nachnem.kz
11 июня в самом центре Москвы, недалеко от Кремля, в Интеллектуальном клубе «Русский институт» прошел поэтический вечер знаменитого поэта Бахыта Кенжеева.
Бывший россиянин, родившийся в Чимкентской области, живущий ныне в Канаде, остается тем же знакомым нам москвичом казахского происхождения. Вечер не был приурочен к какой-либо дате, поводом были новые стихи. И в этом сам Кенжеев – человек, живущий и дышащий стихами, ироничный интеллектуал, человек, демократичный в общении, собственно – какой повод нужен был ему для приезда в Москву? По его словам – «встретиться с друзьями и прочитать новые стихи».
В небольшом зале клуба собрались, действительно, самые близкие друзья, поэты, критики и однокашники Кенжеева по химфаку МГУ, ученые, почитатели его поэтического дара.
Казалось бы, пятьдесят восемь лет для поэта – возраст немалый, и мало кто из его собратьев по перу сохраняет такой живой слог и продолжает оставаться новым, неузнанным, скромно и даже смущаясь демонстрируя новые грани своего таланта. Стихи Кенжеева, хорошо известные не только в России, но и в Казахстане, всегда отличала классическая манера в сочетании с близостью к человеку, к искреннему человеческому чувству. И они почти всегда грустны. Грусть – лейтмотив поэзии Кенжеева, витала в его негромком чтении и в тот вечер. Однако от исповедальной его интонация стала приближаться к проповеднической, к притчевости. Как отметили собравшиеся, многие, давно не видевшие Бахыта, желали спросить его о чем-то важном, насущном, но получили эти ответы в его новых стихах:
Не плачь - бумага не древней, чем порох, И есть у радости ровесник - страх В заиндевевших сумрачных соборах, Где спят прелаты в кукольных гробах. Пусть вместо моря плещет ветер синий По горным тропкам, словно наяву, Следи за кронами качающихся пиний И не молись ни голубю, ни льву. И где-то в винно-каменной Тоскане Жизнь вдруг заговорит с тобой сама О смысле ночи, набранном значками Орхоно-енисейского письма.
Так и вспоминается мандельштамовское: «Я список кораблей прочел до половины».
Кенжеев становится более эпическим, вспоминает Гомера, Библию, Возрождение, и все больше о вечности, о мимолетности бытия.
В арамейском (утраченном) оригинале Евангелия, ты знаешь, совсем не верблюд - канат. Наконец оживая, земная подруга разглядывает разрекламированный закат, переливающийся оранжевым, радостным, - то пурпур, то золото, то лимон - как тогда над Голгофою, оскверненным, небольшим и замусоренным холмом непосредственно под городской стеною. Солдаты зевали. «Подай-ка воды». – «Чего?» Тихих женщин на скорбном зрелище было много, однако ребенка – ни одного.
Как надевающий маску на жизненном карнавале, поэт Кенжеев в жизни все также шутит. По его предложению после двадцати минут чтения был сделан перерыв, слушатели вышли покурить, поболтать, «пережить» услышанное, а он первый вернулся за свой столик, ожидая всех. Люди задерживались, и Кенжеев позвал их: «Я понимаю, что надоело, но надо!» И прибавил: «Продолжим знакомство с казахской культурой!» Чтение продолжилось, как всегда, с неизменным ноутбуком, с сигаретой и сухим вином. Один его друг все не слушал, болтая с женщиной. Кенжеев сделал замечание, поэт отозвался: «Бахыт, а что, два поэта не могут любить друг друга?» - «Могут, - ответил Бахыт, - но не за счет третьего поэта!»
Прочел Кенжеев и стихотворения Ремонта Приборова – своеобразного Козьмы Пруткова, созданного им. Стихотворения, что называется, на злобу дня.
Трудно утешиться вкладами срочными - Низок процент и ликвидности нет. Не операциями же челночными Свой капитал умножает поэт! Хлопотно это, а главное - мафия. Рэкет, налоги - неважный расклад. Фирме твоей сочинят эпитафию, Да и тебя хорошо угостят. А колебания курса! У Миллера В “Тропике Рака”, в четвертой главе, Помнишь страданья валютного дилера? Что бы он делал сегодня в Москве! Если он нервничал так за границею, Здесь бы пустил себе пулю в висок. Риск при открытой валютной позиции В бедной России ужасно высок.
Его не хотели отпускать, просили читать еще. Видно было, что Кенжеева, приезжающего ныне в Россию четыре-пять раз в год, очень ждали и долго не отпускали, хотели говорить с ним, слушать, аплодировать.
|