Главная | Регистрация | Вход
Литературная Алма-Ата
Поделиться
Меню сайта
Категории раздела
Дайджест прессы. Казахстан. [54]
Дайджест прессы. Россия. [22]
Дайджест прессы. Планета. [2]
Новые материалв
[05.03.2007][Проза]
Вовка (2)
[05.03.2007][Проза]
Тайна старинного портрета (0)
[05.03.2007][Проза]
Моя вторая половинка. (1)
[05.03.2007][Проза]
Индикатор любви (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Дешифратор сигналов (0)
[23.03.2007][Дайджест прессы. Россия.]
ГОГОЛЬ, УКРАИНА И РОССИЯ (0)
[23.03.2007][Проза]
НЕ О ЛЮБВИ (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Продолжение следует... (0)
[04.04.2007][Дайджест прессы. Казахстан.]
Карнавал в вихре красок (1)
[05.04.2007][Проза]
Мечтатель (0)
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Читаете ли вы электронные книги?
Всего ответов: 308
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Главная » Статьи » Дайджест прессы » Дайджест прессы. Казахстан.

    Свой изгой
    Тулеген Байтукенов,
    тел. 259-71-99,
    tulegen@time.kz
    Сел как-¬то сценарист, режиссер и рекламщик Мухамеджан МАМЫРБЕКОВ за рабочий стол и давай писать сценарий полнометражного фильма. Занятие, в общем-то, не самое эксклюзивное: как только страна перестала массово читать, так сразу стала еще более массово писать.
    Но Мухамеджан не обивал пороги “Казахфильма” с требованиями дать дорогу молодым, не пытался выпустить свою “Цыганскую мать” отдельной книгой и почему-то даже не выступал с заявлениями, что культура погибает, а спасать ee, кроме Мамырбекова, некому. Он просто разослал материал российским кинематографистам. И выиграл конкурс крупнейшей в России частной кинокомпании Central Partnership - они выкупили у него права на экранизацию произведения.
    Чужой среди своих
    - В конкурсе участвовало 200 сценариев, и мой признали лучшим, - рассказывает Мухамеджан. - Вообще изначально “Цыганская мать” была написана для Алматы, но россияне попросили переписать “под себя”. Переделка не отняла много времени: изначально семья цыган бежала из Москвы в Алматы, а в новом варианте - в Казань. Мне всегда хотелось сочинить историю об изгоях. То есть о тех людях, которые выпадают из монолита общества: цыганах, бомжах, стариках, пенсионерах... Было интересно исследовать проблемы изгойства, понять, почему человек отделяет себя от социума. Или почему социум изолирует этих людей от себя.
    ¬ И ты пошел “в народ”, общался с бомжами, пенсионерами, цыганами? Или изучал, сидя в кабинете?
    ¬ В кабинете (смеется). Мне далеко ходить не надо было, потому что я сам всегда был в позиции изгоя, противопоставляя себя обществу, коллективу. Чувствовал себя брошенным и одиноким. Это, наверное, детские какие¬то комплексы.
    ¬ А почему ты считал себя изгоем? Вроде среди людей работаешь, фильмы снимал, призы получал...
    ¬ Почему вообще люди считают себя изгоями? Потому что считают себя лучше либо, наоборот, хуже большинства.
    ¬ Хм... И ты считал себя лучше всех?
    ¬ Так дело¬то в том, что четкой позиции нет. “Лучше” и “хуже” постоянно меняются местами. Иногда ты заявляешь окружающим: да я круче вас всех! А потом начинаешь презирать себя за то, что ничего не можешь. Думаю, это свойство многих молодых людей. Детство и юность я провел в Актюбинске, причем всегда хотел заниматься кино. Киношников там нет, меня никто не понимал, и вообще мечта снимать фильмы представлялась там совершенно нереальной. А я постоянно придумывал какие¬то истории, представлял различные сцены... Пытался поступить во ВГИК, но мой сценарий там не прошел. В результате уехал в Алматы, отучился два года в Жургеновке на продюсера. Продюсер из меня не получился.
    Иди и смотри
    ¬ А кто будет снимать твой сценарий, ты в курсе?
    ¬ Его отдали на читку нескольким режиссерам, так что ждем результата. Я сам предложил россиянам свои услуги как режиссера, но они просмотрели мои картины и сказали, что в них нет коммерческого потенциала. Деньги большие, боятся рисковать.
    ¬ Это к вопросу о казахском авторском кино, которое зрителям неинтересно?
    ¬ По большому счету, многие из казахских фильмов не надо было снимать, потому что они принесли понятию “казахское кино” больше вреда, чем пользы. Не хочу называть конкретные фамилии, но такие ленты создали общий фон невнятного и непонятного кинематографа, на котором потерялись другие стоящие проекты. На мой взгляд, надо просто снимать внятные и самобытные фильмы. Как “Игла” НУГМАНОВА. Из свежих примеров: какие¬то ребята сделали очень дешево “Жаралы сeзiм” ¬ историю о современном подростке, крутят его только в одном кинотеатре “Казахстан” и уже окупили бюджет. И народ ходит на показы! Потому что им интересно посмотреть на сегодняшний день, на таких же людей, как они сами.
    Сейчас нам придется выходить на зрителя, потому что другого пути просто не дано. Причем выходить надо на внешние рынки, в первую очередь русскоязычные, поскольку в нашей стране можно окупить только очень дешевый фильм. И параллельно снимать национальное кино, рассказывающее миру о том, кто такие казахи и что такое Казахстан. В “Цыганской матери” я и попытался выйти на концепцию зрительского кино. Это история жизни цыган, которые во всем мире одинаковы: что у нас, что в Америке. История, одинаково интересная везде. Поэтому и адаптация к российским условиям прошла очень легко. Кроме того, мы с приятелем пишем сценарий сериала “Братья Жумановы”. Вот он будет строго казахстанским: история о распавшейся семье, которая по прошествии многих лет вновь воссоединяется. Это очень патриотичный проект.
    Ни дать, ни взять
    ¬ А что такое патриотизм в твоем понимании?
    ¬ В фильме слова “патриотизм” не будет вообще. Настоящий патриот не говорит о нем, а по большому счету и не думает. Патриотизм ¬ это просто обычное состояние любого нормального человека, который старается что¬то дать стране.
    Лично моя мечта ¬ сделать нашу страну такой же узнаваемой, как, например, Япония. Если обобщить, то наша республика, как и все постсоветские государства, тоже ведь изгой. В СССР все нации были изгоями, даже русские, поскольку надо всеми довлело социалистическое начало.
    И сейчас мы пытаемся самоутвердиться, отбросить советское прошлое, укрепить имидж страны. Выйти из тени супернаций: китайской, русской... Доказать всему миру, что мы не хуже других, что мы имеем право разговаривать на равных. Так появляются теории наподобие той, что утверждает, будто Чингисхан был казахом или что все человечество произошло из Шымкента. Это, конечно, не имеет ничего общего с исторической наукой, но выглядит очень трогательно.
    Но чтобы идти вровень, надо постоянно забегать вперед. В кино, например, снимать свои, национальные картины. А если говорить обо всем обществе, то вот парламенту передали часть полномочий ¬ тоже хороший шаг, поскольку это в традициях именно казахской государст¬венности.
    ¬ В смысле?
    ¬ В степи всегда были ханы и общественные институты в виде совета биев, которые тоже участвовали в создании законов. Хотя казах всегда был лоялен к власти, потому что власть в степи была номинальной. Если человеку не нравился какой¬то бай или хан, он откочевывал туда, где чувствовал себя свободнее. В оппозицию никто не вставал. Образ жизни поменялся, а ментальность, складывывшаяся тысячелетиями, осталась той же. Поэтому и оппозиция у нас такая слабая. Кроме того, казахи никогда не обожествляли материальные ценности. В этом не было смысла, ибо кочевая жизнь подразумевала постоянные перемещения. Я говорю об этом, поскольку учился на историка, а от политики очень далек.
    ¬ Ну вот к тебе пришел серьезный успех. Как мыслишь свою жизнь дальше?
    ¬ Я хочу вернуть своей стране все то, что она мне дала...
    ¬ А что она дала?
    ¬ Корни, предков, духовное наследие...
    ¬ Извини, но если перенестись от духовного к материальному: где ты живешь с детьми и супругой?
    ¬ Ммм... В общежитии.
    На гонорар за сценарий я планирую купить квартиру.
    Категория: Дайджест прессы. Казахстан. | Добавил: almaty-lit (28.05.2007)
    Просмотров: 1199 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]