ОБ АВТОРЕ
Исмаилжан ИМИНОВ
Родился 12 июня 1959 года в посёлке Фабричный (ныне село Каргалы) Жамбылского района Алматинской области. После окончания Каргалинской средней школы №2 работал старшим пионервожатым. В 1978 году поступил на филологический факультет КазГУ. Окончив в 1983 г. университет, работал в школах родного посёлка учителем, завучем. Долгие годы являлся директором Каргалинской средней школы №1, в которой когда-то начинал свой трудовой путь. В пятьдесят лет, с 2009 года, начал писать художественные и автобиографические рассказы, путевые заметки, очерки, эссе, сказки, публицистические и научно-популярные статьи. Активно печатается в казахских, уйгурских и русскоязычных СМИ Казахстана и России: постоянный автор журналов «Мысль» и «Мир путешествий». Автор более 300 публикаций. В 2014 году был научным руководителем экспедиции Казахстанского национального географического общества в Кашгарию (СУАР КНР) «По караванному пути Ч. Валиханова». Автор книг «Моя Кашгария» (2014 г.), «Родники моего детства» (2014 г.), «По караванному пути великого Чокана» (2015 г.), «Путешествие по Алтышару» (2016г.). Его книги переведены на казахский, уйгурский и английский языки.
НАКАНУНЕ ПОЕЗДКИ В КАШГАР.
В ПУТИ
Чокан побывал в 1856 году в Илийском крае и Кульдже, но мечта о поездке в Кашгарию не даёт ему покоя. Наконец, в 1858 году исполняется его юношеская мечта: он совершает поездку в Кашгарию.
Что это было за время в истории Кашгарии и уйгурского народа?
В 1759 году уйгурские земли захватил Цинский Китай. Свободолюбивый народ десятки раз поднимал антиколониальные восстания. Обычно во главе восстаний стояли ходжи, потомки последних уйгурских правителей, которые находились в Кокандском ханстве, по договоренности с Цинским Китаем, под домашним арестом. Одно из самых знаменитых восстаний – это восстание 1826- 1828 годов под руководством Джахангир-ходжи. Выступление было потоплено в крови. Вождь был схвачен, доставлен в Пекин, где был казнен четвертованием.
В 1857 году вспыхнуло новое антицинское восстание, во главе которого стал племянник хана Джахангир-ходжи Валихан-торе. Вскоре была освобождена почти вся Кашгария. Противоречивую роль в истории уйгурского народа сыграл Валихан-торе: с одной стороны он, конечно, хоть и на короткое время, восстановил самостоятельность страны, а с другой стороны, торе остался в памяти народа как деспотический руководитель, который диктаторскими методами наводил порядок в государстве. К величайшему сожалению, большая часть руководителей государств Востока того времени не знали других методов в управлении своими владениями.
Восстанием в Алтышаре был напуган не только Цинский Китай, но и Российская империя. С XVII-го века за господство в этом регионе сталкивались интересы Китая, России и Великобритании. Россия, боясь, что Кашгария попадёт под влияние Англии, решила узнать, что там происходит, и направить туда кадрового разведчика. Интерес к событиям в Кашгарии возрос после гибели немецкого учёного - географа Адольфа Шлагинвейта, который, вероятно, был агентом британских специальных служб, при поддержке которых он прибыл из Индии. Трудно поверить, что официальные власти в России искренне сочувствовали казни А. Шлагинвейта, как это часто хотят представить некоторые историки и литераторы. Но факты говорят: интерес к событиям в Кашгарии возрос во всем мире после гибели немецкого исследователя.
Директор Азиатского департамента МИД России Егор Ковалевкий пишет письмо в Омск генералу Г.Х.Гасфорту с просьбой помочь найти человека, которого можно направить в Восточный Туркестан. Военный министр также обращается к генералу с просьбой найти необходимого человека для поездки в мятежный регион.
30 октября 1857 года генерал Г.Х. Гасфорт пишет военному министру:« В выборе чиновника для сего поручения я остановился на состоящем при мне для особых поручений поручике Валиханове. Офицер этот - сын достойнейшего киргизского султана Чингиза Валиханова, с очень хорошими дарованиями, и на расторопность его вполне можно положиться. Сверх того, он хорошо ознакомился с историей и нынешним состоянием среднеазиатских владений и, будучи сам мусульманин, скорее русского чиновника может снискать доверие своих единоверцев».
Следует отметить, что большую роль в отправке Чокана в Кашгар сыграл П.П. Семёнов-Тянь-Шанский. Пленённый умом, уникальной образованностью казахского исследователя, русский путешественник рассказывал об этом удивительном юноше не только учёным-востоковедам, но и чиновникам в высших эшелонах власти, среди которых пользовался влиянием. Позже Семёнов-Тянь-Шанский в своих мемуарах напишет: «Само собой разумеется, что я почёл долгом обратить на этого молодого талантливого человека особое внимание генерала Гасфорта и по возвращении моём в Тянь-Шань подал мысль о командировании Валиханова в киргизской (казахской-И.И.) одежде с торговым караваном в Кашгар, что и было впоследствии осуществлено Валихановым с полным успехом».
Вскоре восстание в Кашгарии было жестоко подавлено цинскими колонизаторами: десятки тысяч людей были казнены или бежали в Ферганскую долину, многие не дошли до Кокандского ханства: погибли от голода и холода в горах. Торе успел скрыться в Кокандском ханстве.
Узнав в 1858 году о подавлении восстания Валихана-торе, молодой офицер переживал, что разведывательную акцию в Кашгар отменят. Но интерес к этому важному в стратегическом значении краю не угасал. Россия была твердо намерена направить своего человека в Восточный Туркестан.
Я уже писал, что еще кадетом Чокан Валиханов интересовался историей, географией, этнографией Восточного Туркестана. Во время своей экспедиции в Кульджу он начнет изучать уйгурский язык, позже в Кашгаре он в совершенстве овладеет этим языком. Разумеется, перед поездкой в КашгариюЧокан Валиханов подробно ознакомился с политической обстановкой в стране. Но всю правду ученый мог узнать лишь после своей экспедиции в этот нестабильный регион.
Следует отметить, что подготовкой секретной экспедиции занимались не только генерал Г.Х. Гасфорт и путешественник П.П. Семёнов-Тянь-Шанский, но и управляющий сибирскими казахами К.К. Гуковский и алатавскими (семиреченскими) подполковник М.Д.Перемышльский.
Ближайшими помощниками во время подготовки к экспедиции были касимовский татарин Файзулла Ногаев и кокандец, долгие годы живший в Кульдже, Мухаммед-Якуб Джанкулов. Оба этих человека хорошо знали обстановку в крае: Файзулла имел влияние на киргизских манапов, а Джанкулов неоднократно посещал уйгурские города Кашгар и Аксу. Очевидно, они сотрудничали с российскими разведывательными службами. Ф. Ногаев и Я. Джанкулов помогли разработать план экспедиции и должны были ждать Чокана в горах Киргизии. Конечно, для казахского ученого главным было побывать в таинственной Кашгарии и рассказать об этой стране всему миру. Известный казахский ученый-историк, академик А.Маргулан писал : «…изучение Кашгарии, богатой страны с древней культурой, почти совершенно неизвестной науке, представляло большой интерес. Для такого пытливого ученого, как Чокан Валиханов, оно было очень заманчивым».
Молодому ученому своими советами очень помог крупный ученый, исследователь и знаток Центральной Азии П.П. Семенов-Тянь-Шанский, с которым Чокана связывали дружеские отношения.
Российские власти тщательно разработали маршрут экспедиции, которая направлялась в Кашгар под видом купеческого каравана. Ехать через владения кокандского монарха Худаяр-хана было опасно, поэтому путешественники направились в древний город через Иссык-Куль по киргизским землям.
В Кашгар Ч. Валиханов ехал под именем купца Алимбая Абдиллабаева, кокандского подданного и сына маргеланского (ферганского) торговца. Ученый присоединился к торговому каравану из Семипалатинска 28 июня 1858 года в урочище Карамула, в тридцати верстах от Капала.
Россия придавала огромное значение миссии Ч. Валиханова. В день прихода торгового каравана в Каратале состоялась его прощальная беседа с генералом Гасфортом, который специально прибыл туда для встречи с путешественником. О чем они говорили? Об этом никогда не писал и не говорил Ч. Валиханов. Молчал и генерал. Очевидно, офицер получил последние инструкции перед поездкой в загадочный и опасный край. Согласно легенде, купец Алимбай Абдиллабаев являлся родственником караванбаши, ташкентца Мусабая Токтабаева, который, разумеется, знал
об истинных целях миссии Ч. Валиханова. Поручик переоделся в чапан, обрил голову и, как правоверный мусульманин, стал ежедневно совершать пятиразовый намаз. Внешне он уже ничем не отличался от других купцов торгового каравана. Караван состоял из 43-х человек, 101 верблюда, 65 лошадей, 6 походных юрт, товару было на 18300 рублей. За день экспедиция преодолевала примерно 25 верст. В августе экспедиция достигла земель киргизского племени Бугу. Весь август купцы прожили в долинах Кокжара, Каркара и Текеса, где киргизы отмечали годовщину со дня кончины манапа Бурамбая. Чокан Валиханов пишет: «Между дикокаменными киргизами вскоре после прихода нашего каравана распространился слух, что мы идем в Кашгар и что в караване есть русский офицер». Далее казахский ученый отмечает: «В Дикокаменной орде мы жили почти месяц, перекочевывая вместе с ними и производя постоянную торговлю, и выменяли 3026 баранов, 6 лошадей, 11 лисьих шкур и 44 мерлушки».
На поминки съехались не только киргизские родственники манапа, но и уйгурские купцы из Кашгара. Ч. Валиханов и Мусабай близко познакомились с ними и договорились ехать в древний город вместе. Валиханов пишет: «Караванных путей через Тянь-Шань с долины Иссык-Куля в Кашгар и Турфан много. Главнейших и более посещаемых путей три». Путешественник выбирает второй - Аксайский путь. Он отмечает: «Аксайский путь, начинаясь ровною и плодоносною долиною Иссык-Куля, сменяется горами, проход в которые делается крут и тесен и образует террасы с двумя альпийскими озёрами. Обломки скал лежат большими массами в хаотическом беспорядке, загромождая дорогу».
Переход через высокогорные перевалы был не только опасен, но и труден: недоставало воздуха, у людей и животных наступало удушье от разреженного воздуха. Пройдя Заукинский перевал, караван достиг верховья реки Нарын, притока Сыр-Дарьи. Во время всего перехода дул холодный, пронизывающий ветер. Путь с севера на юг по центральному Тянь-Шаню продолжался 12 дней и окончился на перевале Теректы-Даван.
В конце сентября караван, который уже состоял из 57-ми человек, тронулся в путь. В дороге, в Заукинском ущелье, купцы были атакованы разбойниками. Путешественники отразили нападение и двинулись дальше. Казахский путешественник в своём дневнике отметил: «Кокандцы напали на караванные стада и отбили 300 баранов. Кашгарцы вступили в драку, вооружившись кольями от своих шатров, и очень скоро обратили в бегство кокадцев».
26 сентября, в 135 верстах от Кашгара, Ч. Валиханов закопал свой дневник в землю, завернутый в коленкор и положенный в деревянный сундучок. Последние записи в дневнике были следующие: «Тороплюсь: дневник сейчас зарывается в землю, если бог возвратит нас живыми и здравыми, не испортит сырость, опять покажем белому свету. Поручаю тебя Аллаху, до свиданья».
В КАШГАРЕ
Путешественники двинулись в сторону Алтышара. Экспедиция приближалась к селениям Устун-Артыш близ Кашгара. Чокан отмечает в своем дневнике: «Устун-Артыш- собирательное название нескольких деревень, расположенных по реке Артыш или Тоин. Деревни, составляющие Устун-Артыш, имеют от 30 до 50 мазанок, окруженных садами и огородами. Зеленые рощи, в которых купаются эти деревни среди бесплодной пустыни, производят чрезвычайно приятное впечатление».
1 октября Чокан увидел древний Кашгар, один из самых знаменитых городов Востока. С волнением он вступил на землю этого загадочного и опасного града.
Увидеть этот город мечтали многие европейцы. На протяжении нескольких веков сюда пытались попасть учёные, путешественники Старого Света. Одним из первых здесь по31
бывал в 70-х годах ХІІІ века знаменитый генуэзец Марко Поло. Восхищённый, он писал о древнем городе: «Народ здешний-мусульмане. Городов, городков тут много. Каскар (Кашгар-И.И.) – самый большой и самый знатный. Страна тянется на северо-восток и восток, народ тут торговый и ремесленный, прекрасные у них сады, виноградники и славные земли. Хлопку тут родится изрядно. Много купцов идут отсюда торговать по всему свету.
Живут тут несториане, у них свои церкви и свой закон. Народ здешний говорит особенным языком.Эта область тянется на пять дней пути».
Конечно, казахский учёный был знаком с книгою великого итальянского путешественника Марко Поло «О разнообразии мира» и читал её неоднократно перед поездкой в Алтышар. А теперь вернёмся в Кашгар 1858 года.
В Кашгаре поверили «легенде» мнимого купца Алимбая. «Родственники», которые жили здесь, гостеприимно встретили исследователя, создали все условия для приятного провождения времени. Чокан часто бывал в гостях у своих «родственников» или их друзей.
В первые же дни купцы с большой выгодой продали свой товар, а жили они на улицах Устэн-буи и Джан-куче. Казахский исследователь пишет: «Торговые операции нашего каравана в этом городе имели вообще удовлетворительный характер. Из счетов, сообщенных мне караван-башой, видно, что караван при снаряжении имел товаров на сумму 19 тысяч р. серебром: в Большой киргизской (Великий или Старший жуз казахов- И.И.) и Дикокаменной орде ( Киргизия- И.И.) продано товаров на 3026 баранов (считая в этом числе двухгодовых барашков). Эти бараны и остальные товары проданы в Кашгар на 4.068, 5 кокандских золотых. Скорый сбыт наших товаров и притом на серебро и золото нужно приписать особенным благоприятным случаям».
В те годы кокандцы пользовались особым положением в Кашгаре. В Кокандском ханстве находились под присмотром, а точнее - под домашним арестом кашгарские ходжи, бывшие правители страны. Порою кокандские власти пытались использовать их в своих интересах. У цинских властей была договорённость с Кокандом: за то, что среднеазиатское ханство держит у себяпод присмотром влиятельных и популярных в Кашгаре ходжей, Коканд контролировал внешнею торговлю Алтышара. А в Кашгаре находился кокандский представитель, консул, который ведал торговыми делами и собирал пошлину. Во время нахождения Чокана Валиханова в Алтышаре кокандскими представителями (в Кашгаре их называли «аксакалами». - И.И.) являлись Насреддин, затем Нурмагамет-датха. У путешественника сложились добрые отношения с ними, они взяли Чокана под свою защиту. Это во многом помогло Валиханову выполнить задачи, которые перед ним ставились.
В этом старинном городе Ч. Валиханов прижился и успел даже жениться. Он пишет: «В Кашгаре и вообще в шести городах существует обычай, по которому все иностранцы на время пребывания в них вступают в брак. Чтобы не выходить из общего порядка и по настоянию наших знакомых, мы должны были также подчиниться этому обычаю». Очевидно, эта женщина сыграла огромную роль в жизни 22-летнего странника, ведь он с ней прожил более пяти месяцев. Чокан никогда не писал о ней, но тосковал по древнему Кашгару. Вероятно, эта тоска относилась не только к удивительному городу, но и к кашгарской красавице.
Но это только внешняя сторона жизни ученого в Кашгаре: главное, он начинает ознакомление с древней уйгурской столицей. Разумеется, в первую очередь он знакомится с архитектурными и историческими памятниками замечательного города. Эти памятники были совершенно не похожи на то, что он видел в России. Впервые Чокан попадает в древний восточный город, а это особый мир, к которому необходимо внимательно приглядеться.Путешественник посещает знаменитый мавзолей Аппак-ходжи, усыпальницу кашгарских правителей. Исследователь говорит: «Гробница Аппак-ходжи- лучшее здание во всем Кашгарском округе, лежит в 6 верстах от города к северу-востоку, на правом берегу реки Тюмени».
Во время своей поездки в Кашгарию я неоднократно бывал в этом мавзолее. Если когда-то мазар находился за стенами старого Кашгара, то уже давно он входит в состав города. Мавзолей- это единый комплекс, состоящий из мазара Аппак-ходжи, мечети Джама и знаменитого медресе. Весь этот комплекс- шедевр уйгурской архитектуры, построенный кашгарскими мастерами в 1640 году.
Мазар Аппак-ходжи- это монументальное здание, поражающее своей красотой и оригинальностью. В центре мазара – величественный купол, по углам находятся четыре башни, которые украшены красивыми узорами из зеленых и синих цветов, над куполом сияют золотые полумесяцы. Внутри мазара мы видим возвышенную площадку, облицованную керамическими плитками с синими узорами на белом. На этой площадке, под торжественным сводом, покоятся семьдесят два человека. Это сам Аппак-ходжа, его близкие родственники, среди них внучка ходжи- национальная героиня уйгурского народа Ипархан, пять поколений правителей Кашгарии. Могила Ипархан покрыта розовым шелком.
Рядом с мазаром находится старинное медресе, в котором учились многие известные поэты, ученые, богословы.
На территории мавзолея находится небольшое искусственное озеро, прозрачной водой которого пользовались прихожане мечети Джама.
Очевидно, что эти места во время своего пребывания в Алтышаре десятки раз посещал казахский ученый: он совершал намаз в мечети Джама, пил чистую воду из легендарного озера.
Путешественник отмечает: «Старый город имеет положение на высоком яру, между тем как новый занимает местность гораздо ниже. Центр города составляет торговая площадь Айтга (Площадь соборной мечети). Старый город разделяется на два квартала: Чарсу и Амбарчи, а новый- на четыре: Урдаалды, Устэнбуи, Юмалак-шаар и Анджан-куча».
Мечеть Хейтгах (у Чокана-Айтга), в которой, очевидно, почти ежедневно бывал Валиханов, - это национальная святыня уйгуров, построенная в пятнадцатом веке талантливыми кашгарскими мастерами. Удивляют своим величием красивые минареты, поражают древние ворота. У посетителей вызывает интерес замок на воротах мечети, которому несколько столетий. Четко видна надпись на уйгурском языке, сделанная арабской вязью.
Каким был город во времена Чокана Валиханова? Старый Кашгар – это двухтысячелетний город, к сожалению, большей частью сейчас утерянный и разрушенный в прошлом. Лишь небольшая часть старого города сохранилась. Но во времена Чокана город был во всей своей оригинальной красе. Это узкие, кривые улицы, где живут в основном ремесленники. Это одноэтажные, иногда двух- или трехэтажные дома. Жизнь в старом Кашгаре кипела: работали ремесленники, торговали купцы. Ученый посещал разные мастерские, где изготовляли и продавали ювелирные драгоценности, художественные изделия из дерева и кости, тыквы-горлянки. Конечно, исследователь заходил и к гончарам. Он долго 33
наблюдал за их работой, когда они делали посуду.
Очевидно, что, побывав в Кашгаре, Чокан не мог не посетить селения Артуш, которые сейчас объединены в город. Путешественник отмечает: «Астын-Артыш (Нижний Артыш), иначе Алтын-Артыш (золотой), на северо-восток от Кашгара в 60 верстах, замечателен гробницей и мечетью, построенными на могиле Сутук Бограхан гази».
Мавзолей султана СатукаБограхана (у Валиханова - СутукБограхан гази) - одно из самых значимых сооружений в Кашгарии, построенное в 956 году, является центром паломничества для многих верующих. СатукБограхан был каганом Караханидского государства, он в 920 году принял ислам. Постепенно эта религия стала господствующая в стране, в 960 году ислам стал государственной религией Караханидского каганата. Рядом с мазаром находится удивительная мечеть, которая, безусловно, является одним из красивейших культовых сооружений в Кашгарии.
Известно: Чокан побывал и в Янгисаре, который выполнял в прошлом функцию административного центра. В этом городе ученый посетил старинную мечеть ДарвазАлдыда. Эта удивительная мечеть сохранилась до наших дней. Я видел эту мечеть и долго любовался необычной красотой этого культового сооружения.
Во время своей поездки Валиханов посетил и сёла, которые находились близ Кашгара. Башкерам (у Валиханова - Бишкерим) одно из них, это типичное уйгурское село.
Через 166 года после казахского ученого я увидел это село. Оно порадовало меня чистотой и красотой. На одной из центральных улиц заметил виноградник, который рос по обеим сторонам дороги. Этот виноградник растянулся на несколько километров. Здесь очень много садов, где растут различные сорта орехов, яблок, груш. Очевидно, таким это село и увидел Чокан. Я не смог пройти мимо огромного урюка: попробовал его плоды. Они были очень вкусными. Косточки не выбросил, решил, что посажу их у себя дома, в селе Каргалы, а также передам хранителям музея Чокана Валиханова, чтобы и они посадили их недалеко от могилы великого сына казахского народа.
Безусловно, купец Алимбай, под видом которого Чокан жил в Кашгаре, обязан был проводить большую часть времени на базаре. Кашгарский рынок – это особый мир, где люди не только продавали или покупали товар, но и общались, узнавали новости, обедали или завтракали, поэты и ученые делились своими мыслями, читали стихи. На базаре работали ремесленники, с которыми любил общаться казахский путешественник. Чокану нравилось заходить в мечети и в медресе, где ученый часами беседовал со священнослужителями. Именно здесь он приобрел редкие рукописи «Тазкирян Султан Сутук Бугра-хан» (История СатукаБограхана), «ТазкирянТуглук – Тимурхан» (История Туглук Тимура), «ТазкирянХоджагян» (История ходжей), «Абу Муслим Маурузи».
Исследователю удалось создать гербарий, собрать коллекцию старинных монет, горных пород, добыть древние грамоты, памятники прикладного и декоративного искусства, образцы художественной керамики.
Когда читаешь его научные труды, дневники, то поражаешься широкому диапазону интересов казахского ученого. В его работах мы узнаем об истории, географии, экономики, этнографии и политической жизни Кашгара.
За время своего пребывания в АлтышареЧокан Валиханов полюбил местных жителей. Он пишет: «Кашгарцы характера доброго, общительного, радушны, трудолюбивы и до крайности вежливы. Все классы педантически соблюдают формы вежливости. Всякий обязан подробно знать и неизменно исполнять уставы приличия, а у беков доходит до мелочности».
Путешественнику нравилось, что кашгарцы очень музыкальны. Он свидетельствует: «Относительно музыки они пользуются у всех среднеазиатцев почетом». На любом 34
торжестве можно услышать лирические и веселые песни. В Кашгаре женщины ходят с открытыми лицами, они с радостью вместе с мужьями встречают гостей. Многие уйгурские женщины играли большую роль в уйгурской истории.
Казахский ученый одним из первых выделил этнографическую группу уйгуров. Ч.Валиханов говорит: «Я старался во время своего пребывания в Кашгаре изучить уйгурский язык, на котором говорят в Кашгаре».
Чокан Валиханов считал, что наиболее правильным названием страны на тот момент является– Восточный Туркестан. Говоря о жестоких методах при покорении края или подавлении многочисленных восстаний, симпатии казахского исследователя, разумеется, были на стороне уйгуров. Учёный отмечает: «После каждого восстания они (цинские колонизаторы.- Авт.) неистовствуют, предают всё грабежу, насилуют женщин, разрушают мечети и предают казни для внушения страху дервишей и других бедных людей». Далее исследователь пишет: «Китайцы бьют на улицах всех, которые не сходят с лошадей, отнимают и бесплатно берут товары в лавках и даром обедают в ресторанах».
В его работах есть много любопытных фактов. В частности, он пишет, что при подавлении восстания в городе Учтурфане в 1756 году все его население было истреблено завоевателями. Казахский исследователь отмечает: «Туркестанцы ненавидят китайцев, но это не мешает им заимствовать их цивилизацию. В заключение скажу о самой замечательной особенности кашгарцев, которая их всего более выводит из разряда других мусульман,- это патриотизм и политические партии черногорцев и белогорцев».
Талантливый художник, Чокан Валиханов сделал немало рисунков, где мы видим мужчин, женщин, детей Алтышара. Эти работы бесценны, они запечатлели уйгуров и их быт в ХIX веке. Свои рисунки художник писал пером и тушью, иногда рисовал карандашом. Интересны его рисунки: «Кашгарка», «Голова уйгура и уйгурки», «Прически и головные уборы женщин», «Типы мужчин», «Городские ворота».
Жизнь казахского учёного в Кашгарии становилась опасной. Во-первых, усилились разговоры о возможном возвращении Валихана-торе в древний город. Но самое главное - в Кашгаре стали открыто говорить, что в городе находится «российский разведчик». Начались проверки…Чокан размышляет: « Продлить пребывание в Кашгаре не было возможности: слухи о присутствии в караване русского агента сильно тревожили город, и за приезжими деятельно следили».
ВОЗВРАЩЕНИЕ
11 марта 1859 года, пробыв в Восточном Туркестане немногим более пяти месяцев, казахский ученый покинул Кашгар. Экспедиция возвращалась не тем путём, которым прибыла, а другим-по руслу реки Тоин.
Чокану пришлось незаметно на время покинуть караван, чтобы выкопать у вершины Теректы тот самый свой личный драгоценный дневник с его заметками, наблюдениями, описанием деталей, зарытый 26 сентября. Путешественники в течение трёх дней поднимались по руслу реки Тоин. В ущелье было очень холодно, постоянно дул пронизывающий ветер. Именно здесь, очевидно, Чокан сильно заболел: простудил лёгкие.
18 марта экспедиция достигла долины озера Чадыркуль, по льду перешли замёрзшее озеро и двинулись в сторону Таш-Рабата.
И мы, современные члены экспедиции теперь уже Казахстанского Национального Географического общества, в августе 2015 года во время своего возвращения из Кашгарии посетили Таш-Рабат.Таш-Рабат, построенный в ХV веке, по другим данным – в Х-ХІІ в.в., поразил нас суровой красотой. Он расположен на высоте более 3500 метров над уровнем моря на берегах маленькой извилистой речки, которая впадает в реку Кара-Коюн. Длина этого здания 35,7 метра, ширина-33,7 метра. Таш-Рабат перекрыт сферическим куполом. Центральный фасад находится в восточной части каменного дворца. Это высокая каменная стена, где имеются мощные ворота с аркой и порталом, а по его сторонам - башни. Таш-Рабат построен под горой.И кажется, что каменный дворец является частью гор. Внутри здания от ворот к большому залу ведёт довольно широкий коридор, а по бокам имеются небольшие комнаты, пол в этих помещениях ниже, чем в коридоре.
Почти во всех комнатах отсутствуют окна, поэтому во дворце царит полумрак. Лишь в куполе и в некоторых комнатах имеются окна-тунлик, откуда поступал свежий воздух и свет, а выходил дым, когда разводили огонь.
В здании имеется колодец и зиндан (подземная тюрьма).
…А теперь вернёмся снова в 1859 год. Из Таш-Рабата караван двинулся к долине реки Нарын окружной дорогой, боясь нападения киргизского племени черик. Странники достигли правого берега реки Нарын, где находилось укрепление Куртка. В этом населённом пункте у торговцев осматривали товар и брали зякет (налог). Караван шёл долиной реки Нарын и достиг аила главы киргизского рода сарыбагыш Турегельды – своеобразного «таможенника». Неожиданно здесь Чокан столкнулся со смертельной опасностью. Один из киргизов указал на Валиханова и сказал, что он - русский офицер, а видел он Валихана в Верном.
Старейшина рода выступил с угрозой в адрес Валиханова, пообещав, что выдаст его, царского шпиона, кокандским властям, а те отрубят ему голову. Но, к счастью, навстречу Чокану двигался казачий отряд, направленный русскими властями, которые знали о возвращении столь ценной экспедиции. Напуганный Турегельды отпустил караван, подарив при этом Чокану и Мусабаю по лошади.
Уже 12 апреля исследователь вернулся с торговым караваном в укрепление Верное. Экспедиция продолжалась в целом десять месяцев и четырнадцать дней. Это был подвиг исследователя, путешественника, поручика Чокана Валиханова…
Миссия Чокана Валиханова прошла с большим успехом, но подорвала его здоровье. Он приезжает в Омск, где лечится и работает над своим отчетом о поездке в Кашгарию.
Основным результатом экспедиции Чокана Валиханова явилась исследовательская работа «О состоянии Алтышара…». Это было первое научное произведение, посвященное Кашгарии.
В январе 1860 года ученый приезжает в Петербург, где он сразу же был с уважением принят императором Александром II, награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, произведен в штаб-ротмистры, получил солидную денежную премию и зачислен на службу в Азиатский департамент МИД России.
Его отчет «О состоянии Алтышара…» был опубликован в сокращенном варианте на русском языке и вскоре переведен на английский, немецкий и французский языки. Полный текст был засекречен и увидел свет лишь в 1904 году. Публикация этой книги сделала Чокана одним из самых знаменитых казахов и ученых-востоковедов своего времени.
Чокан Валиханов до конца своих дней мечтал вернуться в Кашгар, он хотел быть российским консулом в этом городе, но - не судьба… Незадолго до кончины, в 1864-1865 годах, он внимательно следил за новым восстанием в Кашгарии и Илийском крае, об этом свидетельствуют его письма к генералу Г.А.Колпаковскому.
…Прошло более ста пятидесяти лет со дня организации научной экспедиции Ч.Валиханова в Кашгарию. За эти годы многое изменилось, но труды замечательного ученого и путешественника до сих пор не потеряли актуальности. К ним еще неоднократно будут возвращаться исследователи, которых будет интересовать история и современное положение государств Центральной Азии. |