№ 214 (16845) от 13.11.2009 Ольга ХРАБРЫХ, Алматы "Взгляд обернувшегося всегда двусмыслен. У похоти - кукольное лицо. 33 года - сакральная цифра. Посмотри на моих бойцов". Эти строчки принадлежат поэту Юрию Серебрянскому, в жизни которого было много переломных моментов: участие в форуме молодых писателей в Москве, сборник повестей "Мой Караваджо", бои без правил... И, конечно, сокрушительный удар по глобализации, который Серебрянский собирается нанести в своем новом романе с рабочим названием "Дом над соленым озером". Впрочем, с глобализаци- ей наш герой собирается бороться не в одиночку, а вместе с двумя друзьями в проекте "Пчелы Майя". В его рамках "три богатыря" отечественного искусства - поэт Юрий Серебрянский, композитор Мамед Садых Пур и художник Артем Калюжный - выступят в роли "поваров" и покажут зрителям всю кухню создания произведений. Проект родился на базе творческого объединения "Северный полюс", а пути наших героев пересеклись около десяти лет назад. Теперь эти люди собрались вместе, чтобы в проекте "Пчелы Майя" показать, каким образом могут мирно уживаться музыка, поэзия и графика. - Проект "Пчелы Майя" является экспериментальным, - объясняет Юрий Серебрянский. - В нем мы ищем не музыку, живопись или поэзию настроения, а его состояние. И это слово, пожалуй, ключевое в нашем проекте. Считается, что все искусство построено на пассивной роли зрителей. Мы же вовлекаем их в творческий процесс и тем самым пытаемся добиться противоположного эффекта. Все, что мы делаем на сцене, большей частью импровизация. Мы показываем людям, как создается наш продукт, поэтому нам очень важно зрительское соучастие и сопереживание. Придумав проект "Пчелы Майя", мы создали и условия появления в нашем городе творческой среды. Наши усилия направлены на ее поиски, поскольку мы не хотим вариться в собственном соку. Нам очень важно получать ответную энергию из зала. - Юрий, а как продвигается работа над вашим новым романом "Дом над соленым озером", который посвящен проблеме глобализации? - В процессе работы мой роман переименовался. Когда закончу свое произведение, пока неизвестно. Главная тема, которую я рассматриваю в своей книге, - это проблема глобализации, с которой мы должны бороться всем миром. Иначе нас поглотит потребительское общество. Проект "Пчелы Майя" тоже можно назвать одним из методов борьбы с глобализацией, поскольку он относится к антишоу-бизнесу. Я считаю, что современное голливудское кино - это творческое изнасилование сознания человека: когда мы смотрим его, то не думаем ни о чем. Проект "Пчелы Майя" дает возможность человеку поразмыслить над какими-то очень важными вещами. - Кто-то из великих сказал, что писатель должен быть не злободневным, а добродневным. Как вы понимаете смысл этого высказывания и согласны ли с ним? - Это красивая игра слов в стиле Маяковского. Настоящее искусство выдерживает проверку временем. Понятия злободневность и добродневность очень спорны в данных случаях. Про злободневность можно сказать, что сегодня она на трибуне, а завтра появляется на страницах изданий. Говоря стихотворными строчками: "Сегодня в газете, завтра в куплете, послезавтра в Интернете". Устаревают даже кавээновские шутки, а злободневность в поэзии - тем более. В то время, когда чувства обострены и все кругом заполонила порнография, даже детей трудно удивить чем-то добрым. Мне кажется, писатель, художник или музыкант не должен быть ни злободневным, ни добродневным. Любой человек искусства - это частичка главного Творца. А Абсолют находится за гранью добра и зла. - Эзотерики говорят, что творцы черпают свое вдохновение из других миров. Когда вы работаете над очередным романом или стихотворением, не возникает ли у вас чувство сопричастности к чему-то запредельному? - Порой я ощущаю себя антенной, которая входит в резонанс с окружающим миром. Чтобы настроить ее, писатель выполняет специальное упражнение. Оно заключается в том, что творец садится за стол и начинает излагать первое, что придет ему в голову. Упражнение это называется "автоматическое письмо". В этот момент человек достает из сундука своего сознания такие мысли и такие сюжеты, о которых даже не догадывался. Так и рождаются талантливые произведения. Вот это и есть чувство антенны. - Когда-то в южной столице проходили поэтические бои без правил. Как складывается судьба этого проекта? - Сейчас он находится в замороженном состоянии. Поскольку в последнее время наблюдается очень высокий интерес к русскоязычной литературе Казахстана, думаю, наступит такой момент, когда поэтические бои без правил снова возобновятся. - Юрий, я знаю, что огромное влияние на ваше творчество оказал роман Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Можете ли вы сравнить себя с главным героем Холденом с его обостренностью восприятия окружающего мира и желанием противостоять лицемерному обществу? - Я думаю, что в 18 лет все похожи на Холдена Колфилда. Потому что в этом возрасте возникают проблемы отцов и детей и конфликты с обществом. Сэлинджер не только интересен мне своим протестом главного героя, но и своей современностью. В развивающемся буржуазном обществе постсоветских стран произведения Сэлинджера и Фитцджеральда нужно читать, как Библию. Чтобы понять, к чему мы в конце концов придем и что нас ждет. И "Ночь нежна", и "Великий Гэтсби" Фитцджеральда, "И над пропастью во ржи" Сэлинджера очень актуальны именно в это время. Сейчас мы можем оценить и понять американских классиков, поскольку они показывают развитие именно современного общества. В 18 лет, подобно Холдену, я не мог замечать лицемерия окружающего мира, о котором мы можем говорить в наше время. Но в какой-то мере в этом возрасте у меня возник конфликт с обществом. - Против чего бунтует молодежь сегодняшнего дня? - Мне кажется, я уже теряю связь с молодыми людьми возраста Холдена. Скоро мне придется решать проблему отцов и детей. Очень сложно протестовать против чего-то, когда уже все разрешено. Эту мысль я подслушал у писателя Юрия Мамлеева, сказавшего, что раньше создавать какие-то произведения было просто и удобно, поскольку в 60-е годы все находилось под запретом. И у писателей возникал какой-то азарт. Сейчас он исчез. - Может, поэтому многие кинематографисты заговорили о сценарном голоде: - Сценарный голод наступает, когда человек теряет глубину взглядов. Если говорить об истории искусства прошлого и позапрошлого века, то мы видим, что далеко не все великие шедевры создавались как форма протеста. Киноиндустрия должна воспитывать зрителя, в этой связи я не против развлекательного кино, но считаю, что у каждого человека должен быть выбор. Потребительское общество такого выбора не оставляет, а лишь диктует ему свои правила, согласно которым кино превращается в обыкновенную жвачку. - "У похоти кукольное лицо. 33 года - сакральная цифра". Что вы хотели сказать своим стихотворением "Взгляд обернувшегося"? - Мне очень сложно объяснять смысл своих стихов. Я стремлюсь к тому, чтобы, читая мои произведения, человек делал для себя выводы сам. - Мы ничего не объясняем, мы считаем, что в каждом человеке живет Творец, - присоединяется к Серебрянскому Мамед Садых Пур. - Мы создаем лишь маленькую платформу, для того чтобы люди открывали в себе творческие способности. Я четко вижу настроение и энергию этой фразы. Я думаю, любой человек искусства хочет, чтобы читатель попробовал его произведение на вкус. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=34541 |