Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Новости. Казахстан [321]
Новости. Россия. [69]
Новости. Планета. [52]
Новые книги, выпущенные в Казахстане [95]
Конкурсы [60]
Новости сайта [20]
Память [6]
Новости Литературного дома "Алма-Ата" [7]
ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [5]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Теги
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » 2011 » Март » 18 » Вышла в свет книга Мурата Ауэзова "Дневники. Уйти, чтобы вернуться"
    03:45
    Вышла в свет книга Мурата Ауэзова "Дневники. Уйти, чтобы вернуться"
     Разговор об этой книге требует преамбулы. Возможно, она будет пространной, но без нее никак. Ибо мы всенепременно должны сказать, что самый кровавый век истории человечества - ХХ-й. Это и Первая мировая война, и большевистский переворот, и репрессии, и высылки народов, и Вторая мировая война. "Призрак коммунизма" уже не бродит по Европе, а обретает осязаемые черты, "очаровывая" своим дурманом почти все континенты Земли.
    Вопреки теории марксизма, согласно которой наиболее промышленно развитые капиталистические страны, изживая себя, должны переходить к новой формации - социализму/коммунизму, строить самое передовое общество кинулись почему-то "крестьянские" страны - аграрная Россия с колониями, Китай с "носилками-коромыслом", Кампучия с массовым истреблением собственного народа, Вьетнам, Куба и т.д. На советских штыках внесен социализм в страны Восточной Европы. Монголия, северная Корея, Тыва из феодализма, перепрыгнув капитализм, оказались впереди планеты всей.
    "Фашистский союз", поднявший голову в Китае среди русских эмигрантов в 1920-х годах, получил государственный статус в Италии и пышным цветом, на несчастие немецкого народа, расцвел в униженной результатами Первой мировой войны Германии.
     Казахстан как часть бывшего СССР переживает общие беды советского народа, но с удвоенным коэффициентом, в силу социалистической по форме и национальной по содержанию специфики.
    Восстание 1916 года потоплено в крови. Каратели прошлись по всей степи огнем и мечом. Численность казахского населения сократилась на 950 тыс. человек. Гражданская война. Надежды алашординцев на свободу. Голод 1920-х в Поволжье. Обращение Ленина к рыбакам Арала с просьбой о помощи, после чего вооруженные команды опустошили все запасы рыбы у аральцев, подвергнув их семьи голодной смерти. Коллективизация. Голощекинский "социализм", голод, унесший жизнь почти половины казахского населения (49 процентов). Вторая мировая война, где погибло столько же казахстанцев, сколько американцев в этой же войне.
    В результате численность казахов, которых согласно Всероссийской переписи 1897-го, было 4 млн. 800 тыс., к 1945-му сократилась до 2 млн. 200 тыс. Репрессии против "врагов народа" в 1937-1938 гг. унесли жизнь 60 тыс. образованных казахов, включая получивших образование в медресе, а не только в русских школах. Ко всему этому, массовое переселение десятков народов ("врагов народа"?!), целинная эпопея приблизили казахов к демографической катастрофе. Перепись населения 1959 г. зафиксировала процент казахов среди всего населения Казахстана - 29,8 процента. Став национальным меньшинством у себя на родине, казахи лишились национальных школ, следствием чего стала проблема языка, не разрешенная до сих пор. Больше половины срока существования советской власти - 40 лет - приходится на период террора и 30 лет на загнивающий застой с тюрьмами, психбольницами, высылками за границу неугодных своих граждан. В скотоводческой республике едят "тощак" - "дезинфицированное" мясо дохлых овец (90 коп/кг). Мы строим коммунизм. Декабрьские события. Не счесть преступлений антинародной власти.
    На первую половину этого жестокого века падает детство, а на вторую - юность, отрочество, зрелость автора "Дневников" Мурата Мухтаровича Ауэзова, сына великого писателя и гражданина. Выросший в семье репрессированных, унижаемых "преданными" делу Ленина-Сталина согражданами, он, выпускник столичной школы, поступает в Институт восточных языков при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, на специальность "китайская филология". Надо отдать должное - школы в Казахстане были на уровне московско-ленинградских. Благо в них преподавала сосланная русско-немецко-польско-еврейская интеллигенция. Весомый вклад внесли в образование и науку Казахстана "изгои" - украинские националисты, кавказские "сепаратисты", карачаево-балкарско-крымско-татарские пантюркисты и многие-многие другие. Благодаря этому, генерация казахской интеллигенции 1960- 1970 гг. поднялась на высокий для своего времени уровень.
    Поступив в МГУ, Мурат вне программы института самостоятельно изучает историю мировых религий, всемирную историю, полное собрание сочинений Ленина, особенно его работы по на-циональному вопросу. Ищет ответы на вопросы, мучившие его с детства. Как можно использовать эти знания во благо своего народа? Что с моим народом, почему вчерашний гордый и независимый кочевник находится сегодня в униженном состоянии? Почему в нем стали явственно проявляться рабские черты? Неужели история казахов начинается с 1917 года, как нас учили в школе? Почему казахи-ученые величайшую трагедию мирового масштаба - голод 1930-х годов - преподносят как величайшее достижение человеческой цивилизации? Как казахи оказались отрезанными от своей истории и превратились в "манкуртов"?.. Вопросы, вопросы. И он, найдя ответы, не спрятал голову под спасительное крыло "неведения", а начал действовать. Студент младших курсов МГУ создает легальную структуру, которой, по определению, не может быть в стране, где общественные действия ее граждан расписаны с детства: октябренок, пионер, комсомолец, ну, если, "повезет", то можешь стать одним из 18 миллионов коммунистов. А здесь фактически подпольная организация под прикрытием самодеятельного ансамбля "Жас тулпар". До недавнего времени о "Жас тулпаре" говорили лишь со слов их участников. Ныне, благодаря исследованиям историка Жанны Кыдралиной по архивным данным КГБ СССР, деятельность этой организации документирована.
    Книга, вышедшая недавно, в 2011-м, является дневниковыми записями, которые Мурат вел в 1970-х годах. Это тот период, когда честно как перед богом дав оценку состоянию своего народа еще в Москве, он приехал на родину, чтобы действовать. Народ колонизован, унижен, оскорблен, подавлен, превращен в раба, духовно убит, что еще страшнее, чем рабство физическое. Враг определен - это колонизаторы. Значит, я должен бороться, я знаю, чем это мне грозит. Конец нетрудно предвидеть. Я готов ко всему.
    Сразу же по возвращении из Москвы Мухтар Ауэзов, молодой кандидат наук, которого предупредили, что ему запрещено преподавать в вузах, организует день поэзии на улицах и площадях города Алматы. Этот день для алматинцев стал праздничным. Как оказалось, это была репетиция вечера Махамбета - воина, поэта-бунтаря, соратника предводителя восстания Исатая Тайманова, стихи которого буквально пропитаны стремлением к свободе. Не зря Мурат выбрал такую фигуру для начала своей новой жизни в Алма-Ате. Стихи поэта не были запрещены. Да и сам поэт-воин Махамбет вписывался в советскую схему борца за счастье народа. Ведь он не только писал хлесткие стихи о классовом враге, хане, но и лично принимал участие в боевых действиях восставших. Первый вечер под разными предлогами был отменен властями, во второй раз, когда уже начал собираться народ в зал консерватории, вновь последовал запрет. И власти, и Мурат понимали подлинную причину. Что делать? Этот вечный вопрос русской интеллигенции встал ребром и перед казахом Муратом.
    И он уходит в свой первый, как он называет, побег. Это не было уходом от борьбы. Впоследствии он философски это обоснует - "уйти, чтобы вернуться". Уйти к русской, мировой культуре, чтобы, вернувшись, обогатить казахскую. Все, что он доверил бумаге, составляет книгу под этим названием "Уйти, чтобы вернуться". Первая глава под названием "Макат" - это его первый "побег". Были и другие уходы-возвращения: в Покатиловку, в степь (экспедиции), домашнее затворничество в своей однокомнатной квартире у реки Есентай (Весновки). Доверял сокровенные мысли, чаяния-отчаяние бумаге и вдали от своей Родины - Дели, и в почтамте своего родного города Алматы.
    Может, кому-то из читателей покажется, что автор дневников снедаем желанием написать книгу любой ценой, но уже в первых строках он дает нам ответ: "Стать писателем? Хотел бы, но мне это, уверен, не дано". Так о какой книге он мечтает? О той, которая дает ответы на вопросы, что делать.
    Во времена перестройки стали издаваться работы, написанные в "стол" русскими, грузинскими, украинскими, прибалтийскими писателями. Они знали, что их не опубликуют, а возможностями Сахарова, Солженицына публиковаться за границей не обладали. Но собственная честь, уверенность в своей правоте, в том, что коммунистический режим не вечен и их свидетельства еще пригодятся народу, делало этих людей гражданами, для которых жив культ добродетелей Рима: Отечество, Честь, Долг, Мужество. Со щитом или на щите! Вот такой тяжелый груз добровольно взял на себя Мурат, совершенно точно полагая, что его работа еще пригодится для свободного Казахстана, который он, скорее всего, не увидит.
    Существует замечательная фраза: "без меня народ не полный". Она из разряда не демографо-статистических, а скорее философско-гуманистических. Формула эта пробуждает в человеке осознание своей значимости, самоценности и желание распорядиться своей жизнью так, чтобы не стыдно было перед людьми. Чем больше таких людей, тем демократичнее и человечнее общество. Миллионы и миллионы таких людей прошли достойно свой жизненный путь и ушли в небытие. И если в бездну канули безвестные благородные люди, без которых "народ не полон", то без Мурата Ауэзова современная история Казахстана не полна.
    На предложение своего друга уйти за кордон он отказался. Алашординцы видели свою судьбу, но остались на родине, сказав друг другу: "Мы разделим судьбу своего народа. Что будет с ним, то будет и с нами". Пророческие слова. Судьба Мурата оказалась счастливее, чем у алашординцев. Он увидел Родину освобожденной от оков колониализма. Здесь уместно привести слова русского человека, патриота своей Родины, известного российского ученого А.Н. Давыдова:
     "Я как русский и житель России считаю, что несу ответственность за многовековую колонизаторскую политику России в отношении Казахстана и полностью разделяю освободительный пафос следующих двух политических заявлений Мурата, содержащихся в его дневниках.
    Первое заявление: "Осмысливая и изучая историю казахов в эпоху средневековья, мы, разумеется, не можем не видеть реально существовавших кровнородственных связей славян и тюрков. Но акцентировать на этом внимание, вычленять эти факты из контекста совсем другого содержания - мы не должны. Это могут делать гуманитарии славянской принадлежности. Что же до нас, то слишком много крови, унижений и т. п. между нами, чтобы сейчас, в нашей ситуации, в положении недвусмысленно колонизованного попираемого этноса, мы поднимали бы на щит былое эпизодическое родство. Политическое противостояние - главное, что нам предстоит осуществить".
    И второе заявление: "Осуществить подлинное единение двух главных этнических компонентов нашей земли можно, лишь сохраняя и укрепляя в себе чувство достоинства. В мировоззренческом плане это означает полную суверенность, абсолютную отстегнутость (по всему шву) от сытно-спесивого мировоззрения "галилеев". Набиваться в "родичи" в этой ситуации - полумера, компромисс, раболепный шаг. В тактическом отношении - обезболивающее, отвлекающее от главной цели действие. Россия - колонизатор. Истина проста и требует столь же ясного и определенного к себе отношения. Разумеется, мы вспомним о родстве и возрадуемся ему, но только потом, в будущем, когда осуществим свои политические притязания" (1978 год).
    "Дневники" не только восполняют современную историю Казахстана, они воспитывают новое свободное поколение казахстанцев, которые не позволят вернуться к мрачным временам "одобрямса".
    Марат СЕМБИ,
    доктор исторических наук.
    http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=800
    Категория: Новые книги, выпущенные в Казахстане | Просмотров: 2163 | Добавил: Людмила | Теги: Мурат Ауэзов | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]