№ 313 (16699) от 18.04.2009 Ольга ХРАБРЫХ, Алматы Неистовая метель разыгралась с новой силой. Женщина надеялась, что судьба снова подарит ей шанс на спасение. Сердце мужчины бешено начало колотиться, он словно услышал крики о помощи, раздававшиеся за перевалом. Предчувствия не обманули его: в помощи нуждалась когда-то потерянная им возлюбленная. Это испытание, посланное кем-то свыше, помогло ей найти правильную дорогу в жизни. Такова сюжетная линия новеллы Дукенбая Досжана "Перевал молодой женщины", включенной в книгу "Когда я умирал". Пожалуй, произведения писателя Дукенбая Досжана для многих стали своего рода компасом, помогающим найти правильные ориентиры в жизни и не сбиться с истинного пути. Недавно в свет вышла книга этого мастера художественного слова "Когда я умирал" в серии "Самый читаемый писатель". Дукенбай Досжан - лауреат Государственной премии РК, Национальной премии имени Мухтара Ауэзова. За полувековой период многогранной творческой деятельности из-под пера этого незаурядного и самобытного прозаика вышло 11 романов, 22 повести и свыше 100 рассказов. "Я рисую жизнь такой, какой я вижу, а не такой, какой я ее представляю", - говорит Дукенбай Досжан. И действительно, в новеллах Досжана, героями которых стали простые аульчане с богатым внутренним миром, мы узнаем до боли знакомые ситуации. Ко многим из досжановских персонажей проникаешься искренней симпатией. Например, к старику Айсе, которого степной мулла заставил заночевать в могиле. И тот по своей душевной простоте согласился. Начинаешь задумываться о том, что к добрым непосредственным людям в обществе порой действительно относятся несправедливо. Но именно на огонек души личностей, похожих на этого героя, люди слетаются, как мотыльки. Высокую оценку книге "Когда я умирал" дал классик казахской литературы Абиш Кекильбаев. "Самый читаемый писатель" - так определяет он литературное место в Казахстане Дукенбая Досжана, лауреата Государственной и Национальной премий, автора более сорока книг, переведенных на разные языки мира. "Его рассказы рассматриваются как свидетельство упадка и возрождения национального духа казахов. Беспрерывный, художественный поиск - что бы ни было уже сделано и что бы ни было найдено - определяющая черта почерка писателя. Эстетическая значимость - неистребимой жаждой человека выстоять в схватке с силами ненависти и лжи", - так написал Кекильбаев в аннотации к этой книге. |