На днях в Алматы увидела свет книга "Жизнь моя - кинематограф, черно-белое кино"
Оксана Бондаренко Тел.279-62-16
Повествование, как и явствует из названия, - биографическое. Его автор Борис Абрамович рассказывает о своей жизни: довоенном времени - с 1924 по 1941 год, Великой Отечественной войне, периоде восстановления после победы и рождении нового Казахстана. Книга написана ярким эмоциональным языком, человеком, сохранившим молодость души, хотя в этом году он отметит 85-летний юбилей.
С любовью и ностальгией вспоминает Борис Соломонович старую Алма-Ату: "В те времена город наш был совсем другим - спокойным, зеленым… На многих улицах деревья росли в четыре ряда. А вдоль деревьев: тополей, карагачей, дубов, акаций - находились арыки, в которых текла чистая вода… Самое удивительное в нашем городе - люди. И тогда и сейчас им хорошо знакомы такие понятия, как патриотизм, любовь к городу".
Это все было до войны: и школа, и музыкальный техникум, и знакомство с семьей Рутковских, много сделавших для развития культуры Казахстана и создания театра драмы имени Лермонтова. Но самое главное - был драмкружок под руководством Бориса Азовского, где ставили "Ревизора" Гоголя, "Таню" Арбузова, "Двадцать лет спустя" Михаила Светлова. Позже из этого кружка вышли такие известные российские артисты, как Лев Прыгунов и Александр Филиппенко.
Весна. Черешен белый иней. Но что ни год - яснее мне: Война окончилась в Берлине, А я остался на войне.
Это строки известного поэта-фронтовика Ивана Рядченко - друга Бориса Соломоновича. Стихотворными эпиграфами начинается каждая глава книги. Они открывают и первую - о войне, самую яркую, щемяще проникновенную, рассказанную так, что строки становятся картинами - кадрами кино. На фронт Абрамовича отправили только в 42-м, когда исполнилось 18 лет. "Под Белгород попал накануне Курской битвы. Первый обстрел помню хорошо. Еще бы! Сверху утюжат "юнкерсы", долбит артиллерия, кругом взрывы, земля фонтанами уходит вверх и сыплется на тебя. До командного пункта можно только доползти. Но мы держались". Там он получил свою первую медаль "За отвагу" - поразил из автомата 14 фашистов и вынес с поля боя раненого командира. Много на войне было страшных эпизодов, но случались и курьезные, так например, в темноте перепутал козла с козой и пытался его подоить, чем развеселил всю дивизию. Были и радости - случайная встреча с братом в госпитале.
Война не закончилась для Бориса Соломоновича в 45-м, она продолжилась в Маньчжурии, страницы об этом - уникальные материалы свидетеля (Абрамович служил адъютантом коменданта Харбина генерал-лейтенанта Казакова). Домой, в Алма-Ату, он вернулся в декабре 1946 года.
Театр, кино, любовь…
Сбылась мечта детства - работать в театре. Сначала администратором, а потом актером в театре для детей и юношества у Наталии Сац. Она сама давала ему уроки мастерства. Вскоре состоялось дебютное выступление в спектакле "Осада Лейдена". За семь лет работы на сцене было сыграно множество ролей: в "Молодой гвардии", "Как закалялась сталь", "Королевстве кривых зеркал" и других спектаклях. В домашнем архиве хранится поздравление друзей-актеров по случаю дня рождения с таким признанием: "Нашему самому первому волку из сказки "Зайка-зазнайка".
Там же встретил Борис Соломонович свою любовь - молодую актрису Женю Василькову. Они поженились, вместе прожили более 50 лет, и все это время бережно хранят театральные альбомы с фотографиями, программками, газетными рецензиями.
Книга не зря получила название "Жизнь моя - кинематограф, черно-белое кино" Кинематографу автор посвятил большую часть своей жизни с 29 лет, с того времени, как в 1953 году стал директором Дома работников кино. Позже Шакен Айманов предложил Абрамовичу возглавить Бюро пропаганды киноискусства, и тот с энтузиазмом взялся за дело. На нем лежала организация декад кино, фестивалей, всех мероприятий Союза кинематографистов и масса других обязанностей. Только кинолекториев было более 120, а на творческие встречи приезжали самые известные артисты страны: Евгений Матвеев, Нина Сазонова, Наталья Фатеева, Вия Артмане, Евгений Леонов и многие, многие другие. Все они стали его друзьями. Такой работы по пропаганде киноискусства, как в Казахстане, не велось нигде. Особое внимание уделялось армии. Телевидение только начиналось. В отдаленных районах, на заставах его не было. И вот в военные городки и гарнизоны приезжали бригады лекторов и артистов, привозили фильмы. Кинопередвижки разъезжали по городам, колхозам и аулам. И об этом есть воспоминания в книге, а также о встречах с известными деятелями "важнейшего из искусств" из Казахстана и других республик Советского Союза.
В книге опубликованы воспоминания друзей Абрамовича (Павла Ковалева - ветерана ВОВ и Ляйли Галимжановой - бывшего министра культуры РК) о его маме. Мария Григорьевна ждала с фронта четверых детей - дочь Розу и троих сыновей. Все они вернулись с фронта живыми. "Мы не могли не вернуться, - говорил Борис Соломонович, зная, что в далекой Алма-Ате нас ждет она, самая лучшая мама на свете. Ждет, прижимая к груди частичку каждого своего ребенка - фронтовой треугольничек".
Семь лет назад, будучи заместителем председателя совета ветеранов Союза кинематографистов, в День Победы Борис Соломонович собрал вдов своих однополчан, погибших на поле брани и умерших после войны. Женщины вспоминали былое сквозь слезы радости и печали…
Книга будет интересна читателям всех возрастов. Она полна жизненных ситуаций и трогательных чувств. В ней много фотографий событий ушедшей эпохи и известных людей, связанных с ней. Своим кредо и эпиграфом к книге Абрамович взял строки из стихов Ивана Рядченко:
…. Не нужно отличий, Чинов и почета не нужно, Хочу сознавать лишь, Что прожил на свете не зря. Борис Абрамович организовал встречи со многими видными деятелями культуры, в числе которых Николай Крючков, Олжас Сулейменов (на фото сверху), Лидия Смирнова (на фото снизу)
|