Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Новости. Казахстан [321]
Новости. Россия. [69]
Новости. Планета. [52]
Новые книги, выпущенные в Казахстане [95]
Конкурсы [60]
Новости сайта [20]
Память [6]
Новости Литературного дома "Алма-Ата" [7]
ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [5]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » 2016 » Ноябрь » 16 » ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР, КАК ЛЮБЛЮ ЕГО Я?
    05:09
    ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР, КАК ЛЮБЛЮ ЕГО Я?

    Елена Брусиловская, обозреватель газеты «Казахстанская правда»

    Вышла в свет книга «Пьеса написана. Ждите премьеры», посвященная Государственному академическому русскому театру имени Наталии Сац.

    Это уже третья книга Людмилы Мананниковой, И как первые две, новую книгу по праву можно назвать своеобразным объяснением в любви театру ее детства.

    Очень точно назвал когда-то театр «властелином чувств» его страстный и верный рыцарь Виссарион Белинский. Тот, кто однажды попал под удивительную магию театрального мира, до конца дней остается верным его поклонником.

    Вот и Людмила Мананникова, перефразирую любимого ею Антуана де Сент-Экзюпери, утверждает, что она – родом из ТЮЗа.

    «Мой старый добрый ТЮЗ привносил в мою жизнь и жизнь моих сверстников то, чего не могло дать никакое другое искусство. Волшебное таинство общения актеров со зрителями, мгновения, когда раздвигается театральный занавес и ты ощущаешь неповторимый сладостный холодок кулис, ждешь, что сейчас, немедленно, свершится чудо.

    Актеры долгое время были для меня людьми совершенно из другого мира, немножко волшебниками, почти святыми, и даже сейчас, будучи взрослой, я сохранила к ним свое трепетное детское отношение, и каждый раз волновалась, когда шла на встречу с каждым из них», – написала в одной из своих книг Людмила Мананникова.

    Это «трепетное детское отношение» к ТЮЗу чувствуется и в новой книге, в то же время она ни коем образом не повторяет предыдущие. Людмила Борисовна знакомит читателей не только с новыми спектаклями детского театра последних лет, беседует с ведущими актерами и режиссерами, но и рассказывает о наиболее важных событиях в тюзовской жизни – 70-летнем юбилее театра, Республиканском детском фестивале «Солнечный круг», который вот уже в третий раз проходил по инициативе алматинского ТЮЗа, авторских вечерах в Генконсульстве России, героями которых были известные тюзовские актеры, а также – об участии ведущих актрис театра в Международном театральном фестивале, проходившем в Душанбе и даже о том, как актеры поддерживают патриотическую акцию «Бессмертный полк».

    Отдельный раздел книги посвящен «круглым столам», которые проводились в театре по инициативе автора этой книги. В них принимали участие не только работники ТЮЗА, но и педагоги, представители различных детских организаций, ведь вопросы, которые на них поднимались, не замыкались рамками сцены.

    Как сказала в своем интервью «Предназначение театра – строительство души», которое открывает книгу, директор театра Надежда Горобец, «Мы хотим, чтобы наш театр приносил пользу, чтобы вокруг него концентрировались люди, которым не безразлично, каким

    вырастет наше будущее поколение. Стараемся предложить детям альтернативу тем развлечениям, которые существуют вокруг.

    А театр ведь не только развлекает, но и воспитывает. Формирует душу ребенка, я бы сказала. Ребенок должен учиться дружить, любить, сострадать. Он смотрит на сцену и проживает вместе с героем определенную жизненную ситуацию. И получает опыт. Причем он ему не навязан, не продиктован менторским тоном… Переживая вместе с героем, ребенок учится сочувствовать окружающим его людям.

    Поэтому детский театр никак нельзя вычеркнуть из нашего общего театрального пространства. Он воспитывает зрителя, который приходит потом в театр навсегда. И становится театралом на всю жизнь».

    Эта «педагогически-театральная установка» определяет не только характер всего материала книги, но и ее общественную, социальную значимость.

    Бытует расхожая фраза, высказанная когда-то художественным руководителем лермонтовского театра, народным артистом РК Рубеном Андриасяном, который более десяти лет руководил ТЮЗом в 70-80-е годы, а потому для детского театра человек не посторонний, что в театр не поступают, а попадают… как под колеса поезда или трамвая. Наверное, поэтому театр не терпит равнодушия.

    Действительно, среди актеров есть разные люди – хорошие и плохие, талантливые и не очень, умные и глупые, но нет людей равнодушных. Равнодушному не нужен театр, как не нужен он и пессимисту, которому нечем утешить людей.

    Что же касается тюзовских актеров, то это особая когорта людей, сохранивших детскую наивность, веру в добро и справедливость, без чего, как известно, не обходится ни один детский спектакль. Не могу не отметить и оригинальное построение книги. Это своего

    рода пьеса со множеством действующих лиц, но с единым местом действия – театральной сценой ТЮЗа.

    Соблюдая драматургические каноны, Людмила Мананникова открывает книгу Прологом, который складывается из серии интервью – директора театра Надежды Горобец, ведущего режиссера Султана Усманова, ведущей актрисы Татьяны Костюченко. Что интересно, в качестве собеседников автора книги впервые предстают звукорежиссер театра, музыкальный оформитель спектаклей Максим Германцев, участники струнного квартета театра, художник по костюмам Гульшат Омарова. Кстати сказать, ТЮЗ, пожалуй, единственный театр,

    имеющий собственный, пусть камерный, но оркестр.

    Для каждого из своих собеседников Людмила Мананникова находит особый «ключик», который позволяет ей открыть потайную дверцу актерской души, давая возможность не просто открыться в биографическом плане, но и пофилософствовать о природе актерства,

    ведь оно, это актерство, как никакая другая профессия дает уникальную возможность прожить множество жизней, примерить на себя множество судеб, окунуться в различные исторические эпохи.

    Затем следует Первое действие. Это авторский рассказ о премьерных детских спектаклях, которые были поставлены на Основной сцене. Сразу обозначу и еще одну уникальность алматинского ТЮЗа.

    Помимо Основной сцены, на которой, как правило, идут детские спектакли, он имеет еще и Камерную, предназначенную для взрослых зрителей, что дает возможность актерам не замыкаться в амплуа мышек, белочек и зайчиков, а попробовать себя и в классической драматургии.

    Итак, Действие первое. Название картин, из которых оно складывается, подсказывает и название спектаклей, представленных на страницах книги. Например, «Мы верим алым парусам», «К нам едет Ревизор», «Серый волк у нас положительный герой», «Недоросль

    – старинная комедия о современных нравах», «Добрый Карлсон, смешной чудак», «Такая современная Золушка», «Голубая стрела ждет вас», «Наш лучший друг Винни Пух» и другие.

    Действие второе – это и есть та самая Камерная сцена, где идут «взрослые» спектакли. Скажем, классика мировой драматургии: спектакль «Миллионерша»» по пьесе Бернарда Шоу, или пьесы современных зарубежных авторов: мистическая комедия «Неугомонный

    дух» английского драматурга Ноэля Коуарда, «Кража со взломом» американского драматурга Вина Морреаля Младшего. Хотелось бы сказать, что этот спектакль стал первым режиссерским опытом одного из ведущих актеров театра Евгения Дубовика, и, по мнению автора книги, довольно удачным.

    Но мне хотелось бы отметить постановки, которые выбиваются из привычной сценической стилистики, потому что, во-первых, они созданы самими тюзовцами (я имею ввиду не только режиссуру, игру, но и текст пьесы), а во-вторых, связаны с одной из важных исторических дат.

    Например, спектакль «Поздравляю тебя с премьерой» приурочен к 70-летнему юбилею театра. Текст для него написан Людмилой Мананниковой, постановку осуществил режиссер театра Владимир Крылов. Главная героиня спектакля – знаменитая основательница театра Наталия Ильинична Сац, роль которой исполнила артистка Ольга Бобрик.

    Знаковым стал и спектакль «Нам нужна одна Победа…», посвященный Победе Советского народа в Великой Отечественной войне.

    Это также совместное творчество Людмилы Мананниковой и одной из ведущих актрис ТЮЗа Татьяны Костюченко, которая первый раз выступила в необычной для себя роли – режиссера-постановщика.

    Ну а в Антракте, который, как известно, является обязательным атрибутом театра, читатели смогут немного отвлечься от сцены и окунуться в словесные баталии «Диспут-клуба», поразмыслив вместе с его участниками о роли детского театра в современной жизни обществе и поиске героя нашего времени.

    Отдельный раздел книги посвящен ежегодному Республиканскому фестивалю детских театров «Солнечный круг», который проходит под эгидой ТЮЗА. Этот раздел так и называется: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», что очень точно отражает настроение, с которым проходит этот детский праздник.

    Отмечу и рассказ Людмилы Мананниковой об участии актрис ТЮЗа Татьяны Костюченко и Марией Коваленко в Пятом Международном фестивале молодежных театров «Нигохи нав», который проходил в Душанбе. «Нигохи нав» в переводе с таджикского языка означает «Новый взгляд». Таким взглядом для наших актрис стала постановка спектакля «Палата №…» по пьесе российского драматурга Валентина Красногорова «Женская доля», который они и показали на фестивале.

    Важность этого события не только в том, что актрисы алматинского ТЮЗа были удостоены престижных наград, но и в том, что это была редкая по нынешним временам возможность выехать в зарубежье, пусть и ближнее, посмотреть на работы других театров, ну и самим в грязь лицом не ударить.

    Когда я листаю страницы этой во многом необычной книги, мне становится понятным, что ее автор – не чужой человек театру. Не случайно выросла она «на глазах у ТЮЗа». Как вспоминает Людмила Борисовна, окна квартиры, где прошло ее детство, были как раз напротив здания ТЮЗа, который в те времена располагался в самом сердце города, и архитектура которого по праву служила украшением старой доброй Алма-Аты.

    Об этом ушедшем в прошлое времени рассказывает глава книги под знаковым названием «Театр... Судьба». Здесь можно прочесть «Воспоминания о ТЮЗЕ, о Наталии Ильиничне Сац, о Викторе Сергеевиче Розове и о жизни в те далекие годы», о первой постановке «Снежной королевы», которая, по образному выражения одной из первых актрис ТЮЗа Евгении Ивановны Васильковой, все катится в «карете времени». О талантливом театральном художнике Всеволоде Владимировиче Теляковском, на полотнах которого до сих пор горит солнце, и даже об известной когда-то советской детворе Гуле Королеве, причастность которой к ТЮЗу была выявлена в ходе специального расследования, проделанного автором книги.

    В общем, Людмила Борисовна Мананникова, заведующая литературно-драматической частью ТЮза – своя среди своих, и эта «посвященность в святая святых» театрального закулисья придает книге особый шарм, делая ее глубокой по своей сути и оригинальной по содержанию.

    Ее новая книга – это своего рода ответ на классический вопрос Виссариона Белинского «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

    Прочитав ее, вы поймете, почему ТЮЗ – это группа крови, в чем очарование театра и его «магическая сила над душою человеческою».

    Итак, вперед за Его Величеством Театром и его верными подданными – актерами.

    Категория: ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы | Просмотров: 970 | Добавил: Людмила | Теги: Людмила Мананникова | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]