Надежда ПЛЯСКИНА В январе вышла в свет книга "Прогулка самурая” знаменитого казахстанского альпиниста, мастера спорта международного класса армейца Дениса УРУБКО. Сейчас Дэн, как называют его друзья, тренируется в Италии, готовясь вместе с Симоне МОРО взойти по новому маршруту на четвертую вершину мира Лхоцзе (8545 м) в Гималаях. Новый сборник рассказов Урубко посвятил памяти друга и напарника альпиниста Сергея САМОЙЛОВА, который погиб в прошлом году, штурмуя Лхоцзе.
- "Такого человека, как Батяня (так любя называли Сергея друзья. - Н.П.), судьба посылает тебе как незаслуженное счастье”, - эти слова я написал в предисловии к своей книге, - рассказывает автор. - Я не был достоин его помощи, хотя прибегал к ней неоднократно. Мы прожили много жизней вместе, потому что каждая большая экспедиция в горы подобна отдельной странице большой истории. И, пройдя много сложных маршрутов, Самойлов стал одним из величайших спортсменов Казахстана, незаслуженно скромно вознагражденным.
- Дэн, почему сборник называется "Прогулка самурая”? - Как-то в зимней экспедиции на Макалу, очень опасной и нервной, у меня с собой оказались записки известного воина Миямото МУСАСИ "Книга пяти Колец”. Это достаточно странное, противоречивое для непосвященного человека произведение, но если вдуматься - в нем появляется простор для собственных идей. К тому же средневековый буддизм в трактовке воинственных кланов Японии сильно напоминает настроения в современном альпинизме. Поэтому, когда я начал писать книгу, название пришло само собой: я постарался отразить свершения Сергея на пути воина.
- Какие истории легли в основу "Прогулки самурая”? - В сборник вошли шестнадцать рассказов - это истории о восхождениях, жизни людей, с которыми меня сталкивала судьба с 2005 по 2008 год. Как-то один из друзей, слушая мои воспоминания об очередной экспедиции, заметил: "Все у тебя какое-то надрывное: снег, ветер, страсти-мордасти, тяжесть, боль... Ты же был счастлив, отправляясь зимой на К2! Неужели все так плохо? Было же и что-то прекрасное?!” В следующий раз, рассказывая, я не стал сгущать краски, и в ответ услышал: "Вечно ты все преуменьшаешь. Тебя послушать - так все было тихо-мирно и гладко. Ни лавин, ни опасностей, ни риска. Никто из вас не ругался, жили без конфликтов. Где же правда о горах?” Памятуя об этих двух оценках, я постарался описать сильные эмоции, странные, порой дикие мысли, возникавшие в разных сложных ситуациях. Интересно наблюдать, как люди ведут себя "на острие”, когда кровь полна адреналина. Например, в 2005 году мы с Сергеем Самойловым лезли по новому маршруту - по юго-западной стене на вершину Броуд-пик (8047 м). Тогда из 60 стартовавших взошли только мы двое. Сложности заключались в том, что на пути было много ледопадов. Каждый день гора готовила нам сюрпризы из-за непогоды: снег налепило на стены, и зацепов не стало видно. Мы висели на этой стене вместо запланированных пяти дней целую неделю, но все-таки дошли до вершины. Такое ни за какие деньги не купить! Или зимнее восхождение на восьмитысячник Макалу (8463 м) в 2008 году. Несмотря на то, что мы вынуждены были отступить, я вспоминаю с особым трепетом те 40 дней изнурительной борьбы с ураганом и жутким морозом. Тогда мне пришлось принять сложное решение - свернуть экспедицию, хотя до вершины оставались считаные метры. Но я знал, что несу ответственность за людей, а сражаться со стихией бессмысленно. Ведь лучше гор могут быть только альпинисты, которые их покоряют. Моей проверкой на прочность, пожалуй, стала Аннапурну. На нее в 2004 году я шел один и ночью: напарник Симоне Моро заболел. Помню, давило ощущение неопределенности, пугали опасные ледовые склоны. И все-таки я пошел вверх в одиночку. Потом чудом нашел спуск, не промахнулся мимо спасительной палатки... Сегодня ни за что бы не хотел повторения той ситуации.
- Это твоя пятая книга. Как удается и вершины покорять, и писательством заниматься? - До сих пор помню удивление и восторг, когда держал в 2001 году свою первую брошюру "Спор’t”. Потом были "Горный сезон”, "Гайд-бук по Алматинским горам”, "Акцент - горы”. Кстати, мои книги увидели свет благодаря бывшему альпинисту, а ныне дизайнеру Андрею ИГУМНОВУ. Он помог мне с версткой и типографией. И вот теперь я уже выпустил пятую книжку. Как удается совмещать спорт и творчество? Сложно, но если любишь свое дело, то все возможно. Я окончил факультет журналистики КазГУ, но пишу о горах так, как сам считаю нужным. Вот о восхождении на К2 я так ничего и не написал, потому что оно вышло неинтересным, неспортивным, хотя очень важным и сложным.
- Какие планы на будущее? - Сейчас я занят подготовкой команды ЦСКА (в том числе и собственной подготовкой) к экспедиции в Пакистан летом 2010 года. Это целый комплекс тренировок. Будем оттачивать технику на скалах, поедем в ущелье Ала-Арча рядом с Бишкеком, чтобы пройти сложные ледовые и скальные маршруты. Придется совершать скоростные восхождения. Это для меня основная цель еще и потому, что помимо классического маршрута на Хидден мы с Борисом ДЕДЕШКО хотим пройти новый маршрут. Кроме того, весной я опять собираюсь на Лхоцзе. Мне интересно прокладывать новые казахстанские маршруты - под самой крышей мира.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Дениса УРУБКО, Алматы http://www.time.kz/index.php?newsid=14772 |