Карл БАЙПАКОВ
Родился 17 ноября 1940 г. в г. Талгаре. В 1963 г. окончил исторический
факультет (кафедра археологии) Ленинградского государственного универ-
ситета. Доктор исторических наук (1986), профессор (1995), Директор Ин-
ститута археологии Академии наук Республики Казахстан (с 1991).им Мор-
гулана, член-корреспондент Национальной Академии наук (1994). Основное
направление исследований: археология Казахстана; урбанизация средневе-
кового Казахстана и Центральной Азии; история культуры Казахстана; Ве-
ликий Шелковый путь. Опубликовано свыше 300 научных работ. За свою
работу награжден медалью ЮНЕСКО; руководитель секции «Памятники
археологии» Общественного Совета по реализации государственной про-
граммы «Культурное наследие»; Международный эксперт ЮНЕСКО: проек-
та Казахстан-Япония-ЮНЕСКО «Сохранение древнего городища Отрар» (2001-2004 гг.) по подготовке
трансграничной номинации «Великий Шелковый путь: Китай – Центральная Азия»
ОБ АВТОРЕ
Алматы, как и все города, многолик и многогранен, исторически многослоен. Это своеобразный аккумулятор истории, свидетель и участник многих выдающихся событий. Город переживал периоды упадка, возрождался, поднимаясь из руин, находился в постоянном процессе обновления. Очень образно писал об исторических судьбах городов Чингиз Айтматов: «Труднее всего рассказать о каком-либо городе, даже о своем родном. Всегда чувствуешь, что не в состоянии поведать и сотой доли того, что хотел бы. Города – это миры нашей планеты, это далекое прошлое и сегодняшний день, и наше будущее!» История Алматы, возникновение и этапы его жизни, определение статуса города, его месторасположение вызывают неподдельный интерес и порождают множество вопросов. Один из них связан с определением понятия «город» или «что считать городом?» Даже в наше время при выделении городов из числа прочих населенных пунктов допускается ряд условностей. Тем более трудно решить этот вопрос применительно к эпохам. Понятие «город» в разное время, в разных обществах имело различное содержание. В одних случаях оно связывалось с укрепленным селением, как, например, на Руси; для античного полиса главное не наличие крепостной стены, а особый политический статус.
На мусульманском Востоке господствовало представление о городе как об административном центре. В целом можно констатировать, что возникнув в результате роста материальных потребностей, производительных сил, преодоления узких рамок натурального хозяйства, город превратился в центр политической, экономической и культурной жизни, каковым он остается и по настоящее время. Топографическими признаками городов являются монументальные престижные здания, храмы и дворцы, которые символизируют не только большие возможности городских центров по организации труда, но и их лидерство в окружающем социальном пространстве. Возникновение города знаменует наступление этапа урбанизации общества, переход его к более высокой стадии развития. Предурбанизационный период региона Жетысу-Семиречья связывается с эпохой древних тюрков. В это время здесь возникают многочисленные поселения, жители которых занимались ремеслом, земледелием и скотоводством.
Все это создало базу для расцвета урбанизации в ΙΧ-ΧΙΙ вв. – в эпоху существования Караханидского государства, которая характеризуется количественным ростом городов, расширением их территории, развитием ремесла и торговли, в том числе и международной, по Шелковому пути. Торговля стимулировала развитие городской жизни, экономики, денежного обращения, коммуникаций, по которым распространяются элитные товары, культурные эталоны и религии. Жетысу становится одним из крупных регионов средневековой жизни на Востоке. Средневековые китайские, арабские, персидские письменные источники сообщают о нескольких крупных городах Семиречья – Тальхире, Ики-Огузе, Каялыке, Иланбалыке. Среди них был и город, находившийся на месте нынешнего Алматы. Жителями городов были тюрки: джикили, ягма, карлуки, кыпчаки. В городах проживали также согдийцы, иранцы. Они исповедовали ислам, но были и буддисты, и христиане.
А о чем говорят письменные источники? В сочинении государственного деятеля первой половины XVI в. писателя и поэта Захириддина Мухаммеда Бабура есть такие сведения: «Фергана – область в пятом климате, находится на границе возделанных земель: на востоке от нее – Кашгар, на западе – Самарканд, на юге – горы Бадахшанской границы. На севере, хотя раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги, название которого пишут в книге Таразкент, но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест». О городе Алматы пишет современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати, автор сочинения «Тарих-и Рашиди», называя город Алматы «одним из известнейших мест Могулистана». И, наконец, неоспоримые данные о городе Алматы получены из нумизматических источников. В 1979 году на территории бывшего Пограничного училища (сейчас Военный Институт) были найдены две серебряные монеты. Остатки надписей на обеих монетах оказались неразборчивыми. Внимание привлекло изображение никогда ранее не встречавшейся тамги. На основании этой находки востоковедом и нумизматом В.Н.Настичем было высказано предположение о местном, семиреченском, происхождении этих монет и о возможном существовании монетного двора в XIII веке на территории средневекового Алматы. В 1990 г. еще две монеты с идентичными тамгами, но отличающимися от вышеописанных по оформлению (в частности, тамги на них помещены не рядом, а на разных сторонах монет), попали на определение к В.Н. Настичу. В круговой легенде одной из монет ясно различается название монетного двора и слово единиц в дате: «чеканен этот дирхем в городе (балад) Алматы в году». Слово Алматы выбито без точек и огласовок, но его графика позволяет уверенно читать как «Алматы» и видеть в нем наименование города, располагавшегося в XIII в. на месте южной столицы Казахстана и уже тогда называвшегося, как и сегодня, Алматы (яблочный город). Удалось определить и дату чеканки монет: это 684 и 685 гг.х., по нашему летоисчислению 1285-1286 и 1286-1287 гг.
Поставить окончательную точку в локализации и определении возраста города Алматы смогли археологи. Как отмечалось, важный этап обживания территории Алматы связан с эпохой средних веков, когда здесь формируются поселения и города. Большая часть их уничтожена современной застройкой, другие исследованы археологами, некоторые известны по материалам научных отчетов, случайным находкам и кладам. Сейчас средневековых городищ, на которых можно вести исследования, не осталось, кроме одного, находившегося в юго-западной части современной Алматы, вверх по улице Дулати в ущелье Алмарасан. Об остатках этого города писал известный российский ученый-востоковед В.В. Бартольд в 1894 году. Он обследовал развалины вместе с городским архитектором В.П. Гурдэ. В отчетах краеведов первой половины XX столетия В.Д.Городецкого, Б.Н.Дублицкого сохранились описания средневековых городищ на территории Алматы: в районе поселка Горный Гигант, на реке Весновка, вблизи санатория «Турксиб». Исследования, которые проводились в 80- 90-х годах прошлого столетия археологом Ф.П.Григорьевым, выявили на севере города средневековое поселение Теренкора на правом берегу реки Весновка и остатки поселения по дороге на Ремизовку. На территории Ботанического сада в 1969 году был случайно обнаружен клад керамики Х-ХII вв. и остатки городища. Однако наибольший интерес представляло городище, расположенное на месте, где сейчас находится Военный институт (бывшее Пограничное училище). Остатки его были выявлены при строительных работах. В 1980 году были обнаружены остатки средневековой кузнечной мастерской, а в ней - крицы (заготовки железа), набор топоров, тигли и остатки кузнечного горна. Мастерская датируется X-XIII вв. Рядом с Пограничным училищем, на усадьбе частного дома была найдена керамика. Ограниченные раскопки выявили здесь культурный слой с остатками строительных конструкций и здесь же был собран комплекс керамики. Это обломки кувшинов с ручками и двух кувшинов без ручек. Датируется керамика X-XIII вв. Именно с этим городищем связаны находки вышеописанных монет. Таким образом, находки керамики, изготовленной на гончарном круге, продукции развитого кузнечного ремесла, монетного – безусловное свидетельство того, что здесь в Х-ХIII вв. находился город. Алматы был центром политической, экономической и культурной жизни Караханидского, а затем Чагатаидского государств, крупным населенным пунктом, игравшим важную роль в международной торговле на Великом Шелковом пути.
Следовательно, опираясь на данные письменных источников, находки монет и археологические материалы, можно заключить, что город Алматы возник в X-XI вв. и, таким образом, история его насчитывает не менее 1000 лет. Конечно же важно и интересно «увидеть» город каким он был тысячу лет тому назад, узнать о людях здесь живших, тех кого мы сейчас называем нашими предками, узнать о статусе города, его роли в политике и экономике, культуре того времени. Но, поскольку остатки города не сохранились, они разрушены или находятся под застройкой современного Алматы, то приходится обращаться к аналогам, письменным источникам, археологическим материалам.
И здесь нам повезло. Так, в персидском географическом сочинении «Худуд ал-Алам – Границы Мира», написанном неизвестным автором в 982-983 гг. н.э. (Х в.), есть сведения о соседнем с Алматы городе Тальхире (Тальхизе), которое отождествляется с городищем Талгар, который находится на южной окраине современного Талгара, на правом берегу реки Талгар, всего 20 км восточнее Алматы. Автор сообщает о том, что города Тонг и Тальхиза расположены между горами, между чигилями и карлуками. Жители их «воинственные, смелые и доблестные». Эти племена относятся к древним тюркам, они оставили яркий след в средневековой истории. Кроме чигилей и карлуков здесь проживали также тюркские племена ягма, басмылы, кимаки. Городище Талгар – один из замечательных памятников Жетысу. Достаточно заметить, что в Жетысу в XI-XII вв. в эпоху расцвета тюргешей, империи Караханидов существовало государство Карлукских джагбу (верховных правителей) с центром в городе Каялыке, расположенном в долине реки Лепсы, в 170 км восточнее г. Талдыкоргана. Именно в этом городе в 1253 г. побывал Гильом де Рубрук – посол французского короля Людовика IX к монгольскому каану Мунке по пути в столицу монголов Каракорум. О развалинах Каялыка писал еще Чокан Валиханов, много лет здесь велись и ведутся археологические исследования, давшие материалы об этом городе. Он так же как и Алматы, и Каялык расположен на Великом Шелковом пути. Эти города были крупными торговыми и ремесленными центрами, через которые проходило много караванов с товарами из Китая, Индии, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Европы. Поэтому здесь были найдены импортные товары из этих стран: высокохудожественные изделия из бронзы – кувшины, чаши, светильники; драгоценная керамика и украшения. В самих городах процветали ремесла: Тальхир славился своими кузнецами, которые умели варить булатную сталь и изготавливать из нее замечательные изделия. В Талгаре, видимо, функционировал монетный двор. Население Жетысу в это время уже приняло ислам, но в городах кроме мусульман проживали люди, верующие в буддизм и христианство, о чем сообщает Гильом де Рубрук, посетивший здесь буддийский храм и христианскую церковь. Толерантность населения, в том числе конфессиональная, способствовали расцвету городов. Они были благоустроены, городские улицы мостились булыжниками, вода в город подавалась при помощи водопровода из керамических труб. Мощные глинобитные городские стены с башнями по углам защищали Тальхир. Центральная часть Тальхира занимала площадь 9 гектаров, а за стеной находились торгово-ремесленные предместья, располагались городские некрополи. Город занимал большую площадь, лишь южный рабад Талгара – не менее 20 га, сохранившийся до сих пор. В долине р. Талгар располагались аулы земледельцев. Жители занимались и скотоводством, в том числе отгонным. Рядом с городом проходили маршруты кочевников, двигавшихся летом на летние пастбища и осенью уходившие со скотом на зимовки в Прибалхашье. Следует отметить, что в городах было много грамотных людей, об этом можно судить по находкам керамики, на которой ставили клеймо мастера, а также имена хозяина посуды. На изящных кувшинах и блюдах, в том числе привезенных сюда купцами, имелись благопожелательные надписи. Они выполнялись на арабском языке, встречаются также древнетюркские рунические надписи. Жизнь городов продолжалась и в XIII-XIV в. в государстве Чагатаидов, позднее в Жетысу сформировалось Казахское ханство. Произошло это 550 лет тому назад.
Участником всех событий был и город Алматы. Говоря о возрасте Алматы и определяя его в тысячу лет, следует подчеркнуть, что имеется в виду не время обживания человеком района Алматы в эпоху бронзы и раннего железа, а время сложения здесь населенного пункта, соответствующего принятым в науке признакам дефиниции города. Поэтому, говоря об истории обживания района Алматы, следует отметить, что археологи нашли здесь остатки поселений эпохи каменного века, возраст которых от 40 до 10 тыс. лет. В эпоху бронзы, 4000-3000 лет тому назад, здесь находились большие поселения людей. Среди них Бутакты на западных склонах Коктобе, Теренкора в северной части города. В период раннего железного века на территории Алматы существовали памятники саков VII-III вв. до н.э. и усунь III в. до н.э. – VI в. н.э. Обнаружены и изучены некрополи и поселения этих народов – создателей ранних государств. Ко времени VII в. до н.э. – I в. н.э. относится уникальный некрополь Боролдай, а также могильники Шанырак, Улжан и остатки царских курганов, все еще сохраняющихся в массивах застройки города. Крайне актуальным представляется вопрос и о времени жизни города, дате затухания или прекращения его жизни. Археологи доказали, что упадок городов и урбанизации Жетысу приходится на конец XIII века. В это время деградируют города Каялык и Икиогуз. Причин, которые привели к упадку урбанизации, было несколько: это ослабление экономических связей Илийской долины с соседними районами, вызванными последствиями монгольского наше ствия; междоусобицы в государстве Чагатаидов; сокращение, а затем прекращение международной торговли на Великом Шелковом пути. В первые десятилетия XIII в. запустел крупный город Тальхир, отождествленный с городищем Талгар, расположенный на южной окраине современного города Талгара. И возникает вопрос: не с переносом ли центра политической жизни в город Алматы связано запустение Тальхира. Жизнь же Алматы замирает в середине XIV в. Об этом свидетельствует клад чагатаидских монет. Он был спрятан в 1329-1330 гг. И в нем уже нет монет, чеканенных в Алматы. Таким образом, город Алматы дожил, по крайней мере, до 1330 г.
Однако, говоря о кризисе урбанизации, следует подчеркнуть, что оседлая жизнь здесь никогда не прекращалась. Сельские оседлые поселения, зимовки полукочевого населения продолжали существовать и играли важную роль в жизни казахов и Казахского ханства. Показательны сведения людей, побывавших здесь и оставивших описания жизни казахов. Следует упомянуть о ссыльном поляке А. Янушкевиче, посетившем в 1846 году Приджунгарье. В долинах Чинжалы, Егинсу и других, как пишет он, казахское население «возделывает поля при помощи каналов и ирригации, сеет на них просо». К середине XIX в. вся предгорная полоса Заилийского Алатау была занята оседлыми казахами-земледельцами. Ч.Валиханов пишет о том, что в районе Тургеня, Иссыка и Талгара до Верного «все пространство, по которому мы ехали, и до подошвы гор были аулы. Около Талгара по долине много курганов, насыпей и казахских пашен. Я ночевал у казахов-земледельцев». Это подтверждается данными палеоэтнографии. С.Ж.Жолдасбаев пишет о многочисленных поселениях и зимовках казахов XVI-XIX вв. Более того, отмечено, что русские переселенцы заимствовали у местного казахского населения приемы искусственного орошения и систему землепользования. Интересны в данной связи факты, относящиеся к основанию Верненской крепости. 2 июля 1853 г. отряд майора М.Д.Перемышльского выступил из Копальского укрепления. Обследовав северные предгорья Алатау и Талгара, командир отряда выбрал место для укрепления, где река Малая Алматинка сбегает с гор и устремляется в степь. И в донесении от 8 августа 1853 г. майор сообщал генерал-губернатору Западной Сибири Г.Х.Гасфорту: «Осмотрев первые и вторые Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему предложили Алматы местом будущего поселения». Один из документов тех дней свидетельствует о том, что весной 1854 г. русские военные приступили к сооружению Заилийского укрепления, наименованного Верным. 4 февраля 1854 г. на докладе Инженерного департамента Николай I написал: «Согласен укрепление назвать Верным». Эту дату общепринято считать началом новой истории города Верного – Алма-Аты – Алматы. |