Трудно найти более загадочную личность в истории Алматы, чем известный писатель-пушкиновед Николай Раевский Жизнь и творчество известного писателя Николая Алексеевича Раевского, называвшего себя алматинцем, загадочны и таинственны – и сегодня остаются в какой-то мере закрытыми. Раскрыть с возможной широтой облик писателя, ученого, мыслителя, исследователя отныне помогает книга «Неизвестный Раевский», автор – академик Международной академии наук, доктор социологических наук, профессор Олег Карпухин. Кстати, Олег Иванович родом из Казахстана, он родился в Кокшетау, где оказались его родители в эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Николай Алексеевич Раевский родился и вырос в России. По отцовской линии будущая знаменитость принадлежал к одному из старинных дворянских родов Раевских. Начал свою многогранную исследовательскую деятельность творчества и жизни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в далекой Чехии. Позже так сложилась судьба, что именно в Казахстане, в городе у подножия Заилийского Алатау, Николай Раевский опубликовал свои книги об Александре Пушкине, которые сделали его знаменитым на весь мир. А вот о самом Раевском написано мало, сняты телепередача и документальный фильм режиссера Александра Головинского при жизни писателя, и, пожалуй, все. К счастью, сейчас ситуация иная, литературные труды Николая Раевского становятся объектом исследования и темой написания книг. Особое место среди них занимает многолетний исследовательский труд Олега Карпухина. Об этом говорили на презентации книги, которая состоялась в Алматы в Национальной библиотеке РК. Имя Олега Карпухина неразрывно связано с творчеством русского писателя Николая Раевского. На протяжении десятилетий Олег Иванович занимается исследованием жизни и литературных трудов ученого-пушкиниста. «Неизвестный Раевский» – содержание книги органично вытекает из того, чему посвятил Олег Иванович свою жизнь. Его, кстати, связывала искренняя дружба с Николаем Алексевичем. А познакомил Карпухина и Раевского Олжас Сулейменов.
Известный Раевский
Вообще же биография писателя Раевского – яркий образчик того, как на судьбу человека влияют обстоятельства, судьба в эпоху перемен. Родился Николай Алексеевич в уездном городке Вытегре Олонецкой губернии (ныне Вологодской области) в семье судебного следователя. Из-за частых разъездов отца по служебным делам воспитанием детей в основном занималась мать – Зинаида Герасимовна. И ничто не предвещало той жизни, которая в итоге сложилась у будущего писателя. Закончив в 1913 году Каменец-Подольскую гимназию с золотой медалью, Раевский стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Начавшаяся Первая мировая война повлекла Раевского к себе: он добровольно оставил университет и поступил в Михайловское артиллерийское училище. Когда в 1918 году Раевскому довелось встать в ряды Белой гвардии, он был уже опытным офицером, убежденным противником советской власти. В январе 1960 года Николай Раевский после одиннадцати лет, проведенных на поселении в Минусинске, переехал в Алма-Ату, получив работу переводчика в Республиканском институте клинической и экспериментальной хирургии. И кстати, работал в институте до 82 лет. И здесь Николай Алексеевич наконец получает возможность пользоваться обширными пушкинскими фондами богатейших алма-атинских библиотек, он погружается в работу над своей книгой об Александре Пушкине «Если заговорят портреты». Он занимается тем, о чем мечтал долгие годы и чем был увлечен с молодости. Повесть в сокращении опубликует журнал «Простор». Позже полная версия первой книги Николая Раевского выйдет в издательстве «Жазушы». Закончив ее, Раевский сразу приступит к новой рукописи. Десять лет работал он над книгой «Портреты заговорили», которая имела колоссальный успех у широкой читательской аудитории. В Алма-Ате Раевский более детально изучить свои пражские находки, которые ему удалось сделать в те годы, когда он там был в вынужденной эмиграции. И успел даже закончить местный университет и овладеть профессией биолога. Именно там 13 мая 1945 года Раевский был арестован советскими властями. Что случилось дальше с Николаем Алексеевичем – нетрудно представить. Его по статье 58-4 «б» «за связь с мировой буржуазией» приговорили исправительно-трудовым лагерям. В 1986 году Николаю Алексеевичу удалось побывать в Праге. Он поехал туда в поисках своих дневниковых записей довоенного и военного периода, рукописей неизданных и никому не известных книг, которые были переданы в 1945 году на хранение надежным людям, незадолго до ареста. Вместе с ним поехал в Прагу Олег Иванович Карпухин, которому однажды Раевский признался в существования своего архива за границей. Олегу Ивановичу стоило немало труда, чтобы Раевский выехал в Прагу. Им содействовало Общество дружбы и… бюджет кинопроекта Александра Головинского, который в это время снимал документальный фильм о писателе Раевском. Фильм до сих пор является единственной киноработой об ученом-пушкинисте. Режиссеру пришлось заложить в смету фильма поездку. Увы, в ту поездку архивы не нашлись. Много воды утекло с тех пор. Люди умерли, бумаги затерялись… – Через год после смерти писателя, в 1989 году, я обнаружил часть архива Раевского в архиве Октябрьской революции, – сказал на презентации Олег Иванович. После смерти писателя он напишет: «Чем глубже я вникал в эту долгую и удивительную жизнь, тем больше печалился тому, что нет книги об этой жизни. Более того, нет даже сколько-нибудь обстоятельного очерка. В судьбе этой, между тем, есть все, чтобы на ее основе воссоздать, без преувеличения, историю двадцатого века со всем блеском, трагедиями, величием, потерями и обретениями».
Неизвестный Раевский
При всем том, что тяжелый хлеб у исследователя, Олег Иванович Карпухин – неисправимый романтик. Его исследовательская жизнь – кипучая, и это несмотря на то, что он занят ответственной работой. В настоящее время он трудится в должности советника Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Он, словно, заряжен творческим азартом Николая Раевского. «Творчество Раевского на протяжении всей его, почти вековой, жизни перерывов почти не знало. Вот только в тюрьмах да лагерях его писательский труд приостанавливался. Но даже и здесь его замыслы порой находили неожиданное воплощение. Так, однажды, по его воспоминаниям, во время одной из пересылок в переполненном заключенными вагоне он нашел очень благодарных слушателей (уголовники даже уступили место у печки) и за несколько вечеров сымпровизировал сюжет своей будущей повести «Джафар и Джан», – пишет Олег Иванович. Исследователь Карпухин в своей книге впервые опубликовал обнаруженные в архивах Москвы и Праги произведения, написанные Николаем Раевским после гражданской войны, в годы белой эмиграции. Оказывается, в эти годы писатель вел очень подробные дневники, много занимался переводами с французского и даже пушкинистикой. – Словом, ни дня без строчки, а взяться за перо в качестве сочинителя его вдохновила вышедшая в 20-е годы книга Шульгина «1920 год», переизданная тотчас по указанию Ленина в СССР, – говорит Олег Карпухин. Исследователь, повторим, очень сдружился с Николаем Раевским, их объединяло многое – взгляды на литературу и аналитическая интуиция. Между ними была и глубинная человеческая общность, не говоря уже о близости литературного слога Карпухина с текстами Раевского. Смеем предположить, что, видимо, это и дало моральное право Олегу Ивановичу напечатать в своей книге материалы о неизвестных страницах жизни писателя, а также письма к нему Владимира Набокова и письмо Ивана Лукаша. Николай Алексеевич Раевский – член Союза писателей СССР, а еще удостоен звания «Заслуженный работник культуры Казахской ССР». Похоронен писатель близ Алматы, на небольшом кладбище. На скромной могиле надпись, которую он сам просил сделать на надгробье: «Раевский Николай Алексеевич. Артиллерист. Биолог. Писатель». В рамках презентации книги был продемонстрирован документальный фильм «Жизнь за Отечество» известного режиссера, заслуженного деятеля искусств РК, члена Союза кинематографистов и Союза журналистов Казахстана Александра Головинского. Этот фильм был снят при жизни Николая Раевского, в 1987 году. Он свидетельствует, как любил жизнь Николай Раевский. Терпел, жалел, приходил на помощь, любил свое дело – писательство. Этого уже никому не отнять. – Прочтите «Неизвестного Раевского» – страстную, правдивую книгу, и все встанет на свои места, – сказал в завершение презентации модератор встречи – поэт, романист Дюсенбек Накипов.
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=10347&Itemid=2 |