Журнал "Нива", № 5, 2009 г.
Как здорово, что все мы здесь
Чтобы попасть на вернисаж, кто-то отпрашивался с работы, кто-то про-
сил бабушку посидеть с внуком, кто-то ловил такси и, не торгуясь, называл
адрес — музей современного искусства. Я тоже торопилась, ведомая жела-
нием увидеть экспозицию в те несколько минут, когда зал ещё пуст, а напря-
жённая тишина становится просто звенящей. Представлены только новые
работы. Отсюда и заметное волнение мастера: всё ли удалось?
Как всегда, на фотоснимках знакомые улицы столицы предстали чуть-
чуть загадочными, скромные полевые цветы лучезарно засветились, и даже
самые обычные лужи на асфальте, словно готовые выплеснуться из рамки,
полны очарования. Постоянство, пожалуй, одна из характерных черт Ген-
риха Тимофеевича, который даже внешне не меняется с годами: строен,
энергичен, улыбчив и немногословен. Тем ценнее его комментарии.
В Екатерининский дворец в Царицыно он попал в символический день
— 07.07.07 и запечатлел встречу двух веков — XVIII и XXI: молодожёны уеди-
нились на площадке у дворца и обсуждают свои первые проблемы. Побывал
с фотокамерой на Волге, в Москве, на своей родине — в Чувашии. И не пой-
мёшь сразу, к какой эпохе принадлежит снимок “Деревенские ребятишки”.
То ли сделан он в годы босоногого детства автора, то ли прошлым летом,
когда городская детвора, приехав к бабушкам-дедушкам в деревню, забро-
сила джинсы и “сотки” и, что называется, слилась с природой. От внучки-
егозы, наверное, перепала модная сумочка для бабушки с фотографии “Важ-
ная новость”: сидя на лавочке, две местные модницы — платки розовые,
платья зелёные, фартуки голубые — оживлённо беседуют.
Генрих Куприянов внимателен к деталям и малейшим изменениям в
состояниях окружающего мира. В серии “Прогулки по городу” у двух фото-
графий освещение видится каким-то инопланетным. А они, пояснил фо-
тограф, и сделаны в день солнечного затмения. “Не
только мир вокруг, но состояние твоей души постоянно
перерождается. Приходя на одно и то же место или снимая одну группу предметов,
нельзя сделать одинаковые кадры”, — говорит он. Фотографии на озере Щучьем
выполнены им утром и вечером с одной точки. Получились те же и абсолютно дру-
гие камни, вода, деревья,горы на горизонте. На другом снимке отражение деревьев
в воде столь идеально, что кажется смоделированным фотографом. “Нет-нет, — успо-
каивает тот. — Отражения настоящие. А вот мусор из-под деревьев пришлось “убрать”...
Особенно дорог Генриху Тимофеевичу фотонатюрморт “Подснежники от Лерочки”:
“Я снимал дважды. Сначала утром, когда внучка только принесла цветы. А вече-
ром, уже уходя, я посмотрел на них и снова достал фотоаппарат. Подснежники “выпили” воду, потяжелели, распустились, а стакан запотел и покрылся капельками воды”.
Слова “как всегда” — это рефрен выставки. Кстати, с однажды и навсегда выб-
ранным названием “Состояние”. Небольшой зал заполнен людьми, многие из кото-
рых давно знают друг друга и автора произведений. Директор музея Нелли Шиврина
признаётся, что каждая выставка Генриха Куприянова (а эта — четвёр-
тая- — событие для всех сотрудников. Как всегда, пришли друзья — скульптор Валерий Пирожков и Владимир Гундарев, главный редактор литературно-художественного журнала “Нива”, где была опубликована проза юбиляра. На вернисаже неизменно много врачей, потому что 45 лет Ген-
рих Тимофеевич отдал медицине. Он самый известный в Астане стомато-
лог, и шутки по поводу сочетания таланта дантиста и фотохудожника —
константа творческих встреч с Куприяновым.
Ты тоже из когорты стихотворной
... Уже светло, но фонари ещё горят, и в рассветном тумане исчезает
белый автомобиль (“Утро”-. В городе дождь, и люди не торопятся покидать
тёплое и сухое жильё, и только у здания цирка фигурка одинокого клоуна
на шаре под малюсеньким зонтиком отважно сопротивляется непогоде
(“В городе дождь”-. Первые подснежники поражают яркостью цвета — жёл-
того, фиолетового, синего (“Пробуждение”-, а машины, припорошенные
снегом, удивительно гармонируют с деревьями, покрытыми инеем (“Го-
родской двор”-. Снимки “Начинается дождь” и “Стихия” сделаны перед
грозой. Всё живое корёжится, сжимается, трава гнётся от ветра, тучи не-
сутся, и чутко-тревожно прислушиваются к происходящему кони. Все фо-
токартины элегически прекрасны и композиционно безупречны.
Генрих Куприянов — фотохудожник с тонким чувством стиля, фотограф-
реалист и романтик, не чуждый модернистских экспериментов с формой и
цветом (“Красное яблоко”, “Реминисценция”-. Он любит и уважает своего зри-
теля, делая даже программку-приглашение произведением искусства.
А ещё Куприянов поэт. Я не знаю, пишет ли Генрих Тимофеевич сти-
хи, но зритель, рассматривая его работы, невольно переходит на язык высоких рифм.
“Здесь лапы у ели дрожат на весу...” — почти пропевает мужчина у фотоснимка “Сне-
гопад”. Хрестоматийное “Шалун уж отморозил пальчик, ему и больно и смешно...” де-
вушка вспоминает у фотогра фии “Февраль”, где снег высотой с забор, дым валит из трубы, застывая облаком над крышей, а мальчишка, разумеется, вовсю резвится. Слы-
шала я строчки из “Утра туманного, утра седого”, пушкинские стихи об осени, блоковское “Ночь. Улица. Фонарь...”. И совершенно покорила знакомая филологиня, при виде вазы с можжевельником процитировавшая Заболоцого: “Аметистовых ягод
услышал я звон, / И во сне, в тишине, мне понравился он...”.
Для меня творчество Генриха Куприянова связано с песнями Булата
Окуджавы. Он дворянин целиноградских двориков и преданный бард сво-
его родного города, меняющего облик и названия. В шуме новостроек и в
суете нашей жизни Генрих Куприянов слышит негромкую музыку любви,
музыку печали, музыку души. И делает эту музыку зримой для нас.
Впервые пришедшая на выставку двухлетняя внучка Генриха Тимо-
феевича Лерочка с детским восторгом и непосредственностью осматрива-
лась вокруг. Устав от официальных речей, она подбежала к деду, и он под-
нял её высоко-высоко. И как счастлива была девочка на руках родного
человека! О том, как любят Генриха Тимофеевича поклонники его творче-
ства, Лерочка узнает чуть-чуть позже.
Не оставляйте стараний, маэстро!..
г. Астана.
Наталья Курпякова