Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [54]
Дайджест прессы. Россия. [22]
Дайджест прессы. Планета. [2]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 308
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Дайджест прессы » Дайджест прессы. Россия.

    Великий Восток на Гоголевском бульваре

    АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
     В 1991 году, что по-своему знаменательно, Государственный музей искусства народов Востока Указом российского президента был отнесён к особо ценным объектам нашего культурного наследия. Его собрание действительно уникально: здесь представлено искусство Кореи, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Кавказа и Закавказья, Средней Азии и Ирана, Индии, Бурятии, Монголии, народов Севера… Особое место среди постоянных экспозиций музея занимают работы Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся интереснейшие выставки. О перекрёстках и диалогах древних и современных культур мы решили поговорить с генеральным директором музея, доктором исторических наук Александром СЕДОВЫМ.
    – Александр Всеволодович, а с чего начался ваш «личный» Восток – с книги или путешествия?

    – Я по образованию археолог, окончил исторический факультет МГУ и с тех пор занимаюсь археологией Востока. Профессор Леонид Романович Кызласов, у которого я учился в университете (к сожалению, в прошлом году он ушёл из жизни), и «совратил» меня заниматься Востоком.

    – Жерар де Нерваль писал: «Для того, кто не бывал на Востоке, лотос по-прежнему остаётся лотосом», а для него после поездки он стал «неким сортом лука». Вы тоже разгадали восточную загадку?

    – Для меня Восток никогда не окрашивался в мистические тона. Археологи имеют дело с предметами материальной культуры. Мне с самого начала понравились аура Востока, менталитет восточных людей. Cтепи, горы и пустыни Южной Сибири и Средней Азии мне нравятся больше, чем природа средней полосы России. Может, я говорю ужасные вещи, но это так. Хоть я родился и вырос в Москве, отец мой – из терских казаков, а мать из-под Рязани, я себя очень хорошо чувствую на Востоке.

    – Вот вы сказали про восточный менталитет… Слышала, что про индийцев говорят, что это люди-дети, открытые миру, и поэтому их легко обмануть, завоевать, как сделала это Британская империя…

    – Да нет, конечно! Я не думаю, что следует мыслить столь элементарными категориями – «люди-дети», «люди-подростки» или «люди-взрослые». Всё относительно. Британцы завоёвывали не только восточные народы, да и сколько крови пролилось при этих завоеваниях… Обмануть людей можно где угодно: в Европе, Северной Америке, в Африке, на Аляске… А индийцы, наследники великой цивилизации древности, сейчас сами «завоёвывают» Запад.

    – А можно говорить о некой общей восточной ментальности и о западной так, как Киплинг их понимал?

    – «Восток есть Восток», и что-то общее есть во всех восточных культурных парадигмах. Но каждая восточная культура, как, собственно, и западная, по-своему уникальна. Многое обусловливается и местом проживания людей. К примеру, культурные традиции Китая и Индии совершенно разнятся. Ментальность йеменца кардинально отличается от ментальности жителя других арабских стран. Да и в самом Йемене, например, ментальность жителя горной части страны отличается от ментальности обитателя его прибрежной части.

    – А для Музея искусств народов Востока является плодотворной идея межкультурных диалогов? Вам интересно искать «восточное» в «европейском» и наоборот?

    – Безусловно. Начнём с того, что все великие цивилизации древности зародились на Востоке. В долинах великих рек: мы говорим о Египте и Месопотамии, Индии и Китае как о прародине человеческой цивилизации. Все достижения древности, включая письменность и изобразительное искусство, появились на Востоке. И если брать большие пространства в современном мире, то традиции будут в чём-то едины. Это проявилось уже в период эллинизма, когда Александр Великий объединил Восток и Запад.

    – Вы говорите о синтезе восточной деспотии и греческой демократии?

    – Не совсем так. Я говорю о слиянии или, скорее, о взаимовлиянии культур. Рождение новой формы правления было, скорее, следствием объединения культурных традиций, обогативших друг друга. И сегодня нужно всячески способствовать диалогу культур. Мы вместе с другими российскими и украинскими музеями, нашими румынскими, немецкими и венгерскими коллегами не так давно открывали в Будапеште выставку «Золото скифов». Скифы – это группа племён, проживавших на громадной территории от Великой Китайской стены до Карпатско-Дунайской низменности. Весь этот громадный пояс степей две тысячи лет назад населяли люди со сходной культурой, говорившие, скорее всего, на родственных языках, и все культурные и технические достижения, возникая в одном месте, оказывались известными в другом. Я подчёркиваю, что диалог культур и цивилизаций существовал с глубокой древности. В прошлом году в нашем музее состоялась выставка «Средняя Азия, Москва, Иерусалим – в творчестве еврейских художников». Еврейское искусство – это вообще отдельная большая тема, ведь лишь с конца XIX века оно перестало быть по преимуществу ритуальным, постепенная секуляризация и ассимиляция еврейской культуры способствовали появлению еврейских художников, которые влились в европейское и русское искусство: был Марк Шагал, Хаим Сутин…

    – Европе, как известно, японскую живопись открыли братья Гонкуры – Эдмон даже выпустил иллюстрированные монографии об Утамаро и Хокусаи. А в России с чего началось увлечение Востоком?

    – А в России всё началось гораздо раньше – с византийского влияния. И с татаро-монгольского нашествия, как ни банально это звучит. Русь впитала в себя и переработала много восточных традиций. В нашем быту есть масса вещей, изобретённых кочевниками. Но настоящая мода на Восток появилась в XVIII веке, когда купцы и миссионеры стали завозить китайские вещи из Европы и из самого Китая. Вспомним про тот же фарфор, который был изобретён в Китае в VII веке, за тысячу лет до европейского.

    – А есть ли примеры обратного влияния?

    – Ещё какие! Прогуляйтесь по залам нашего музея. Каджарская живопись создавалась под сильным влиянием европейских придумок: светотени и перспективы. Да это вообще уникально, что в XVIII веке в Иране стали писать масляными красками, а в первой трети XIX века складывается особый живописный стиль – официальный парадный портрет! Это удивительный феномен переплетения западных и восточных изобразительных традиций!

    – Есть мнение, что при слишком тесной дружбе происходит размывание оригинальных культур…

    – Тут как в мире людей: с кем-то вы хотите дружить, с кем-то нет. Но и живя с собственной женой и во многом сливаясь с ней, вы всё же остаётесь самим собой. То же самое и с культурами. Конечно, можно найти в истории массу примеров, когда одна культура растворялась в другой, более агрессивной или развитой. Всё это, на мой взгляд, осталось в прошлом. Например, такие великие культуры, как русская и китайская, могут сосуществовать, обогащаться, но ни одна из них не поглотит другую. Что далеко за примером ходить, когда наша Россия – многонациональное государство, и в этом котле столько варится! Но обычно вы точно знаете, к какой культуре принадлежите, несмотря на иногда возникающие сложности с национальной самоидентификацией. Кстати, ежегодно на острове Родос в рамках Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» собираются представители разных культур, религиозных конфессий, есть там и агностики. И все сходятся в одном: у нас масса общих проблем, общих тем, их гораздо больше, чем поводов для размежеваний.

    – Сергей Аверинцев однажды заметил, что на Востоке не было «непризнанных гениев», писцы, мудрецы не выделяли себя из толпы. Сейчас ломаются эти устои?

    – Многие люди из стран Востока, получившие образование на Западе и подолгу жившие там, на родину возвращаются чуть-чуть другими. Такие, как Салман Рушди, позиционируют свою индивидуальность. Сейчас мир похож на единый плавильный котёл, обмен ценностями и достижениями формирует некую надкультуру. В России существует очень много стереотипов в восприятии Востока. Считается, что Коран запрещает изображать человека. Коран запрещает изображать Бога, а мастера во все времена изображали людей, зверей, птиц. В музейной экспозиции вы можете увидеть образцы прекрасной иранской керамики XII–XIII веков с изображениями людей и животных, есть великолепный иранский ковёр, относящийся к началу прошлого века: ковроткач изобразил там персепольские фрески. Хотя, конечно, в изобразительном искусстве исламских стран приоритетной тенденцией была всё-таки орнаменталистика…

    – Восточные темы, видно, будят нашу фантазию... Здесь как в лавке древностей!

    – Поэтому около 40 процентов посетителей нашего музея – организованные школьные группы. Сейчас проходит удивительная выставка «Дети рисуют сказку». В экспозиции представлены работы юных художников из стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества: из России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Девизом проекта стал лозунг «Узнавая сказки, познаём друг друга». В его рамках работают и мастер-классы, которые проводятся художниками и дизайнерами, друзьями музея Востока, где ребёнок может узнать о чайной церемонии в Китае, нарисовать «Хлебную сказку» или цветочную историю…

    Беседу вела Валерия ОЛЮНИНА
    http://www.lgz.ru/article/8849/

    Категория: Дайджест прессы. Россия. | Добавил: Людмила (07.06.2009)
    Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]