Душа радуется: как талантливы казахстанцы! Независимо от возраста, они стараются внести свою лепту в развитие детской литературы. В этой связи нужно упомянуть Джамиле Аязбекову, написавшую в 15 лет замечательную повесть «Звезда, зовущая в путь», удивившую одновременно космическим, планетарным мировосприятием, близким по масштабам Сент-Экзюпери, и казахским национальным сознанием кочевника в его единении с природой.
К сожалению, пока только в рукописном варианте существуют многочисленные сказки Л. В. Бессчетновой, близкие казахским народным сказкам с их бытовыми реалиями и идеалами добра.
Хорошо, когда появляются писатели, которых можно сравнить с классиками. Так, например, повесть «Еркегали по прозвищу «Кошмарик», написанная Дарией Джумагельдиновой, вызывает невольные ассоциации с «трудновоспитуемыми» героями Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Но если эти персонажи были продуктами своей эпохи и их главное несчастье — безотцовщина, недостаток внимания со стороны матерей-тружениц, то Еркегали, наоборот, окружен вниманием в избытке.
З. Фрейд, основоположник психоанализа, писал о ранних детских психотравмах, отрицательно сказывающихся на детях. А у Еркегали их немало: это и нелады между взрослыми в семье, и проблемы в детском саду, и его карикатурная внешность. Вот сколько поводов для комплекса неполноценности. Но автор дает позитивный пример избавления от страхов через взаимопонимание, уважение и любовь.
А также и через любовь к природе. Куприн утверждал, что дети лучше понимают животных, потому что стоят к ним ближе. Удались писательнице пейзажные зарисовки и сцены общения Еркегали с животными. Главный герой соприкасается с разным образом жизни, навестив родственников в ауле, где еще живы древние традиции, национальные корни.
Еркегали не склонен идеализировать взрослых, поэтому и не хочет быть такими, как они. Он критически воспринимает их мир: «Взрослые — страшные лгуны, даже мои родители». Более того, состарившись, взрослые становятся хуже детей, так какой смысл взрослеть, если возвращаешься к исходному в худшей форме. И тогда закономерен крик души ребенка, разуверившегося в превосходстве взрослых: «Я не хочу так жить!»
Нужно отметить, что Д. Джумагельдинова пробовала себя и в пьесе, и в стихах, и в сказках. И все ей удалось на славу. Так, например, читая сказку «Добрый мышонок», невольно вспоминаешь сказки Л. Н. Толстого с его идеями утешения и примирения с суровыми законами жизни.
А сказка «О храброй капельке» по своей одухотворенности напоминает сказки Андерсена. Сказка «Царство бабочек» вызывает ассоциации со сказкой Р. Киплинга «Мотылек», потому что в центре этих произведений — люди с их неразрешимыми проблемами и вечным стремлением к счастью. Так устроены все мы, независимо от национальности.
Трудно переоценить роль детской литературы в современном мире. Но поскольку дети зависят от взрослых, которые и правят миром, то одна из задач детской литературы — напомнить о детстве и его проблемах. Хорошо бы создать в Казахстане специализированное издательство, которое бы выпускало художественные произведения для детей.
Тем более что талантливых авторов немало.
Мереке УЮКБАЕВА,
кандидат филологических наук, доцент Казахского национального педагогического университета имени Абая
http://kazpravda.kz:80/index.php?uin=1152013916&chapter=1232660075 |