя там в политических играх, пытаясь в то же время противостоять зародившемуся государству джунгар, точивших зубы на казахские земли. Между тем в самом Казахстане, в его общественно-политическом мироустройстве назрел целый ряд проблем, кото50
рые требовали незамедлительного решения. Но для их решения требовался действительно государственный ум, каковым Турсун обладал в малой степени. Тем не менее, он ощутил себя всесильным владыкой и, нарушив соглашение с Бухарой, устраивает на нее набеги. Начинается затяжная война. Что характерно: стоило воюющим сторонам достичь мирного соглашения, как его тут же вероломно нарушал Турсун. В отличие от Есима, считавшего, что многие межгосударственные споры надо решать дипломатическим путем, Турсун, как и большинство восточных политиков того времени, главную ставку делал на силовое решение проблем. Удивительно, но Есим хан, сумев однажды объединить силы - с кем бы выдумали? - с Турсуном, совершил удачный поход на Андижан. Там уже намечалось некое подобие альянса, но Турсун оказался верен своей шакальей натуре. И когда Есим отправился усмирять ойротов, участивших набеги на Казахское ханство, Турсун вероломно напал на Туркестан, где находилась ставка Есима, устроил резню, захватил в заложники детей и жен Есима. Вот этого Есим простить ему уже не мог. Турсун кинулся искать союзников среди казахских султанов, но, по-видимому, у каждого из них многое накопилось по счетам к Турсуну. Псевдохана зарезали свои же приближенные. Народ шептался, что это кара небесная за его бесчисленные прегрешения. Ну чем не шекспировские страсти, тем более что все это совпадает с годами жизни великого драматурга, именно на эти годы приходится пик его творчества. Жаль, не дотянулся он до Шелкового пути и ограничился лишь Италией и Датским королевством, а то, глядишь, и появилась бы в мировой драматургии трагедия из жизни Степи, равновеликая «Ричарду III», «Королю Лиру» и «Макбету». Тут есть над чем поразмышлять.
Тем более что дальше происходит невиданное в истории Казахстана. Как пишет в своем исследовании Ерлан Карин, «Есим, несмотря на то, что когда-то был отрешен от верховной власти и изгнан за пределы государства, все же смог вернуться на политический Олимп», его вновь провозглашают ханом. Это еще раз подтверждает, пишет исследователь далее, некоторые особенности функционирования власти в казахском обществе.
И вновь о драматургии. Акт второй или даже третий. Свалив с престола самозванца и вновь заняв престол на законных основаниях, Есим хан устраивает грандиозную резню тех, кто был на стороне Турсуна. И в первую очередь тех, кто принадлежит к роду катаган, именно они оказали наибольшую поддержку узурпатору.
И вновь народ шептался в страхе: подумать только - уничтожить целый род по велению одного человека, пусть даже это всесильный хан! Что это? Злодеяние? Акт возмездия? Или государственная необходимость, дабы это послужило подданным уроком впредь. Так что белые одежды хана Есима как бы обагрены невинной кровью. Не выйдет одними радужными красками начертать его портрет. Конечно, мы даем оценку деяниям ханов с нравственных позиций новейшего времени, чуть в большей степени подверженного гуманизму. Средневековье имело несколько иные установки. Быть может, учитывая их надо оценивать прошлое.
И все-таки - Есим хан не зря назван великим государственником. Итогом его пребывания у власти стало коренное реформирование политической системы Казахского ханства. Главенство закрытой элиты - торе, заменялось на главенство элиты открытого типа - биев и старшин, которые ограничили политические права чингизидов. Зато шире стали права общин и их руководителей. Все это было закреплено в своеобразной конституции - «Eciм ханның есгі жолы» (Древний путь Есим хана), она была принята как дополнение к кодексу Касым хана. Четко определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. Высшей законодательной властью по-прежнему оставался Маслихат, в состав которого входили представители казахских общин и наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, как правило осенью - в Улытау, Туркестане или под Ташкентом. Изменился принцип выбора хана. Казахи перешли к наследованию ханско51
го звания, и подобная практика существовала вплоть до начала XVIII века. Вместо улусной системы в начале XVII века была введена жузовая, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями - жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в их руках. И все это было сделано благодаря усилиям одного человека. Главная цель Есима - построение единого государства с централизованной формой правления. Для него основой основ было главенство закона и законопослушание. Впоследствии его конституция станет краеугольным камнем для «Семи уложений» хана Тауке.
Резюме: Есим хан внес бесценный вклад в дальнейшее развитие государственности казахов, в правовую систему общества, в единение всех политических сил.
ИСТОРИЯ НЕ ЗНАЕТ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ, ИЛИ ОТ
КАКОГО НАСЛЕДИЯ МЫ
ХОТИМ ОТКАЗАТЬСЯ?
Пристальное вглядывание в эти лица, озаренные светом минувших эпох, в эти фигуры на авансцене истории, в эти характеры, способные на головокружительные взлеты духа, но и подверженные слабостям и страстям; попытка понять, что двигало их поступками в роковые часы для страны и народа, и невольный восторг, который испытываешь при соприкосновении с далеким прошлым Отечества, не заглушают тревоги, которая рождается в душе и которая, волей-неволей, ведет к горестным умозаключениям. Приходит умный хан в Казахскую степь, усмиряет межродовые распри, добивается единения нации, чтобы дать опор недругам, принимает новые долгожданные законы, и народы окрест смотрят с опаскою и уважением на обретающее мощь Казахское ханство. Но стоит этому правителю уйти в мир иной, как распри разгораются с новою силой, каждый султан мнит себя ханом, а само ханство порою скукоживается до немыслимых еще вчера пределов, и завидущие руки соседних владык стремятся урвать кусок пожирнее от казахской земли. И каждому, вновь поднятому на белой кошме хану приходится все начинать как бы с нуля. Нужны десятилетия, нужны упорство, терпение, мужество порою целой череды сменяющих друг друга на ханском троне владык, чтобы усмирить сепаратистские страсти внутри ханства, привести в чувство зарвавшихся султанов, вновь сделать самоочевидной мысль, что спасение от всеобщих бед в единении, лишь с его помощью можно умерить аппетиты врагов, в кольце которых во все времена была Казахская степь.
Даже если сто раз сказать слово «сахар», во рту слаще не будет. Мы воздаем должное заслугам Джангир хана, пришедшего на смену Есиму. Мы восхищаемся его полководческим даром. Но давайте вспомним, как трепали ему нервы «обиженные» султаны и бии, сколько взлетов и падений было у этого незаурядного правителя, казалось бы, уже признанного всей Степью верховным ханом. Ведь и его, как в свое время Есима, отрешали от власти. О, сколько сил он затратил, каких ему это стоило ухищрений - снова вернуться во власть.
Он тратил силы и время на эти подковерные игры, а джунгары между тем наседали. В 1643 году армада в 50 тысяч джунгар в очередной раз вторглась в казахские пределы, оттяпала часть земель в южных и юго-восточных отрогах Тянь-Шаня. В анналы истории вошел подвиг Жангира, который с горсткой воинов в 600 человек дал сокрушительный отпор агрессору, вопреки тому, что джунгары были в подавляющем большинстве. Но Жангир сумел переиграть врага по всем статьям. Во-первых, он направил ко двору джунгарского правителя вестника, чтобы заговорить зубы, оттянуть время и подготовиться к встрече с джунгарским воинством. Во-вторых, он сумел навязать им и место боя, и свою тактику его ве52
дения. Место для схватки он выбрал в горной теснине близ реки Ор. Свой отряд разделил надвое. 300 человек вырыли окопы, в прямом смысле этого слова - окопались. Случай небывалый для степняков, воюющих верхом на лошадях. Ущелье, где укрылась часть его дружины, он окопал глубоким рвом и обнес высоким валом. Сам же с оставшимися в его распоряжении всадниками укрылся за горою. Джунгары, естественно, действовали нахрапом, но конница развернуться не могла, понесла неисчислимые потери. Ей бы взад пятки, но тут Жангир ударил с тыла, чего джунгары никак не ожидали. Они потеряли в этой схватке до 10 тысяч человек. Битва при Орбулаке вошла в анналы истории. Здесь действительно проявился полководческий гений Жангира.
Слава победителю? Так оно так, но зададимся простым вопросом: почему хан Жангир в этот опасный для Отечества час сумел собрать с необъятных просторов Казахстана ополчение всего в 600 человек? А не кажется ли вам, что это позор для Казахской степи. Султанам было наплевать на судьбу Отечества, каждый был озабочен спасением собственной шкуры, каждый тешил свои непомерные амбиции.
После смерти Есим хана понадобилось полвека безвременья, чтобы в Казахской степи вновь появился равновеликий ему человек. То был Тауке хан, кстати, внук Есима. Историки единодушны: время его ханствования - «золотой век прекращения губительных междоусобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли». Говоря о его мудрости, историки сравнивают Тауке хана с библейским Соломоном и с легендарным спартанским законодателем Ликургом. Спокойных границ эпоха ему не даровала: вконец распоясались джунгары, с Аштарханидами шла ожесточенная схватка за города Туркестана, они были пунктами стратегического значения. Джунгары вытесняли казахов с их кочевий, что вело к борьбе за пастбища среди самих султанов. Возникающие междоусобия, как пишут историки Кляшторный и Султанов, «создавали предпосылки и условия для нарушения традиционного обычая, права и вели к подрыву норм общественной и государственной жизни». И вот в этих условиях раздрая и непрекращающейся войны Тауке хан ухитряется не только вести сложную дипломатию и проводить боевые операции, но и выступать с законодательными инициативами, реформируя весь уклад жизни Казахской степи. Как бы предвидя грядущее разделение ханства на жузы, он упорядочивает деятельность биев и дает им новые властные полномочия. Бийские советы создаются на всех уровнях, что приближает власть к народу. Он, быть может, впервые в истории Казахского ханства сумел упорядочить племенные и родовые отношения. Собрав на Куль-Тобе биев трех жузов, а среди них - Толе-би, Казбек-би, Айтеке-би, он разработал свод законов «Жеты Жаргы», а в нем содержатся нормы уголовного, административного и гражданского права.
Ведя затяжную войну с джунгарами и понимая, что в одиночку их не одолеть, он ищет союзников и решает идти на сближение с Россией.
Не удержусь и приведу еще одну цитату. А.И. Левшин пишет: «При имени Тауке сердце казаха наполняется благоговением и признательностью. Это Ликург, Дракон орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил их кровопролития, продолжавшиеся несколько лет, от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе; он соединил слабые роды».
Оно и впрямь в эпоху Тауке хана среди казахов установилось уважение к силе законов. Но - именно в эпоху Тауке хана. Ушел он с ханского престола, и смута возродилась с новою силой.
Бигельды Габдуллин «Великое кочевье.
О тех, кто строил государство Казахстан. Исторические эссе». Алматы 2011,
Дом печати «Эдельвейс». |