Главная | Регистрация | Вход
...
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Поэзия [3]
Проза [4]
Философские беседы [1]
Критика и литературоведение [1]
Искусство [1]
Параллели и меридианы [1]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 308
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Файлы » Журнал "Нива" » Искусство

    Наталья КУРПЯКОВА Живущий музыкой души
    13.06.2009, 17:08
    Журнал "Нива", № 5, 2009 г.
     

    Как здорово, что все мы здесь

    Чтобы попасть на вернисаж, кто-то отпрашивался с работы, кто-то про-

    сил бабушку посидеть с внуком, кто-то ловил такси и, не торгуясь, называл

    адрес — музей современного искусства. Я тоже торопилась, ведомая жела-

    нием увидеть экспозицию в те несколько минут, когда зал ещё пуст, а напря-

    жённая тишина становится просто звенящей. Представлены только новые

    работы. Отсюда и заметное волнение мастера: всё ли удалось?

    Как всегда, на фотоснимках знакомые улицы столицы предстали чуть-

    чуть загадочными, скромные полевые цветы лучезарно засветились, и даже

    самые обычные лужи на асфальте, словно готовые выплеснуться из рамки,

    полны очарования. Постоянство, пожалуй, одна из характерных черт Ген-

    риха Тимофеевича, который даже внешне не меняется с годами: строен,

    энергичен, улыбчив и немногословен. Тем ценнее его комментарии.

    В Екатерининский дворец в Царицыно он попал в символический день

    — 07.07.07 и запечатлел встречу двух веков — XVIII и XXI: молодожёны уеди-

    нились на площадке у дворца и обсуждают свои первые проблемы. Побывал

    с фотокамерой на Волге, в Москве, на своей родине — в Чувашии. И не пой-

    мёшь сразу, к какой эпохе принадлежит снимок “Деревенские ребятишки”.

    То ли сделан он в годы босоногого детства автора, то ли прошлым летом,

    когда городская детвора, приехав к бабушкам-дедушкам в деревню, забро-

    сила джинсы и “сотки” и, что называется, слилась с природой. От внучки-

    егозы, наверное, перепала модная сумочка для бабушки с фотографии “Важ-

    ная новость”: сидя на лавочке, две местные модницы — платки розовые,

    платья зелёные, фартуки голубые — оживлённо беседуют.

    Генрих Куприянов внимателен к деталям и малейшим изменениям в

    состояниях окружающего мира. В серии “Прогулки по городу” у двух фото-

    графий освещение видится каким-то инопланетным. А они, пояснил фо-

    тограф, и сделаны в день солнечного затмения. “Не

    только мир вокруг, но состояние твоей души постоянно

    перерождается. Приходя на одно и то же место или снимая одну группу предметов,

    нельзя сделать одинаковые кадры”, — говорит он. Фотографии на озере Щучьем

    выполнены им утром и вечером с одной точки. Получились те же и абсолютно дру-

    гие камни, вода, деревья,горы на горизонте. На другом снимке отражение деревьев

    в воде столь идеально, что кажется смоделированным фотографом. “Нет-нет, — успо-

    каивает тот. — Отражения настоящие. А вот мусор из-под деревьев пришлось “убрать”...

    Особенно дорог Генриху Тимофеевичу фотонатюрморт “Подснежники от Лерочки”:

    “Я снимал дважды. Сначала утром, когда внучка только принесла цветы. А вече-

    ром, уже уходя, я посмотрел на них и снова достал фотоаппарат. Подснежники “выпили” воду, потяжелели, распустились, а стакан запотел и покрылся капельками воды”.

    Слова “как всегда” — это рефрен выставки. Кстати, с однажды и навсегда выб-

    ранным названием “Состояние”. Небольшой зал заполнен людьми, многие из кото-

    рых давно знают друг друга и автора произведений. Директор музея Нелли Шиврина

    признаётся, что каждая выставка Генриха Куприянова (а эта — четвёр-

    тая- — событие для всех сотрудников. Как всегда, пришли друзья — скульптор Валерий Пирожков и Владимир Гундарев, главный редактор литературно-художественного журнала “Нива”, где была опубликована проза юбиляра. На вернисаже неизменно много врачей, потому что 45 лет Ген-

    рих Тимофеевич отдал медицине. Он самый известный в Астане стомато-

    лог, и шутки по поводу сочетания таланта дантиста и фотохудожника —

    константа творческих встреч с Куприяновым.

    Ты тоже из когорты стихотворной

    ... Уже светло, но фонари ещё горят, и в рассветном тумане исчезает

    белый автомобиль (“Утро”-. В городе дождь, и люди не торопятся покидать

    тёплое и сухое жильё, и только у здания цирка фигурка одинокого клоуна

    на шаре под малюсеньким зонтиком отважно сопротивляется непогоде

     (“В городе дождь”-. Первые подснежники поражают яркостью цвета — жёл-

    того, фиолетового, синего (“Пробуждение”-, а машины, припорошенные

    снегом, удивительно гармонируют с деревьями, покрытыми инеем (“Го-

    родской двор”-. Снимки “Начинается дождь” и “Стихия” сделаны перед

    грозой. Всё живое корёжится, сжимается, трава гнётся от ветра, тучи не-

    сутся, и чутко-тревожно прислушиваются к происходящему кони. Все фо-

    токартины элегически прекрасны и композиционно безупречны.

    Генрих Куприянов — фотохудожник с тонким чувством стиля, фотограф-

    реалист и романтик, не чуждый модернистских экспериментов с формой и

    цветом (“Красное яблоко”, “Реминисценция”-. Он любит и уважает своего зри-

    теля, делая даже программку-приглашение произведением искусства.

    А ещё Куприянов поэт. Я не знаю, пишет ли Генрих Тимофеевич сти-

    хи, но зритель, рассматривая его работы, невольно переходит на язык высоких рифм.

    “Здесь лапы у ели дрожат на весу...” — почти пропевает мужчина у фотоснимка “Сне-

    гопад”. Хрестоматийное “Шалун уж отморозил пальчик, ему и больно и смешно...” де-

    вушка вспоминает у фотогра фии “Февраль”, где снег высотой с забор, дым валит из трубы, застывая облаком над крышей, а мальчишка, разумеется, вовсю резвится. Слы-

    шала я строчки из “Утра туманного, утра седого”, пушкинские стихи об осени, блоковское “Ночь. Улица. Фонарь...”. И совершенно покорила знакомая филологиня, при виде вазы с можжевельником процитировавшая Заболоцого: “Аметистовых ягод

    услышал я звон, / И во сне, в тишине, мне понравился он...”.

    Для меня творчество Генриха Куприянова связано с песнями Булата

    Окуджавы. Он дворянин целиноградских двориков и преданный бард сво-

    его родного города, меняющего облик и названия. В шуме новостроек и в

    суете нашей жизни Генрих Куприянов слышит негромкую музыку любви,

    музыку печали, музыку души. И делает эту музыку зримой для нас.

    Впервые пришедшая на выставку двухлетняя внучка Генриха Тимо-

    феевича Лерочка с детским восторгом и непосредственностью осматрива-

    лась вокруг. Устав от официальных речей, она подбежала к деду, и он под-

    нял её высоко-высоко. И как счастлива была девочка на руках родного

    человека! О том, как любят Генриха Тимофеевича поклонники его творче-

    ства, Лерочка узнает чуть-чуть позже.

    Не оставляйте стараний, маэстро!..

    г. Астана.

    Наталья Курпякова

     

    Категория: Искусство | Добавил: Людмила | Теги: Наталья КУРПЯКОВА
    Просмотров: 1341 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]