ОБ АВТОРЕ
Журналист, обозреватель международного научного исторического журнала «Манги ел», ветду два раздела: «Легендарные и неповторимые» и «Цена Победы». В разделах публикуются собственные материалы – результаты исследований женского движения в Казахстане, о вкладе казахских женщин в развитие страны. «Цена Победы» - о поисках пропавших без вести казахов Второй Мировой войны. В недавнем прошлом главный редактор женского общественного журнала «Ару жан». Автор более 300 публицистических работ. Ждут своего издания 5 книг. Снято по материалам исследований 10 документальных фильмов на канале ТВ «Мир» и Билим.
***
Когда речь идет об Алме Оразбаевой, невольно напрашивается слово «первая». Она действительно первая казашка, ставшая членом большевистской партии в 1919 году. От рядовой учительницы она поднялась до уровня партийного общественного деятеля. И хотя это имя о многом говорит старшему поколению казахстанских женщин, оно, к сожалению, практически незнакомо поколению нынешнему. С высот сегодняшнего дня теперь кажется все другим. Людей поколения Алмы, которые устанавливали советскую власть, отличали целеустремленность, ответственность, преданность своим идеалам и огромное желание служить своему народу. Сейчас стало модным отказываться от прошлого или, еще хуже, показывать все в черном цвете. Справедливо ли это? Ведь прошедшие годы – это тоже история народа.
И было много сынов и дочерей казахского народа, безусловно принявших идею социализма и до конца отдавших жизнь за его процветание. Одной из них и была Алма Оразбаева.
Алма Динмухамбетовна Оразбаева родилась 28 декабря 1898 года во Внутренней Букеевской Орде (ныне поселок Урда Западно-Казахстанской области). Отец Алмы Динмухамбет был рабочим-кустарем, содержавшим свою большую семью тяжелым трудом. Начальное образование все дети получили в одноклассном русско-казахском училище в Урде. Это учебное заведение было первым в казахских степях, основанным в 1841 году ханом Жангиром. В период ее обучения наряду с известными казахскими просветителями С. Мендешевым, М. Сарембиевым, Н. Залиевым преподавали русские и чувашские интеллигенты, сосланные за свои передовые взгляды в Букеевскую степь.
«В училище работали образованные педагоги, прогрессивно мыслящие люди. В моей памяти глубокий, неизгладимый след оставили директор училища Г.П. Николаев, его предшественник Д.И. Кочуров, молодые учителя А.Н. Марченко, П.И. Апухтин, воспитатели Ф.И.Белов и И.С. Ткаченко. Как выяснилось позже, большевик Григорий Петрович Николаев отбывал в Урде ссылку и находился под негласным надзором полиции, - так вспоминает в своей книге «И горек дым войны» современник Алмы Оразбаевой Шакир Джексенбаев, ставший первым казахом генералом в советское время.
Училась грамоте Алма у сильного состава педагогов. Они и приметили способную девочку, которая выделялась прилежностью и тягой к знаниям. После успешного окончания русско-казахского училища в Урде, она при помощи своих наставников была принята в чувашскую школу в Симбирске. Через год учебы скончается ее отец, и продолжить обучение там она не сможет.
Но ей очень хотелось учиться: мысль об учебе, о знаниях ни на миг не покидала ее. Продолжит обучение во вновь открытой в Урде в двухклассной женской школе, затем на трехгодичных учительских курсах. Получив квалификацию учительницы начальных классов, была направлена на работу в Жанакалинский район аульной учительницей. Здесь ее застала февральская революция в России.
В это неспокойное время Алма окунется в политическую и социальную жизнь страны. Наряду с другими учителями аула она с радостью воспринимает весть о падении царского правительства в феврале 1917 года. Алме довелось принять непосредственное участие и в работе состоявшегося в мае того же года в Урде съезда учителей, организованного под руководством Сейткали Мендешева.
На собрании бедняков, состоявшегося 2 декабря 1917 года (по старому стилю) в Урде, по инициативе нелегально прибывших из Астрахани коммунистов и местных активистов была провозглашена советская власть на всей территории Букеевской области. В этих революционных событиях помимо опытных политиков, как Петр Иванович Варламов, Сейткали Мендешев, принимала участие и Алма Оразбаева.
Алма с детских лет видела бесправное положение казахских женщин, этим и объясняется ее активная работа с женщинами с первых дней установления советской власти. Занимаясь вопросами равноправия женщин, проблемами вдов, Алма старалась раскрыть глаза забитым, обездоленным в своем бесправии женщинам-казашкам.
В Казахстане мало кто знает, что именно благодаря усилиям Алмы Оразбаевой 25 декабря 1920 года в нашей республике было принят Декрет, отменяющий калым. Было решено 4 января праздновать День независимости казахских женщин. Впоследствии немало женщин благодаря заботе и вниманию Алмы получили образование и активно принимали участие в жизни страны.
- Меня сделала человеком Алма, - говорила не раз Саналиева Нуржамал апай, многие годы занимавшая должность заместителя министра социального обеспечения республики. – Отец мой Сейсенгали был бедным из бедных. Доведенный до отчаяния беспросветной нищетой, он, оказывается, позарившись на калым, помолвил меня, пятилетнюю девчушку, с придурковатым сыном бая по имени Сарыбай. Заступилась Алма. В то время мне шел 14-й год. Она сама отвела меня за руку, определила в школу ликбеза.
Для просвещения людей и искоренения безграмотности были созданы «Красные юрты», вместе с «красными юртами» Алма ездила по аулам, увиденное и опыт общения с простыми людьми помогли ей не просто лучше знать жизнь своего народа, принять участие в подготовке законодательных документов.
В октябре 1920 года в Оренбурге проходил I учредительный съезд Советов Казахстана. На нем была принята «Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР. Одним из авторов этого документа была Алма. Организаторские способности Алмы проявились во время создания первого образцового конного полка – первенца национальных вооруженных сил. Ей довелось обучать молодых джигитов грамоте, русскому языку, вела среди бойцов общественно-политическую работу. Вместе с комиссаром полка Бисеном Жанекешевым она включается в кропотливую работу по созданию в Казахстане красноармейского клуба. Клуб был открыт 22 июня 1919 года в Урде.
- Мне особенно запомнился один вечер, посвященный формированию в Урде первого конного полка. Перед казармой была сооружена большая сцена, на нее одна за другой выходили девушки, женщины, возглавляемые Алмой, они весь вечер пели, танцевали. Алму я впервые увидел в 1917 году. На сцене молодежь поставила пьесу К. Мендыханова «Малдыбай», в ней она играла роль девушки, проданной за калым. Вместе с ней на сцену вышли и две другие девушки-казашки: Мубина Ниязова, Мадина Бегалиева. В связи с этим помню, как с восторгом писала о смелом шаге девушек газета «Ұран», - вспоминает аксакал Нигметов Ермеккали, проживший до 90 лет. В ЦГА РК хранится приказ Казахского комиссариата по военным делам за № 45 от 17 июня 1919 года. Согласно ему Алма Оразбаева назначается агитатором политико-просветительского отдела Комиссариата и вскоре направляется на курсы агитаторов и просветителей при Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова в Москве. Здесь она знакомится с такими видными деятелями партии, как Н.К. Крупская, Инесса Арманд, Р.С. Землячка, Е.М. Ярославский, В.В. Куйбышев.
Знания, полученные в столице, неоднократные встречи, беседы с государственными деятелями впоследствии сыграли решаюшую роль в дальнейшем формировании мировоззрения Алмы. 14 октября 1919 года в Москве первой из казахских девушек Алма Оразбаева вступает в ряды РКП(б).
После окончания курсов марксизма-ленинизма при ВКП(б) в 1925 году Алма назначается заведующим главполитпросветом, утверждается членом коллегии комиссариата народного просвещения и начинает работать под непосредственным руководством Н.К. Крупской. Была знакома с Александрой Коллонтай. Ей довелось видеть Владимира Ильича Ленина и слушать его выступления.
Много труда вложила Алма Оразбаева, чтобы по крупице собрать культурное наследие родного народа. Как вспоминали современники, она сама была не обделена талантом. Мастерски исполняла народные песни.
В мае 1921 года Алма Оразбаева приезжает в Орду и проводит губернскую конференцию беспартийных женщин. Среди ее участниц была Дина Нурпеисова, знаменитый композитор, которая приехала из дальнего аула. На конференции был заслушан доклад Алмы Оразбаевой «Что дала советская власть женщине?». После исполнения Диной Нурпеисовой кюев, народные песни спела Алма. Так раскрылась еще одна грань ее таланта. Благодаря ей были записаны более десяти песен. «Айнамкоз», «Япурай», «Мухит» - наиболее популярные из них.
«Алма Оразбаева – молодая учительница, передовая воительница фронта освобождения киргизских женщин. Она имела серебряно звучащий голос – сопрано, была очень музыкальной. Ее пение глубоко волновало душу слушателей. Алма Оразбаева была первой киргизской женщиной, горячо поддержавшей мою работу и давшей много ценных сведений», - такие признательные строки посвятил ей исследователь А.В.Затаевич.
Алма помогла Затаевичу и в поисках других незаурядных исполнителей народных песен, способствовала встрече с ними. Будучи заведующей женским отделом при областном комитете ВКП (б), она 20 июня 1921 года знакомит Сару Есову – студентку, прибывшую из Ташкента, с Затаевичем. Александру Викторовичу удалось записать в исполнении Сары песни «Гулзейнеп» и «Сулушаш», которые вошли в сборник «1000 песен», а две другие узбекские песни «Гульнара», «Субхийдиль» сохранились в рукописях исследователя. В то время не было современной звукозаписывающей техники и потому мы лишены возможности слушать голос самой Алмы.
Алма стала членом редакционной коллегии первой казахской комсомольской газеты «Ортен», которая выходила в Оренбурге. Она также была членом редколлегии журналов «Әйелдер теңдігі», «Жас Қазақ», «Жас большевик», «Жас қайрат». В 1927 году вышла в Кызылорде ее брошюра под названием «Памятка женщины-работницы». Однако публицистическая деятельность Алмы Оразбаевой почти не изучена.
В 1926 году в Кызылорде Алма организовала первую ковроткацкую артель казахских женщин. Нелегко было организовать ее. Женщины артели, которую возглавляла Алма, объезжали аулы и города, чтобы собрать работниц. По настоятельной просьбе рабочих первая ковроткацкая артель должна была носить имя ее организатора – Алмы Оразбаевой. Такая запись имеется в протоколе заседания комиссии ЦИК Каз. АССР по улучшению быта от 28 июня 1928 года. В нем идет речь об оказании помощи со стороны СНК КазАССР первой женской кооперации.
За десять лет, в течение которых Алма Оразбаева активно участвовала в общественно-политической жизни страны, ей удалось достичь немало, она выросла как государственный и партийный деятель. Ответственные посты, которые она занимала с 1919 по 1928 годы: ответственный секретарь казахской секции Оренбурского губкома РКП (б), заведующая отделом Букеевского Губкома партии, член бюро и заведующая отделом по работе с женщинами Киробкома и краевого комитета партии, заведующая отделом главного управления по политико-просветительской работе. Судя по архивным документам в ноябре 1925 года Алма Оразбаева исполняла обязанности председателя Президиума Центрального Исполнительного Комитета Казахской АССР.
Наряду с исполнением ответственных государственных должностей Алма активно участвовала и в общественной жизни страны: являлась членом Центрального Исполнительного Комитета Казахской АССР, Всесоюзного Исполнительного Комитета, Комиссии по делам крестьянских и рабочих женщин при Центральном Комитете РКП (б).
Ее активная деятельность не осталась не замеченной – она была признана как личность международного масштаба в рядах женского коммунистического движения. В 1924 году Алма Оразбаева в составе советской делегации принимает участие в работе III международной конференции женщин-коммунистов, проходившей в Берлине, близко знакомится с деятелем международного рабочего движения, одним из основателей Германской Коммунистической партии Кларой Цеткин. По возвращении Алма Оразбаева делает несколько докладов о данной конференции. Об одной из встреч Алмы с женщинами в виде отчета писала газета «Советская степь» - орган Казахского областного комитета партии 26 августа 1924 года.
В 1928 году Центральный Комитет ВКП (б) отзывает Алму Оразбаеву и направляет в Саратов. Здесь она назначается членом бюро и заведующей отделом Нижне-Волжского краевого комитета и дополнительно исполняет обязанности заместителя председателя краевого союза колхозников. О том, что это будет пределом взлета ее карьеры, в то время не могли знать ни сама Алма, ни другие…
Через год после перевода в Саратов Алма Оразбаева по заданию Коминтерна командируется в Монгольскую Народную Республику для оказания помощи работы среди женщин. В этот период ее муж Иван Дмитриевич Каширин – руководитель краевого управления ОГПУ (до этого он работал народным комиссаром внутренних дел Казахской ССР). Перед отъездом Алма поселяет в дом свою племянницу Сакипжамал (дочь старшей сестры Канипы), чтобы она присматривала за двухлетним сыном по имени Алмарев (сокращенное от «Алма-революционерка).
Это время отмечено ростом авторитета, карьеры, внимания и почета к собственной персоне. У нее была семья, ребенок. Она надеялась, что лучшее у нее впереди. И в Монголию она собиралась с такими мыслями и чувствами.
Но судьба расставила все иначе. Вернувшись, она была шокирована новостью. В ее отсутствие Каширин обманом завлек Сакипжамал и она ждала ребенка от него. Возможно, это ужасное известие сильно подействовало на Алму, то ли не выдержали нервы тяжелой, умственной нагрузки, она заболеет: теряет рассудок и попадает в больницу.
Долгих пять лет она пробудет в Томской психиатрической больнице. По настоянию врачей старший брат Губайдолла в надежде отправить ее в один из лучших санаториев продает дом, скот и на эти средства в 1937 году приезжает в Алма-Ату. Он обращается к Нагиме Арыковой, работавшей в Наркомсобесе, просит помочь, но получает отказ: «Никакой курорт теперь не поможет Алме, кто Вас приглашал сюда?».
Как же сложилась судьба семьи Алмы? После ареста и расстрела Каширина, ее бывшего мужа, в 1937 году была арестована как жена врага народа и Сакипжамал. Из заключения она вернулась через 10 лет. Алмарев, потеряв отца, мать и мачеху, видимо, воспитывался в детском доме. Как рассказывал Амантай Хамзин, научный руководитель Урдинского историко-краеведческого музея на родине Алмы Оразбаевой, ему удалось найти и Сакипжамал, и Алмарева, когда они проживали в Москве. Алмарев, мотивируя незнанием родной матери, не очень был расположен к откровенному разговору. Сакипжамал попыталась обвинить в перипетиях своей судьбы Алму, заявив: «Неприятную роль сыграла она в моей судьбе, оставив меня, несмышленую девчушку, в доме с мужчиной, да и сама после того заболела неизлечимой болезнью».
По мнению врачей, лечивших Алму, «она могла вполне вылечиться в домашних условиях при хорошем уходе и надлежащем внимании со стороны родственников». Судя по письмам и заявлениям, написанных в различные инстанции от ее имени, тяжело больная Алма проживала во многих местах: в Алматы; селе Тургень Енбекшиказахского района Алматинской области; в поселках Урда, Жанибек, Сайхин Западно-Казахстанской области; селе Сергеевка Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области; на станции Луговая Джамбулской области.
Никто из ее близких людей, так усердно пекшихся о ее пенсии (у нее была персональная пенсия 300 рублей), нисколько не задумывались о ее трагической судьбе. Пытались поскорее отделаться, помещая ее в различные лечебные учреждения. Правда, аккуратно получали ее пенсию.
Постановлением министерства социального обеспечения о прекращении выдачи пенсии в связи с кончиной Алмы Оразбаевой датируется 1 апреля 1948 года. Факт этот подтверждается и письмом Луговской районной государственной сберкассы в адрес министерства, где сообщается, что Мадина Омарова (младшая сестра Алмы) оповещена о прекращении выдачи пенсии. По этим данным можно сделать вывод, что Алмы не стало в начале 1948 года в возрасте 50-ти лет. На станции Луговая, попав в непогоду, Алма заблудилась. Могила ее не установлена до сих пор.
Есть улицы, названные ее именем. Открыт музей на ее родине – Орде. Имеются мемориальные доски на домах, где училась и работала Алма Оразбаева. Надеемся, что придут еще исследователи, они напишут книги, снимут фильмы – словом, не зарастет народная тропа, и люди всегда будут помнить тех, благодаря кому мы сейчас живем. А значит, будут помнить и об Алме Оразбаевой. |