Во вторник в Алматы, в Национальной библиотеке РК, собрались все, кто хотел вспомнить замечательного поэта Инну Потахину, увы, непростительно рано ушедшую из жизни. В январе этого года исполнилось 70 лет со дня ее рождения.
Вечер был подготовлен журналом «Простор», ведущей была поэт Любовь Шашкова.
Собравшиеся читали стихи Инны, говорили об ее творчестве, вспоминали просто как замечательного человека, который был в их жизни и оставил в ней заметный след.
К сожалению, незадолго до вечера мы узнали о безвременной кончине известного в нашей стране литературоведа Виктора Бадикова – университетского товарища, одного из близких друзей Инны, который должен был стать одним из ведущих вечера, принимал участие в его подготовке, поэтому собравшиеся почтили минутой молчания его память, и здесь, на вечере, он как бы был среди нас.
Любовь Шашкова назвала Инну Поэтом Серебряного века, произнесла вступительное слово, которое пересказывать не буду, – статью Любы, посвященную Инне, вы можете увидеть на сайте журнала «Простор», в 3-м номере за этот год.
Литературным архивом Инны уже несколько лет занимается поэт Римма Артемьева. Она подготовила посвященную ей книгу «Благодарю за дружбу Вас». Благодаря Римме, прозвучали стихи в исполнении Инны, записанные на магнитофон в последние дни Поэта.
Также Римма рассказала собравшимся факты из жизни Инны Потахиной, удивившие даже тех, кто знал ее близко.
Девочкой-школьницей, поступая на филологический факультет КазГу, Инна удивила комиссию своей эрудицией. Почему не поступала на журфак?
- Чтобы быть журналистом, надо иметь сильный характер, – сказал ей отец, военный.
Инна все же стала журналистом, и потом всю жизнь как будто доказывала, что у нее – сильный характер.
Она была всегда демократична, и даже будучи мэтром, известной поэтессой, держала всегда себя на равных с начинающими поэтами.
- Зачастую,- отметила Римма, - мы боимся друг друга благодарить, Инна умела и любила благодарить окружающих за казалось бы мелочь…
- Она жила во многих домах и часто не ночевала дома, это было кочующее создание, - сказала Людмила Енисеева-Варшавская, - она была везде своя.
Лидия Колесникова исполнила песни Инны, Инна была необыкновенно многогранным человеком – сочиняла музыку, играла на пианино, увлекалась спортом. Песни пришлось восстанавливать по стихам, по напетым мелодиям, но Лидия Николаевна призналась, что писались они на удивление легко, словно Инна откуда-то издалека надиктовывала их.
Адольф Арцишевский вспомнил юность Инны: «Любви у нас не получилось, а получилась большая, на всю жизнь, дружба… Она до последнего дня была в хорошей творческой форме… «
Как всегда, Адольф Альфонсович прекрасно читал стихи: и свои, и Инны.
И конечно же, вспомнить Инну пришли мы, ленсменовцы, – нашей газете Инна посвятила 20 лет своей жизни. Федор Федорович Игнатов, Валерий Огнев, Вася Елисеев…
- Мы все вышли из кухни Потахиной, - сказал Валерий. – Она умела нас всех объединить одним своим взглядом. По характеру, скажу я, она была генералом, она была великой женщиной… Она умела понимать нашу блуждающую стихотворную мысль и так посмотреть на поэта, что он без слов понимал, что «идет не туда». И самое главное, о чем бы мы не говорили на кухне Инны, разговор сводился к высоким материям, мы духовно росли все вместе… Она наполнила нашу жизнь высоким смыслом существования.
- Да, она для многих и в том числе для меня стала старшей сестрой, - сказал Бахытжан Канапьянов. – Она ставила мою «поэтическую руку», первая рецензия на мою книгу «Смотреться и задуматься» вышла именно с ее подачи.
Собравшиеся говорили об Инне Потахиной много, тепло и искренне, звучало много ее стихов, они были прекрасны, и я думала о том, что, как это часто бывает, «большое видится на расстоянии», увы, поэзия Потахиной не была по достоинству оценена при ее жизни, и, надеюсь, ей еще суждено занять свое законное место…
Обратите внимание на строчки из нее стихов, все они крылаты. Все словно напрашиваются в заголовок. Это свойство истинного поэта.
Царицею быть не хватило крыла…
Меня уж нет, а я сижу и солнцу рада…
Штампует время нас, похожих, как колосья…
И там, где больше нет волны, среди сомнений и души, люблю тебя, дышу…
Ах, эта жизнь наощупь, наощупь, наобум…
Увы, я никогда не была на посиделках в знаменитой кухне Инниной квартиры. Я знала Инну уже в ее зрелые годы. Она несколько лет приходила и уходила из «Ленинской смены», где я работала. Я и сейчас представляю ее за пишущей машинкой в машбюро, когда она сразу на чистовик, не переписывая, печатала свои умные материалы на моральные темы. Ну а любой праздник не обходился без Инниных шуточных стихов и посвящений.
Когда у Инны врачи обнаружили неизлечимую болезнь, от операции отказалась: сколько дано, столько буду жить, - решила она.
На вечере показали запись, где Инна говорит о творчестве артиста Льва Темкина, профессионально разбирает «Чайку», ведь известно, что она была театральным человеком.
Когда писала книгу «Я родом из ТЮЗа», в старых подшивках «Ленинской смены» нашла ее заметку, посвященную 20-ю ТЮза, которую с большим удовольствием процитировала в книге. В последние годы она была завлитом театра и сочиняла пьесы, которые шли на сцене ТЮЗа и которые до сих пор вспоминает театральная общественность Алматы.
Что говорить, об Инне можно писать долго.
Ну а что касается вечера ее памяти, думаю, со мной согласятся многие, он прошел замечательно. Выступающие говорили искренне, от души, и если бы не лимит времени, не сомневаюсь, выступающих было бы гораздо больше.
Пройдет полвека или век,
А в общем – целая эпоха.
А в самом деле человек
Живет от вздоха и до вздоха.
И в этом узком закутке
Он тот, каким себя мерещит.
Красив, шагает налегке,
Избегнув порки и затрещин.
По-настоящему святой
Цветы оставит у порога,
Ведь жизнь дана, как дар простой.
А слава достается Богу...
Людмила Мананникова.
Фоторепортаж с вечера вы можете увидеть здесь:
http://prostor.ucoz.ru/photo/2
Материалы, посвященные этой замечательной поэтессе. Вы можете прочитать здесь:
http://prostor.ucoz.ru/publ/32-1-0-486
http://almaty-lit.ucoz.ru/publ/16-1-0-211
http://almaty-lit.ucoz.ru/load/5-1-0-34
http://almaty-lit.ucoz.ru/load/5-1-0-35 |