Журнал "Нива", № 5, 2009 г.
В гостях у «Нивы» — литературный клуб «Пегас».
Рассказы Д. Довольнова, Л. Шайдуровой
Людмила ШАЙДУРОВА Говорила мама… … И сошлись в Великой Битве Главный Герой с Главным Злодеем и их могучие армии. Как две волны налетали армии друг на друга, и разносились над полем брани брань, боевые кличи, звон и лязг оружия. На скале, полусот- ней метров выше, скрестили тяжёлые мечи предводители армий. — Тебе не жить, Узурпатор! — прокричал Герой — солнце запуталось в коротких золотистых волосах, отразилось в голубых глазах — и занёс меч над противником, но тут что-то грохнуло, и всё вдруг стихло. — Что? — вопросил в тишине Герой, удивлённо вертя головой. — Перерыв, — глухо пояснил Главный Злодей сквозь шлем. — Вы, юноша, я вижу, — новенький? — Ну да, только от сохи, — сознался Герой рассеянно. — Дело молодое, втянетесь, — и вниз: “Ребята, я не расслышал, что там?!”. — Говорят, автобус подъехал! — рявкнули снизу. — Это надолго, — сделал вывод Злодей. — Курим, ребята! И стянул шлем. Оказался он почти лысым старичком с острыми уша- ми. Протерев лысину неизвестно откуда взявшимся платочком, он тяжело опустился на камень рядом, громко лязгнул доспехами. Неуловимым дви- жением достал трубку и прикурил. — Хорошо вам, Добру, — всё время молодеете, а Зло должно быть не только древним, но и страшным… А вообще, молодой человек, мне ваши глаза нравятся. Цикл длинный, так что всё у вас впереди — может, ещё и коллегами будем… — Да как ты!.. — вышел наконец из оцепенения молодой противник и снова поднял меч. — Шухер! — громыхнуло откуда-то сверху. Воинства внизу за мгно- вение позатаптывали “бычки”, попрятали стаканы и выстроились точ- но так же, как стояли прежде, “мёртвые” разлеглись по местам в живо- писных позах. Главный Злодей молниеносно натянул шлем и тоже встал в позицию. — Чего? — захлопал длинными ресницами Герой. — И откуда у меня эти ресницы? — А это она рекламу какую-то увидела, — непонятно пояснил против- ник и подсказал: “Тебе не жить, Узурпатор”. — Тебе не жить, Узурпатор, — послушно проговорил Герой и неловко занёс меч. — Отбой, — вздохнули сверху. Поэзия и проза 102 — Да что ж такое?! — возмутились снизу и чем-то лязгнули. — Автобус такой! — громко пояснили сверху. — Резко остановился, а она только начала… Но удержалась. Зубами… Конечно, костюм мужчины рядом жалко… — голос угас. — Молодец она у нас, цепкая, — с любовью в голосе сказал Главный Злодей и стёр скупую слезу умиления, почему-то прямо со шлема. — А читать дальше не стала, — снова включился голос сверху, на этот раз в нём слышалась вселенская печаль. — Удивительно, как она до этого столько без перерыва читала… Главный Герой сидел на камне и рассеянно наматывал на палец длин- ную волнистую прядь своих каштановых волос. — Дочитает она когда-нибудь или нет? — спросил он, бросив взгляд на соперника. — Экзамены у неё, учится, — Главный Злодей продемонстрировал согнутый интегралом меч. — Учится? — нервно переспросил Герой. — А это откуда? — он оттянул прядь, чтобы враг полюбовался. — Экранизация “Властелина Колец”, — пожал плечами Главный Зло- дей. — Она когда его читала, я Сауроном работал... — А шлем почему такой? С рогами?! — продолжал возмущаться Ге- рой. — Это из экзамена по истории, про викингов учила. — Но я же не викинг! И даже не скандинав! — в голосе Героя начали проявляться истерические нотки. Он шумно втянул воздух и вдруг запла- кал, опустив лицо в ладони: — Не могу так боооольшееееее… Главный Злодей вздохнул, пригладил длинную серебристую шеве- люру и усы и подхватил тянущееся снизу: — Я — ночной хулиган, у меня есть наган… — Права была мама, — перебил Герой, поднимая мокрое лицо от ладо- ней и обводя тоскливым взглядом окрестности: небо с солнцем и луной одновременно, дерущихся на склоне горы археоптерикса и тролля, сидя- щие рядом армии, одетые тевтонцами, тамплиерами, госпитальерами, викингами, русскими богатырями и даже самураями… — Права была мама, не надо девкам читать, у них от этого в мозгах полный беспорядок… Ухожу Всем охотникам за нечистью посвящается “Я ухожу, — думаю я. — Ухожу…”. Больше ничего не приходит в голову, даже синоним не могу придумать. Просто ухожу… … Раннее утро, неяркий свет, нарезанный ломтиками через жалюзи, дешёвое кафе, немногочисленные посетители, судя по глазам — не пони- мающие, что делают здесь в такое время. И официантка, прервавшая наш разговор, тоже не выглядит проснувшейся. Мы, наверное, слишком бодры для утра. И вообще не к месту здесь. По крайней мере — я. Блуза с корот- ким рукавом, чёрная юбка, туфли на каблуке — офисная работница, за- глянувшая выпить кофе по пути на работу. Вот только офисные работницы не войдут в кафе с до нечитаемости выцветшей вывеской, ободранными Поэзия и проза 103 стенами и косыми столами. И уж точно не станут пить местный кофе. Если, конечно, так можно назвать эту коричневую бурду. И, наверное, нор- мальная офисная работница никогда даже не заговорит с молодым чело- веком, что сидит напротив меня… Заросший щетиной, с кругами под глазами и перечёркивающим ле- вую бровь шрамом, одетый в кожаную куртку в жаркое утро, ты едва ли произведёшь хорошее впечатление на романтичную офисную девушку… Ну и дура она, эта романтичная офисная девушка. Только так и может выглядеть современный принц. Тебе стыдно. Вижу, что тебе дико стыдно за это кафе, будто сам довёл до такого состояния. Дико стыдно, что ты не можешь привести меня в рес- торан, стыдно, что ты слишком похож на среднего посетителя этой забега- ловки. И знаю, что бесполезно что-то говорить и как-то переубеждать, стыд в глубине твоих глаз никуда не исчезнет. Наверное, это одна из тех вещей, которые и делают тебя прекрасным принцем. Впрочем, твои глаза — воп- рос отдельный. Я с детства люблю музеи, картинные галереи и ещё очень многое из того, что зовётся искусством. Но не видела ничего красивее тво- их глаз. Зелёные, очень зелёные глаза, которые пошло сравнивать с изум- рудами, — слишком тёплые, слишком добрые, слишком родные. “Уйду”, — повторяю заклинанием. Сижу, опираясь локтем на стол, подпирая щеку кулаком, мизинец — у губ, чтобы не дать мыслям превра- титься в слова. Ты что-то говоришь. Не могу сосредоточиться на словах, отвлекаясь на движение губ. Улыбка между предложениями слишком милая, чуть смущённая, — вовсе инородное тело на кажущемся свирепым лице. Я знаю все возможные изгибы и движения твоих губ. Но это не мешает. Совсем не мешает засмотреться. Да и неважно, что ты говоришь — там нет ни слова о том, где ты был эти полгода и что делал. Может, случайные имена или названия, которых лучше не знать, не помнить, чтобы не искать потом ночами в Сети. Ты когда-то предлагал присылать мне открытки отовсюду, где бываешь. Но я отказалась. Мне безумно хотелось согласиться, но я вдруг представила, что однажды открытки не будет в почтовом ящике. Неделю не будет, месяц, год… Нет, не надо открыток! Твои руки — перед тобой, на столе, в “замок”. Расцепляешь пальцы, чтобы автоматически, увлёкшись собственным рассказом, провести по запястью, слегка отведя рукав куртки. Три ровные, подживающие цара- пины. Наклоняюсь ближе и тянусь пальцами: — Как же ты так? — С бродячим котом подрался… Накрываю ладонью твой вдруг сжавшийся кулак. Врёшь. Моему коту два года — я знаю о царапинах всё. И ты знаешь, что я знаю. Ничего не спрашиваю. И совсем не хочу знать, какие ещё причины сидеть в куртке в душном зале. “Уйду. Уйду…”. Ты появляешься в моей жизни как тайфун — всегда внезапно. С ка- ким-нибудь глупым приветствием и пачкой шуток, которым смеюсь, хоть и хочется плакать. И уходишь, оставляя разрушения и хаос. Каждый раз всё с ног на голову. Но ты надёжен как скала. Знаю, что на помощь ты в мгновение ока примчишься с другого края света, знаю, что вытащишь, во что бы то ни стало, вытащишь хоть из Ада, знаю, что придумаешь выход из Поэзия и проза 104 Поэзия и проза любой ситуации. Знаю, что о самых глупых моих проблемах ты будешь слушать безропотно, даже разбуженный в три утра. Я знаю, отлично знаю. Но, просыпаясь ночью от кошмаров, я только смотрю на твой но- мер в списке контактов. И никогда не позвоню… Потому что не знаю, что со мной будет, если ты не ответишь. И не перезвонишь на следую- щее утро, и потом… Твои шрамы… С каждым разом их всё больше, спина уже похожа на карту звёздного неба из детского учебника. Как-то раз ты прихрамывал. Как-то раз — берёг руку. И всегда делал вид, что всё нормально. Будто я могла не заметить выражения твоего лица, когда заденешь локтем косяк или неудачно переступишь. Но я делала вид, что не заметила. И когда ты появился на пороге с подбитым глазом, всё время пытаясь повернуться здоровой половиной лица, я вновь делала вид, что не заметила, с упор- ством, достойным лучшего применения. Я не хочу знать. Совсем не хочу. Потому что от этого, что бы оно ни было, тебя не оградить — не дашь. Ведь ты срываешься с места по телефонному разговору на пару секунд, прямо в ночь, ещё толком не сумев проснуться. Или — зацепившись мыс- лью за что-то в газете посреди завтрака, оставив откушенный бутерброд и нетронутый чай… Это яд, пусть и сладкий, но яд. Яд смертельный и не имеющий проти- воядия. Яд… Сегодня у тебя нет времени ни на что, кроме коротких посиделок в кафе. Ты даже не успеваешь подвезти меня, и в глазах вспыхивает с новой силой, погасшее было, чувство стыда. А я, прощаясь, слишком долго не могу расцепить рук и отпустить. Отпустить страшно, а ещё страшнее — что ты расслышишь это “ухожу”, бьющееся в голове. — Я ухожу, а уезжаешь ты. Смешно, — говорю я ровно, когда машины уже не видно из-за поворота. Глупость. Просто мне хочется проверить го- лос. Всё нормально с голосом, просто замечательно. Никто в офисе и не заметит ничего. Впрочем, какой офис? Вчера был последний день рабо- ты, а послезавтра у меня поезд. В ближайшем магазине меняю номер телефона. Всё, я ушла, ты — уехал. Вот только у моего кота твоё имя… г. Астана. |