№ 17 (332) от 07.05.2007, «Мегаполис» Ксения МИХАЙЛОВА Ремэйки ворвались в нашу жизнь таким бурным натиском, что немногочисленные желающие сочинить что-нибудь «новое» капитулировали, даже не начав сражаться. Макс Фрай покусился на «классику» – мифы Древней Греции, детские игры и известные сказки. Если великие деятели прошлого действительно имеют обыкновение «переворачиваться в гробу» при любом, не восторженно-восхищенном упоминании, то после книги Макса Фрая «Сказки и истории» они вряд ли успокоятся в ближайшее десятилетие. Уж очень смело автор «препарирует» известные истории, рассматривая их в принципиально новом ракурсе, домысливая детали, сплетая воедино несовместимое и придумывая совершенно необычную развязку. Границ нет и быть не может – все то, что может вызвать на лице читателя улыбку или пробудить ассоциации с собственным прошлым, – разрешено. А нормы морали, нравственности и слепого уважения к радостям и традициям прошлого рекомендуется приберечь для следующего произведения. Авось пригодится. Макс Фрай заново рассказывает мифы о Сизифе, Орфее и Эвридике, Дедале и Икаре, Персее и Медузе Горгоне, Зевсе и укравшем огонь Прометее. «Орфей, совершив невозможное, спустившись живым в Аид, обнаруживает там Эвридику, вполне довольную загробной жизнью. Она тут популярна, многие мертвые дамы набиваются ей в подружки, а мертвые мужчины мечтают стать ее бойфрендами. Она не спешит, выбирает. У нее уже неплохая работа, и обещают, что скоро будет лучше…» – легкость языка и демонстрация абсолютной свободы от стереотипов. Сын Дедала Икар не погибает, спалив самодельные крылья на солнце. Он попадает к крылатым девам, одна из которых называет его Карлом. А потом у них рождается сын, который унаследовал тягу папы к полетам, но изобрел себе для этого… пропеллер! И жил не тужил, как и мечтает любой мужчина в самом расцвете сил. Астрид Линдгрен такое происхождение выдуманного ею героя и не снилось. Может, и к лучшему. Разделив «Сказки и истории» на несколько самостоятельных разделов и огромное количество отдельных глав, автор организовал себе полную свободу действий. «Мифоложки», «энциклопедия вымышленных непристойностей», «странные сказки», «подвижные игры на свежем воздухе» и даже «практические советы начинающим демиургам». За застывшей на лице во время чтения улыбкой скрывается глубочайшая ирония. Правда, насмешка эта не злая, а, напротив, ностальгически-душевная. И если хочется на свои детские убеждения и советское прошлое взглянуть со стороны, то Макс Фрай станет идеальным проводником в собственное прошлое. Достаточно наивно и легко написано, чтобы не обидеть. И при этом очень четко расставлены все акценты и заострено внимание на мелочах, чтобы не остаться на всю жизнь в розовых очках. |