Вечером 18 июля, ежегодно москвичи - любители поэзии, не сговариваясь, устремляются в столичный Политехнический музей. В этот вечер здесь, в Большой аудитории, вмещающей более полутысячи слушателей, отмечает свой день рождения один из крупнейших современных поэтов России – Евгений Евтушенко. Этой традиции уже 17 лет, она не была нарушена и в прошлый понедельник. Поэт и публицист, кинорежиссер и актер, общественный деятель и коллекционер, Евгений Евтушенко и в свои 78 лет собрал полный зал! Впрочем, Большая аудитория была даже переполнена, и это напоминало те уже давние времена, когда полвека назад молодой Евгений Евтушенко вместе со своими коллегами – Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским – собирали здесь такую же многочисленную аудиторию. То были годы, которые вошли в историю Советского Союза как период политической оттепели. И стихи того поколения поэтов стали одним из самых ярких символов этой оттепели. Никого из коллег Евгения Евтушенко, с кем он тогда поднимал волну высокой, свободолюбивой поэзии, обращенной к чувствам и совести современников, к сожалению, уже нет в живых. Да и сам Евтушенко, всегда энергичный, экстравагантный, здоровьем не блещет: он перенес за последний год несколько операций, ходит, опираясь на палочку… Но поэтический дар его нисколько не потускнел. Достаточно почитать его новую книгу "Можно всё еще спасти", которую он представил публике в день своего рождения. Как сказал автор, в ней "все самое главное, что я написал за первые пять лет первого десятилетия ХХI века в самых разных жанрах". И конечно, большой раздел посвящен ушедшим друзьям-поэтам. "К сожалению, очень много прощальных стихов с моими любимыми поэтами, близкими по возрасту и по мировоззрению, - сказал Евгений Евтушенко, - потому что недавние потери Вознесенского, Ахмадулиной были не менее тяжелыми, чем потеря в 80-х годах Владимира Высоцкого. Даже если мы ссорились иногда, то только потому, что наc ссорили, на самом деле мы были сросшиеся в своей разности. Порою подкусывая друг друга, летели в одной упряжке "шестидесятников", - говорит поэт и вспоминает, как в советские времена возмущались руководители комсомола – коммунистической молодежной организации – тем, что происходит у них под носом. Они нас назвали собранием каких-то истерических кликуш, - смеется Евтушенко, - уводящих молодежь со столбовой дороги коммунизма. И решили привести с собой настоящих рабочих, которые показали бы нам, как говорят в России, кузькину мать! Привезли на поэтический вечер ребят прямо со строек, заляпанных краской, весь балкон был занят ими. Мы думали, что балкон рухнет - так они нас поддерживали и аплодировали!" Скачать "Можно всё еще спасти", уверен Евгений Евтушенко по прошествии полувека, когда жизнь изменилась кардинально. Идеологии коммунизма поэзия могла противостоять - идеологии коммерции, захлестнувшей общество и искусство, вряд ли. И все-таки… "Можно всё еще спасти" называет Евтушенко новую книгу и в предисловии пишет: "Мы все – потенциальные спасатели друг друга. Многие из-за крушения стольких "измов" вообще разуверились в том, что в жизни существует какой-либо смысл. Но смысл жизни – именно во взаимоспасении". От этого утверждения совершенно неожиданно тянутся ниточки к трагикомическому эпизоду, описанному в стихотворении "Автограф Феллини". "После просмотра картины "Джульетта и духи" Федерико Феллини и его жена Джульетта Мазина пригласили меня на дачу, - вспоминает Евгений Евтушенко. - Потом я узнал, как она готовилась встречать меня! Она изучила мои вкусы: прочла где-то, что Евтушенко любит в каждой стране местное вино и местных женщин. Стала думать, кого пригласить на роль женщин, перебрала в уме всех подруг. А потом решила: "Какого черта!? Он тогда сразу про меня забудет, сосредоточится на них, не поговорит со мной". И отказалась от этой мысли. Она была очаровательная женщина, великая актриса, замечательная хозяйка и повариха - много всего наготовила... Конечно, мы выпили достаточно вина, и ночью я пошел купаться. Феллини - на всякий случай со мной. И в море у меня вдруг случилась судорога! Феллини был на берегу, в костюме. Скинув пиджак, в рубашке и галстуке он прыгнул в море и всей пятерней ногтями впился мне в ногу! Судорога прошла, я вылез на берег... А на икре у меня осталось пять отметин - созвездие, оставленное ногтями маэстро! Я проходил с ним месяца полтора, с гордостью задирая штанину и показывая его".
"Потому нас, наверное, к большому искусству так тянет, что спасает оно даже болью, вонзенными в душу ногтями, и дарует нам радость…" - написал потом Евтушенко. Кстати, в его новой книге немало стихов мемуарного характера, ведь поэт был знаком с самыми великими людьми двадцатого столетия: Пикассо, Сикейрос, Маркес, Фидель Кастро и Джон Кеннеди, Рокфеллер и Онассис… И еще одна глава новой книги – абсолютно неожиданная для поэтического сборника. Она называется "Ваш музей" – это своего рода путеводитель по музею-галерее, который был создан самим Евгением Евтушенко в собственном загородном доме на основе коллекции живописи, фотографий и ценных в культурно-историческом плане предметов. В прошлом году поэт, передавая галерею в дар государству, заявил: "У меня образовалась большая коллекция, и я бы не хотел оставаться "скупым рыцарем". Все-таки я прожил большую жизнь, побывал во всех регионах России, во всех республиках Советского Союза, в 96-ти странах. Я был одним из первых поэтов, кто проломал своим голосом "железный занавес". Я сделал то, что мог, и буду рад, что этот музей примет тех, кто любит поэзию и живопись". http://rus.ruvr.ru/2011/07/19/53422971.html
|